45-летний рекорд цен на драгоценные металлы: 1971-2016. Часть вторая

Первую часть материала на Goldenfront см. здесь.

В размышлениях прошлой недели я проследил историю золота, серебра и доллара США от учреждения национальной денежной системы в 1792 году до отмены золотого стандарта в 1971 году. Сегодня я рассмотрю парадигму нашего времени с началом в августе 1971 года, когда Никсон прекратил конверсию доллара США в золото для иностранных правительств. Затем дважды, в 1972 и 1973 годах была произведена девальвация доллара.

Начиная с этого времени, цены золота и серебра в долларах США свободно плавали на всех рынках драгоценных металлов, включая физический металл, бумажные инструменты и деривативы, такие как опционы и фьючерсы.

Вот график среднемесячной цены для каждого металла и отношения золото-серебро с августа 1971 года:

цена на золото

цена на серебро

Отношение золото/серебро

Давайте посмотрим на 45-летнюю историю цен металла и отношений цен. Заметна сильная изменчивость относительных цен двух металлов.

Официальная цена золота выросла после девальвации доллара США в августе 1971 года, августе 1972 года и марте 1973 года. Последнее постановление окончательно отменило Бреттон-Вудс, и доллар США, другие крупные мировые валюты и золото начали свободно плавать относительно друг друга.

После этих девальваций цена серебра росла примерно с той же скоростью, что и цена золота. С 1972 по 1973 год цена обоих металлов выросла более чем в два раза, а отношение золото-серебро в этот период в среднем было на уровне 30.

Арабо-израильская война 1973 года и последующее нефтяное эмбарго стран ОПЕК, разгул инфляции и экономический спад, всё это вызвало взлёт цен драгоценных металлов. Цена золота в течение двух лет держалась на среднем уровне $160 за унцию, а цена серебра, пройдя отметку $4.00, оставалась выше этой отметки в течение следующих 17 лет. Отношение цен в 1974-1975 годах приблизилось к 40.

Однако, золото было перекуплено, и в конце 1975 года произошла коррекция. Цена золота оставалась на низком уровне примерно полтора года, и отношение золото-серебро резко упало до двадцати пяти и выше.

Золото и серебро постоянно росли в 1978-м и до начала 1979 года, когда цена обоих металлов резко взлетела в конце лета и осенью. Пик наступил в конце января 1980 года, и цена дневного закрытия золота $850 за унцию держалась 29 лет, а цена дневного закрытия серебра $49.45 за унцию осталась непревзойдённым историческим максимумом.

Те оценки были метафорическими пузырями. Рост цены золота был вызван кризисом с иранскими заложниками, вторжением советских войск в Афганистан, ещё одним нефтяным эмбарго стран ОПЕК и двузначной инфляцией. Серебро шло следом, но этому также способствовала спекулятивная попытка братьев Хант монополизировать рынок.

Когда в первые два месяца 1980 года цена серебра резко взлетела, отношение золото-серебро было в среднем не выше 20:1. После отмены золотого стандарта это был единственный раз, когда отношение было меньше 20.

Пузырь братьев Хант лопнул в марте, когда они не смогли исполнить маржинальные требования; цена серебра резко упала, на короткое время став ниже $6.00 за унцию в июне 1982 года, когда отношение Au:Ag подскочило до 56. Но к середине 1983 года цена серебра выросла более чем в два раза, и изменчивое соотношение вернулось на уровень около 35.

Вскоре после этого начался медвежий рынок металлов: золото снизилось с почти $500 в начале 1983 года до $300 с лишним через два года после того, как серебро упало более чем на 60% менее чем за три года. Соотношения выросли с 40 с лишним в конце 1983 года до 70 с лишним к концу 1986 года.

Золото вернулось на уровень выше $400, а серебро в 1987 и 1988 годах торговалось от $6.00 до $7.00; отношение цен оставалось в основном выше 60. Интересно, что на цене золота не отразился обвал фондового рынка в октябре 1987 года, а серебро потеряло в цене 12% за месяц.

В начале 1989 года цены обоих металлов просели, золото снова опустилось ниже $400 за унцию. Цена оставалась слабой в течение следующих девяти месяцев, преимущественно на уровне $350.

Между тем, отношение золото-серебро взлетело при резком падении цены серебра, которое с середины 1990 до начала 1994 года торговалось преимущественно ниже $5.00 за унцию и ниже $4.00 с июля 1992-го по апрель 1993 года. В тот период наземные запасы серебра намного превосходили спрос.

