"Абэномика" давит японских потребителей, опустошает экономику

После существенного повышения потребительского налога в апреле этого года, с 5 до 8%, розничные продажи сократились с марта на 20%. Общий объём продаж автомобилей упал на 56%, до худшего уровня с декабря 2012 года. Декабрь в Японии обычно бывает худшим из месяцев. Апрель был ужасен. Намного хуже всех опасений прорицателей и апологетов абэномики.

Но шок продолжался недолго, и прорицатели и апологеты снова взялись за своё. В мае продажи автомобилей были меньше, чем в прошлом году, но всего на 1.2%, в июне дела обстояли даже чуть лучше, чем в прошлом году (+0.4%), и оставалась надежда, что всё это будет как-то работать. Но в июле продажи снизились по сравнению с прошлым годом, и другие данные также указывают на ухудшение.

Затем пришёл август. По данным Японской ассоциации производителей автомобилей, в августе продажи автомобилей оказались в состоянии обморока во всех категориях: продажи новых автомобилей, включая мини-автомобили (крошечные машины с миниатюрными двигателями), снизились на 9.4% в годовом исчислении, до 281,326 единиц; продажи новых грузовых автомобилей всех размеров, включая небольшие, снизились на 7.2%, до 51,165 единиц. Общий объём продаж всей автомобильной техники снизился на 9%, до 333,471 единиц.

Это даже хуже ужасного апреля, хотя в последние годы в августе показатели были лучше, чем в апреле. Это даже хуже, чем декабрь 2012 года. Это самый худший месяц с августа 2011 года, когда японская торговля была парализована последствиями сильнейшего землетрясения и цунами в восточной Японии, унесших жизни 19,000 человек. Бесчисленные повторные толчки до сих пор ежедневно сотрясают здания и нервы.

Япония/кризис

Продажи машин, грузовиков, автобусов в Японии, в 100,000 единиц

Большая часть продаваемых в Японии автомобилей сделаны в Японии, это самый протекционистский рынок в мире, вопреки десятилетиям рекламных призывов американских производителей. Таким образом, снижение продаж не затрагивает импортёров и заводы в других странах. Это ударит в основном по японскому производству.

Прорицатели и апологеты абэномики волнуются. Августовское фиаско даже им трудно объяснить.  Реальность такова, что абэномика начинает пожинать свои плоды. Одним из ключевых элементов абэномики являются всемерные усилия вызвать инфляцию. Премьер-министр Синдзо Абэ (Shinzo Abe) и иже с ним сочли за честь использовать печатный станок Банка Японии для достижения этой благородной цели. Они её достигли.

Товарная инфляция в июле подскочила на 4.3% в годовом исчислении, поскольку большая часть возросших налогов перешла от поставщиков к потребителям. Инфляция в области услуг выросла только на 1.7%, то есть поставщики услуг проглотили возросший потребительский налог, не перекладывая его на своих клиентов, по крайней мере на данный момент. Это приведёт к сокращению их прибылей и их способности увеличивать и оплачивать персонал - а значит, их способности двигать экономику вперёд.

А что с инфляцией в августе? Бюро статистики использует инфляцию в районе Токио как предварительный индикатор инфляции для страны в целом через месяц. А в августе товарные цены в годовом исчислении в районе Токио подскочили на 5.1%.

Такой рост цен весьма ощутим для потребителей. Если не отыграет компенсация, последствия понятны.

Увы, компенсация сделала обратное. Спад усилился. Согласно отчёту Бюро статистики, средний доход домохозяйства упал по сравнению с прошлым годом на 2.4% без учёта инфляции, или 6.2% в реальном выражении. Инфляция без компенсации.

Невезучие японские потребители оказались в кошмарной ситуации - они видят, как избранное ими правительство выполняет план, который входил в избирательную программу. Сейчас этот план разрушает их возможность зарабатывать и уничтожает их сбережения темпами, неслыханными для японцев средних лет, которым такое знакомо только по историческим книгам.

То есть, они не просто экономят на автомобилях. В июле средние потребительские расходы на семью из двух-трёх человек, типичную для Японии, включая семьи с фиксированным доходом (пенсионеры) - упали на 2.0% в номинальном выражении по сравнению с прошлым годом. С учётом инфляции потребительские расходы упали на 5.9%.

Ярость абэномики, инфляция без компенсации, месяц за месяцем с неумолимой регулярностью обрушивалась на потребителей. Поджигатели инфляции должны быть в восторге. Сбываются их самые смелые мечты. Но продажи автомобилей, потребительские расходы и многие другие показатели, а также падение ВВП на 7.1% в прошлом квартале - всё это говорит о том, что для японского народа эта стратегия ужасна, и она разрушает экономику.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.