Америка сокращает средства программы талонов на питание на 6%: что дальше?

Сегодня одна из самых известных американских социальных программ, охватывающая 47,6 млн участников или 15% всего населения, Американская программа льготной покупки продуктов (SNAP), известная также как «продуктовые талоны» или EBT (электронный перевод пособий), подлежит заметному сокращению. Начиная с 01.11.2013, вводится поэтапное снижение по $5 млрд (что составляет 6% от объёма программы) за 12-месячный период. Чего ждать вслед за этим?

Ник Колас (Nick Colas) из Convergex объясняет.

Американская программа льготной покупки продуктов (продуктовые талоны) - крупнейшая программа предоставления льгот с учётом материального положения. Программа предусматривает прямой перевод наличных физическим лицам для покупки продуктов, на сумму $6,3 млрд ежемесячно. Согласно последним данным (за июль 2013 г.) программой пользуются 47,6 млн человек, или 15% населения. В среднем каждый получает $132 в месяц. Эта помощь будет сокращаться на $5 млрд (6% от суммарного размера программы) за 12-месячный период, начиная с ноября 2013 года. С точки зрения Уолл-стрит, эти цифры могут казаться незначительными, всего 0,0003% от ВВП. Но с точки зрения Мэйн-стрит [обычных граждан], это означает уменьшение пособия на $36 для семьи из четырёх человек, получающей полный объём льгот SNAP. Рекордные уровни на фондовых рынках, рекордные уровни для участников SNAP... Определённо странное социологическое рассогласование.

На этих страницах мы много писали о программе продуктовых талонов, хотя эта тема не имеет прямого отношения к корпоративным прибылям, процентным ставкам, Федеральному Резерву или другим признанным бизнес-темам. Для этого есть три причины.

  • Это крупная и известная государственная программа с регулярным обновлением данных. Согласно последнему обновлению данных в июле 2013 года в программе было 47,637,407 участников. Это 23,074,914 домохозяйств, получающих среднее ежемесячное пособие в размере $272.51. В сумме это составляет $6.3 млрд. Процентная доля участников программы составляет 15% от численности населения, или 20% домохозяйств.
  • Это хороший индикатор того, как экономическое восстановление затрагивает разные социальные слои. Люди, удовлетворяющие критериям для получения продуктовых талонов, имеют доход не более 130% от прожиточного минимума, и, как правило, ограниченное количество имущества. Эти 47,6 млн участников программы SNAP, по сути, представляют сейчас рекордную численность, если исключить те месяцы, когда программа предоставлялась пострадавшим от стихийных бедствий.
  • Это вызывает поток негодующих писем на мой электронный адрес, а также голосовых сообщений, с двух сторон политического спектра. Со стороны правых звучит критика в адрес определённой части населения США, использующей карты EBT (дебетовые карты для получения выплат по программе) для покупки пива и чипсов. И правда, такое случается. С левого фронта приходят послания, напоминающие того парня с призывом к миру «Оставьте Бритни в покое!» Эти люди утверждают, что продуктовые талоны являют собой часть понятия «жизнь в справедливом обществе», которое не позволит никому голодать. Половина всех зарегистрированных в программе SNAP - это дети, так что об их мнении также нетрудно догадаться.

Для сплочения наших противоборствующих читателей предлагаю следующий тезис:

«Со времени финансового кризиса кое-что изменилось в Америке, и сохраняющаяся распространённость программы SNAP свидетельствует об этом сдвиге». Или, говоря словами Билла Парселлза (Bill Parcells) «Вы то, что говорит о вас ваша репутация». Американская экономическая репутация, судя по данным о продуктовых талонах, всё еще довольно неприглядна.