В высшей степени аномальные соотношения цен Au:Ag в 80-е и 90-е годы держались практически три года, с сентября 1990 года по ноябрь 1993-го и достигли зенита 97.3 в феврале 1991.

Этот высокий уровень соотношений за 80 повторился всего два раза: в мае 1995-го и в прошлом месяце.

Золото оставалось на неизменном уровне в середине 1990-х годов на минимуме примерно $350, а серебро на уровне $5.00 за унцию. Скандал с канадской геологоразведочной компанией Bre-X в мае 1997 года опустошил Ванкуверскую фондовую биржу и в конце концов привёл к её закрытию, но не оказал влияния на цены драгоценных металлов.

Отношение золото-серебро оставалось высоким, но постепенно снизилось до 70 с небольшим и затем до 60 в ноябре 1997 года.

Однако месяцем позже, в декабре 1997 года, это отношение опустилось ниже 50:1, когда за месяц золото упало ниже $300 в первый раз с августа 1979 года. Это была часть более обширного медвежьего цикла, начавшегося с нефти и затем распространившегося на другую продукцию добывающих отраслей и сельского хозяйства. Катализатором стало падение тайской валюты, когда серьёзные экономические проблемы затронули другие развивающиеся рынки в регионе. Они, в свою очередь, заразили развитые страны мира, и финансовый кризис стал известен как «азиатское заражение».

Золото достигло низшей точки $260 в апреле 2001 года и оставалось ниже $300 за унцию до апреля 2002 года. В течение этого периода низких цен всех сырьевых товаров цена серебра был в среднем $5.00. Отношение цен от уровня менее 50 в начале медвежьего рынка постепенно росло до середины 60-х годов, когда золото вышло из депрессии в середине 2002 года.

После этого начался самый большой бычий рынок в истории. Золото взлетело от $303 в апреле 2002 года до рекорда $1895 за унцию 06.08.2011. Но заметьте, что потребовалось 29 лет, чтобы был превзойдён предыдущий максимум $850 за унцию в начале 1980-х годов.

Другие товары повторили бычий тренд золота в 2004 и 2005 годах.

В течение бычьего периода в золоте коррекция или даже остановка роста была редкостью, за исключением общего экономического кризиса с августа 2008 года по январь 2009-го.

В этом общем сценарии серебро отставало на первом этапе бычьего рынка; соотношение резко выросло в 1970-х годах и было высоким больше года. Когда цены серебра в конце 2003 года выросли, этот рост был впечатляющим: среднемесячная цена была выше $19.50 за унцию, и отношение снизилось в среднем до 50.

Когда в первой половине 2008 года почти во всех сырьевых товарах был достигнут исторический максимум, мировой банковский кризис вызвал снижение рынков, начиная с августа.

Серебро всегда более волатильно при быстро растущих и снижающихся рынках, и это было особенно очевидно в конце октября и начале ноября. Когда цена золота на момент закрытия торгов была равна $720, серебро было на минимуме $8.88, и дневное отношение цен было равно 81.1. В четвёртом квартале 2008 года отношение было равно в среднем 78.

При этом в обоих металлах был скачок вниз, но они быстро восстановились за счёт покупок, при бегстве в золото как безопасное убежище. Серебро шлейфом тянулось за золотом, и отношение вскоре упало до 60 с лишним.

Цена жёлтого металла превысила $1000 в сентябре 2010 года и продолжала расти. Серебро росло геометрически, и соотношение непрерывно снижалось в течение 2011 года, достигнув минимума 35 в апреле, когда средняя цена серебра была равна $42 за унцию в течение месяца. Пик цены закрытия $48.70 был в 28.04.2011.

В течение этого времени умные инвесторы продавали большую часть своих запасов серебра за реальные деньги (золото), зная, что экспоненциально растущие рынки всегда имеют параболический характер.

Рост золота, хотя и постоянный, был не таким резким. Оно достигло своего исторического максимума $1895 в сентябре и в среднем было равно $1772 в течение месяца. Отношение цен снова росло, когда серебро предсказуемо споткнулось. После апрельского пика серебро до конца года потеряло 27%.

С конца 2011 года рынок был неустойчивым для обоих металлов, и отношение оставалось на уровне выше 50 до марта 2013 года. В апреле первая из серии коррекций завершила 10-летний бычий рынок драгоценных металлов. Обычно изменчивое серебро продолжало рост в процентах, и отношение золото/серебро выросло до 60 с лишним.

К июлю золото торговалось почти за $1200, а серебро почти по 20 баксов. Оба металла проходили через более низкие минимумы и максимумы до конца 2015 года, когда средняя цена золота была равна $1068 за унцию, а средняя цена серебра $14.05 - минимальная цена за пять с половиной лет.

Отношение Au:Ag в течение пяти последних продолжало расти вследствие слабого рынка серебра. К октябрю 2014 года оно было на уровне 70 с лишним, а в марте достигло максимума за 21 год, 80.8.

Золото закончило 2015 год на отметке $1062 за унцию, и затем предсказуемо началось январское ралли с закрытием на $1112. Ралли продолжалось до середины марта, и с тех пор цена оставалась в диапазоне $1200-$1250. Этот трёхмесячный рост обратил вспять вышеуказанный 4.5-летний тренд, что предполагает завершение медвежьего рынка золота.

Кроме того, в начале февраля золото превысило своё 200-дневное скользящее среднее, и его недавняя точка закрепления намного выше этой бычьей точки отсчёта.

Тем временем, серебро оставалось подавленным до начала ралли двух прошлых недель, обратившего вспять пятилетнюю тенденцию постоянного роста отношения золото-серебро. Средние цены в апреле были $1243 для золота и $16.02 для серебра, с отношением 77.6.

Укрепление цены золота и постоянный рост цены серебра подтверждают, что рыночные настроения в отношении драгоценных металлов становятся позитивными. Время покажет, но есть данные о том, что впереди лучшие цены на драгоценные металлы.

Я написал много слов в этой истории цен золота и серебра и отношения цен примерно за 45 лет с тех пор как Соединённые Штаты (и, следовательно, мир) отказались от золотого стандарта.

Но каковы долгосрочные последствия денежной системы без обеспечения?

После отказа от золотого стандарта мы остались с корзиной декретных валют, заменителей настоящих денег. История вновь и вновь доказывает, что все правительства, города-государства, страны или империи в конце концов обесценивают свои валюты до полной потери стоимости, и мировая экономическая система проваливается в хаос.

Мы видели почти такой сценарий в конце лета и осенью 2008 года, банкстеры сохранили систему до следующего раза. Их решение, однако, породило сегодняшнюю экономику долга, который невозможно обслуживать, серийных банкротств, отрицательных процентных ставок, дефляции и обесцененных валют.

Многие из нас понимают, что сегодняшняя мировая экономическая парадигма неустойчива, и крах неизбежен. Некоторые эксперты вещают, что этот экономический Армагеддон неизбежен.

Но я хочу сказать, что никто не может предсказать, когда это случится. Те, кто пытается это сделать, уподобляется религиозным фанатикам-фундаменталистам, которые определяют последовательные даты конца мира.

Как вы поняли, мне трудно верить в их фаталистическую догму.

Вот что я знаю: золото реальные деньги, и владение ими сохранит ваше богатство, независимо от того, какая экономическая катастрофа на вас обрушится. У меня есть заначка и я верю, что у вас тоже.

P.S. Впридачу к золоту хорошо иметь оружие, горючее и продовольствие.

аватар

Фалп, Майкл

Fulp, Michael

Геолог, специалист по инвестициям в драгоценные металлы.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 29