  • До начала Великой рецессии в 2009-м число заявок на участие в программе SNAP изменялось вместе с состоянием американской экономики. Имеются заметные вехи в 1976 и 1981 годах, 4-м квартале 1992-го, и циклические снижения в конце 1970-х, 1980-х и 1990-х годов.
  • С 2004 года и по сегодняшний день число заявок на SNAP удвоилось, с 23 млн человек до более чем 46 млн. Стоимость программы за этот период изменилась с $25 млрд в год до $75 млрд в 2012-м.
  • Номинальное экономическое «восстановление», выражающееся в двукратном росте акций американских компаний с минимумов 2009 года, никак не проявляется в данных по продуктовым талонам. Как отмечалось, число заявок остаётся на рекордном уровне.
  • Иногда трудно себе представить, что означают большие цифры, поэтому вот несколько способов осознать размеры программы SNAP. Например, если бы все участники SNAP жили в одном и том же штате, его население было бы на 20% процентов больше населения Калифорнии. Если бы все участники программы взялись за руки, они бы могли охватить Землю (при расстоянии 1 метр на человека). 


Воздерживаясь пока от неизбежной политической дискуссии, обратим внимание на готовящиеся изменения в программе продуктовых талонов. С 1 ноября выплаты для всех участников программы SNAP понизятся.

  • Ежемесячные выплаты были повышены Законом о восстановлении и реинвестировании 2009 года, срок действия этого повышения истекает 1 ноября. Повышения были значительными - в 2010 году среднее пособие на человека увеличилось с $102 до $125 и достигло $133 в 2010-2012 годах.
  • Новое изменение сокращает программу на $5 млрд за период с ноября 2013-го до ноября 2014 года, при базе $75 млрд (на основе данных $6,3 млрд/мес.) По оценкам USDA, среднее пособие для семьи из 4 человек сократится на $36 в месяц.
  • Центр приоритетов бюджетной стратегии недавно сообщил на основе данных USDA, что у 80% семей, пользующихся SNAP, доходы ниже федерального уровня бедности ($19,500 на семью из трёх человек), и 40% живут в семьях с доходом меньше половины этого уровня.
  • Программа SNAP помогает питаться 25% всех детей в США и примерно 9 млн пенсионеров.

Посмотрим, сможем ли мы избежать политической опасности, приняв во внимание другие факторы.

  • Программа SNAP явно НЕ предназначена для предоставления единственного дохода американцам в затруднительном экономическом положении для целей приобретения продуктов. Было много проблем со знаменитостями и директорами компаний, «живущими на пособие SNAP», когда эти экономически благополучные люди предпочитали жить на $133 в месяц для покупки еды. Этим игнорируется факт, что программа предназначена для «помощи» и не является 100-процентной поддержкой.
  • В 2014-2016 годах предусмотрено дальнейшее снижение программы на общую сумму $11 млрд. Странно, что вопрос о финансировании программы SNAP решается в Конгрессе в рамках рассмотрения ежегодных субсидий по Закону о сельском хозяйстве. Это означает, что будущие сокращения могут быть отменены при рассмотрении этого закона в Палате представителей и в Сенате. Сейчас, однако, эти предлагаемые сокращения уменьшат объём программы SNAP с нынешних $75 млрд до $60 млрд. По правде говоря, в Конгрессе заметно давление в сторону дальнейшего снижения этих выплат, а не их увеличения.
  • Если оценивать влияние происходящего на рынки капитала, то надо смотреть на розницу в южных и западных штатах. Имеется 13 штатов, в которых живет более миллиона участников программы SNAP: Аризона, Калифорния, Флорида, Джорджия, Иллинойс, Мичиган, Северная Каролина, Огайо, Пенсильвания, Теннеси, Техас, Вашингтон. Экономический «мультипликатор» на покупку продуктовых талонов примерно 2:1, таким образом, сокращение на $5 млрд в 2013-1014 годах больше похоже на $10 млрд в реальной экономике. 

Подводя итог (аполитичный, конечно)... Денежная сумма, которую 15% населения США использует для покупки продуктов, будет уменьшена, в достаточном ощутимом для этой группы масштабе. Это может быть незаметно для экономических данных под шляпой Уолл-стрит, но этого безусловно достаточно, чтобы вызвать политическую реакцию. Понятия не имею, как это отыграет. Как показывает исторический опыт, мы находимся в неизведанных водах.  

аватар

ZEROHEDGE.COM

Финансовый блог номер один.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.