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Цыган 05.06.2016 в 06:43
Я думаю что по металлам можем увидеть шокирующие для некоторых инвесторов в кавычках цыфры,т.к для тех кто в теме 350$ Gold это было бы божественным подарком так круто усреднить ценник закупа,а если армагиздец с медным тазом придет то тогда к нашему огорчению таких сладких ценников мы с вами друзья не увидим.
WazGen 05.06.2016 в 09:06
Цыкан ты больной. Только больной может усредняться по -80% и радоваться этому.
иbv 06.06.2016 в 12:21
Это он шутит!! инсайдер))) Исследователь, аналитик и автор бестселлеров Марин Katusa основатель Katusa Research присоединяется к нам , чтобы предложить свой ​​анализ на быстро меняющемся глобальном экономическом порядке, ближнего и долгосрочной перспективе будущее США нефтедоллара Katusa раскрывает тайну, "Я вам скажу, ребята во власти говорят мне," Марин объясняет, "самые богатые люди на планете" принимают противоположную позицию, они покупают золото. "Это вещи, которые вы никогда не будете читать в Wall Street Journal," говорит Katusa.
иbv 06.06.2016 в 12:24
Они тупо покупают трежерис !! Смешно даже
Цыган 06.06.2016 в 01:56
Может это и покажется безумием с моей стороны,но вы зря угараете даже если система сложится мы можем увидеть такой ценник и я этого не боюсь я бы хотел по 350$ закупиться. Когда в 90х была такая цена я был голодранец и золото было для меня не доступно.
Blue Canary 06.06.2016 в 04:18
Ничего не понимаю... Кто-то всеръез верит в рост цен на золото в обозримой перспективе? Цена на золото - это плата за страх в чистом виде и расти она может в условиях реальной, долгосрочной и усугубляющейся геополитической напряженности а не в результате какой-то локальной паники, пусть даже паники на биржах. Вот хороший пример - начало закупок золота центробанком России в 2006 - Мюнхенская речь Путина в 2007 - итоговая цена золота в 2011. С приходом Трампа во власть этот фактор постепенно сойдет с повестки дня или во всяком случае точно не будет определяющим. Трамп - прагматик и человек дела а не идейный псих вроде Обамы и Клинтон. Ему надо будет возвращать производство в США и вычищать социальные авгиевы конюшни после американской демшизы. На это нужно время и приемлемые цены на сырье (в том числе на нефть и металлы). Это - политика, то есть фундамент по золоту. А по технике - смотрим на первый график и начинаем понимать, что примерно двадцатилетний корридор $1000 - $1350 вполне себе формируется (может, конечно, и чуть шире - на графике нет последнего отскока вверх но и так все предельно ясно а с учетом ралли до середины мая так только слепой не заметит). Года эдак до 2035... 20-30-50 лет - вполне приемлемый цикл для золота, меньше - уже просто нерепрезентативно. Сорос, говорите, закупился? А что бы вы сделали в преддверии вероятного обвала на биржах на его месте и с его экспозицией в акции? Графики американских индексов видели? Верно, скинул 37% стоков, часть кэша захомячил и взял около 10-15% ABX, SLW и ETF-ов (последних, кстати, в два раза больше, чем остального - не похоже что ждет прям апокалипсиса), вполне грамотно и вполне укладывается в необходимость краткосрочного хеджа, не трежерис же брать на самом деле. Все нормально - дышим носом, забываем о золоте и переключаемся на фондовый рынок. Что-то, думается мне, там назревает и будет обидно пропустить действительно интересные события, гоняясь за золотым миражем. P.S. - Если правильно сориентироваться в ближайшем будущем на бирже (приоритет Доу Джонс Индастриал) то через несколько лет можно будет прикупить приглянувшийся золотой/серебрянный рудник. Для фанатов золотого тельца )))
Жук 06.06.2016 в 01:15
Кто-то всеръез верит в рост цен на золото в обозримой перспективе? ______________________________ Я верю в то что я смогу сохранить свои труднодоступные в золоте и серебре,а остальное это все лирика.
Kuper 06.06.2016 в 01:25
Кто-то всерьёз верит в крепкий доллар и другие ничем не обеспеченные валюты? Валютная масса увеличивается лавинообразно...
Kuper 06.06.2016 в 01:56
To Blue Canary: "Цена на золото - это плата за страх в чистом виде" То есть сейчас Вы считаете бояться нечего? "Усугубляющейся геополитической напряженности" нет? Кроме того, это лишь один из многих факторов влияющих на цену драг. металлов. "Вот хороший пример - начало закупок золота центробанком России в 2006 - Мюнхенская речь Путина в 2007 - итоговая цена золота в 2011." Плохой пример. Причины были совсем другие. Кроме того, роль России в мировой экономике мизерна. "С приходом Трампа во власть..." Шансы прийти во власть у него невелики, хотя теоретически они есть. "Сорос, говорите, закупился? А что бы вы сделали в преддверии вероятного обвала на биржах" Вот Вы себе сами и ответили (по поводу страхов и всего остального). Если хотя бы половина от всех крупных финансовых организаций вложит хотя бы 10% своего капитала в физическое золото (просто захеджироваться), то цены просто взмоют в небеса. Даже безо всякого кризиса. А кроме крупных, есть ещё море мелких инвесторов. "Если правильно сориентироваться в ближайшем будущем на бирже (приоритет Доу Джонс Индастриал) то через несколько лет можно будет прикупить приглянувшийся золотой/серебрянный рудник." А если сориентироваться неправильно, то можно пойти по миру, как это очень часто бывает при игре на биржах. Не забывайте о том, что покупательский спрос сильно падает, все закредитованы по самые... Можно наращивать производство товаров и дальше, а покупать кто будет?
Жук 06.06.2016 в 02:16
Да что ему это объяснять. Если он не видит самое элементарное, спрос падает,магазины и компании банкротятся, недвига падает и т.д все по цепочки. Пусть верит в печатный станок и в бумагу. Нынешняя бумага (деньги) скоро будут стоить ровно столько сколько стоит краска и бумага
Жук 06.06.2016 в 02:26
В ОАЭ родители больше не могут платить за образование детей. "Итоги этого учебного года оказались шокирующими, - рассказал изданию бухгалтер English Language School в Дубае Мохаммед Бажва. - Даже семьи, которые всегда платили вовремя, не смогли заплатить. За двенадцать лет работы столько просроченных платежей я вижу в первый раз". На фоне экономического кризиса в столице ОАЭ введен новый налог на аренду недвижимости. Ресторан где я всегда обедал, закрылся. Большой магазин парфюмерии на шейзад роуд, закрылся.это что я вижу и замечаю.А сколько я не замечаю? В сто раз больше. И т.д по всему миру
Жук 06.06.2016 в 02:55
Банк Японии предупреждает о шоке на рынке облигаций
Жук 06.06.2016 в 02:59
Полярный зверь уже в пути. Я думаю ставку не подымут 14-15 числа. Дела усугубляются с каждым днём
hq 06.06.2016 в 03:11
Кто не помнит как царскими фантиками клеили туалеты в 1917, советскими в 1991-, рос-и, 98, Беларусскими постоянно, кого не впечатлили Аргентина, Зимбабве?! Пусть и дальше коллекционирует разноцветные фантики! Это его право. А здравомыслящие всегда собирали Голд и Сильвер, у кого на что хватало, у кого не хватало - медь..
Цыган 06.06.2016 в 03:48
Жук привет! У нас в ипенях где я живу армагедон никуда не уходил.как в 90х совок сложился так ниче хорошего и не было. Такшта мы тут ниче и не заметим.
Жук 06.06.2016 в 06:35
Привет цыган, все будет хорошо, так как большинство россиян и другие люди на нашей планете жили и продолжают жить и работать,и если их уровень жизни упадёт на 10% то никто сильно это не почувствует, а вот на западе когда ихняя жизнь упадёт до миски супа и беженцам перестанут платить социал, там начнётся гражданская война и они будут убивать друг друга за кусок хлеба
Цыган 07.06.2016 в 09:38
Жук, меня недавно посетила мысль почему торговцы монет и слитков так охотно принимают резаную бумагу с франклином которую они же так страстно поносят.... Нестыковочка получается ;-))))
Настя 07.06.2016 в 12:58
To Жук, боюсь, что Вы правы. Живу в Германии и картина, мягко говоря, не радует. Давление на простого гетеросексуального человека с детьми сильно растет, а уровень жизни падает. Скорее всего, это все и вправду окончится чем-то вроде гражданской войны.
Kuper 07.06.2016 в 01:32
"Скорее всего, это все и вправду окончится чем-то вроде гражданской войны." Не дай бог, Настя! Предпосылок пока что, слава богу, нет. Общество разделилось пока только по вопросу нелегалов, которых почему-то называют беженцами. Это, скорее всего, приведёт к смене руководства страны, возможно станет триггером развала ЕС, но война - вряд ли. По поводу уровня жизни - всё относительно. В Германии пока что всё не плохо. Неимущие получают пособия, на которые вполне можно жить. Цены на продукты и товары практически не растут. Германия, правда, очень разная, в зависимости от региона. Сколько процентов от Вашего суммарного семейного дохода Вы тратите на продукты, не включая деликатесы и походы в рестораны? (С учётом того, что оба супруга работают и получают пособия на детей). Сравните, например, с Россией.
Kuper 07.06.2016 в 01:39
Цыгану: "почему торговцы монет и слитков так охотно принимают резаную бумагу" Торговцы драг. металлами живут за счёт спреда. Для них слитки и монеты - это просто товар. Продали слитки дороже за бумагу, затем купили дешевле в большем количестве за ту же бумагу.
Цыган 07.06.2016 в 02:58
Kuper,ок я какую то хрень спросил!как сам?
Kuper 07.06.2016 в 03:27
Всё отлично, спасибо, Цыган!
Жук 07.06.2016 в 03:33
Купер, это они пока получают пособие,а когда перестанут платить за просто так и скажут идти стройте дорогу за еду, так государство вам больше не может платить. Начнутся голодные бунты. Немцы и другие из развитых стран скоро будут вынужденны девальвировать свою бумагу что бы конкурировать с Азией. Сейчас, компания где я работаю собирается купить кое какое оборудования (станки) рассматриваю Английское и Китайское, Английское цена 250 штук дирхамов и 3 года гарантия, Китайское 100 штук дирхамов и 3 года гарантия и по качеству не уступает, директора склоняются к китайскому. Вывод, бриты и все остальные не конкурентно способны и надо девальвировать зарплаты или валюту. Цыган, если они перестанут продавать металл и ювелирку за резанную, они затянут петлю у себя на шеи, я лично хотел бы увидеть это :-))))
Экономист 07.06.2016 в 03:37
Жук , как раз ставки поднимут, как только получится, чтобы все активы перевести в бумажки и сша.
Kuper 07.06.2016 в 03:50
Привет Жук! Если перестанут платить пособия, то будет как в России - полная занятость )), либо свой бизнес, либо работаешь на дядю, либо родсвенники содержат. Инвалиды и другие неработоспособные пособие всё-таки получать будут. Многим развитым странам с Китаем конкурировать не нужно, потому что их производства как раз в Китае и находятся. Тем не менее многие клиенты готовы переплатить, чтобы получить, например, станки, произведенные именно в Германии. Это относится и к автомобилям и к высоким технологиям. Место сборки имеет большое значение (из своего опыта знаю).
Настя 07.06.2016 в 04:40
To Kuper, проблема скорее не в расходах на еду, а в налогах, обязательных сборах и сбережениях (у немцев это в основном всякие варианты страховок), а также в усиливающимся давлении со стороны государства. Немцы послушные, когда им есть что терять, т.е. страховые накопления. И вот когда они испарятся, или значительно потеряют в стоимости, это скорее всего и станет последней каплей.
Kuper 07.06.2016 в 05:07
Насте: Страховки и налоги огромные, согласен! Но я все эти расходы даже в своём бюджете не учитываю. Они все обязательные, если бы я мог, с удовольствием бы их не платил. Кроме того, если бы этих всех отчислений небыло, то были бы такие большие брутто зарплаты? - это ещё вопрос. А накопительная ведь только пенсионная? Но я и на неё не особо надеюсь. Стараюсь сделать накопления на старость сам. Большинство накоплений хранится на данный момент в серебряных инвестиционных монетах. Кроме обязательных, не имею ни одной другой страховки, так как это всё "развод" в чистом виде. Но многие немцы, да, согласен, очень любят страховаться от всего на свете. Нет практически никаких сомнений в том, что это всё ими будет потеряно, но всё будет обставлено так, что обвинять будет некого. В России в 90x тоже все всего лишились, но гражданскую войну не устроили, потому как с кем воевать? А что Вы подразумеваете под "усиливающимся давлением со стороны государства"?
Настя 07.06.2016 в 05:52
To Kuper Тоже считаю страховки разводом, но почти у всех моих знакомых это единственный вид сбережений. Мне даже как-то странно, что недвижимость есть только у двух, зато страховки на сотни тысяч у большинства. Kuper: "А что Вы подразумеваете под "усиливающимся давлением со стороны государства" Давление на средний и малый бизнес, на работников полиции и юстиции, да и просто на родителей, которые не хотят пускать детей на уроки полового воспитания и.д. (можно перечислять и перечислять в зависимости от окружения). Не радует также позиция государства: нелегалам можно все. Скорее всего, чтобы прокормить ораву "беженцев" будут повышать налоги (вот медстраховку обещают в следующем году повысить сильнее). Я не думаю, что гражданская война будет в традиционном смысле, скорее - довольно сильные народные волнения м элементами гражданской войны (возможно, как в Таджикистане после развала Союза). И потеря сбережений - это только один из факторов, еще очень высокий уровень безработицы (думаю, что после договора с США ее не избежать), высокий уровень преступности, а также налоговое бремя. Но это так, просто мои размышления :).
Kuper 07.06.2016 в 06:32
Насте: Всё это приведёт (и уже приводит) к снижению популярности нынешней власти. Налоги поднимать, скорее всего, не будут, так как жутко не популярная мера. Ограбят народ менее заметным способом, скорее всего старым и проверенным - девальвируют валюту под каким-нибудь благовидным предлогом. По поводу нелегалов нужно время, чтобы народ "наелся", когда псевдо-толерантность улетучится, то к власти придут те, кто решит вопрос. Только решать его к тому моменту может быть больно. Поживём - увидим.