Даг Кейси о приближающемся крахе евро

(Интервью провел Луи Джеймс (Louis James)

L: Итак, Даг, ты мог бы кратко рассказать нам о том, что сегодня тебя волнует больше всего?

Doug: Этот FreedomFest будет особенно скандальным, потому что мы вместе с моим другом Джеффом Бервиком (Jeff Berwick) из Dollar Vigilante устраиваем широкомасштабный обед. Я еще точно не уверен, какие темы мы намерены обсуждать, но надеюсь, нас не посадят за нарушение слишком большого количества федеральных законов, законов штата и местных норм за один прием.

В любом случае, недавно я думал о нарастающей волне неприятностей в ЕС. Мы говорили об этом в январе прошлого года, когда я предупреждал о ней, но мне кажется, что в данный момент она стремительно переходит в решающую стадию. Масштабная финансовая и экономическая катастрофа в Европе неизбежна. Скорее всего, отсюда она распространится по всему миру.

L: Боюсь, ты прав, но последние газетные заголовки утверждают, что европейские шишки принимают меры, чтобы помочь новому правительству Греции, поддерживающему идею спасения, выполнить свои обязательства по введению жестких экономических мер. Означает ли это, что на сегодняшний день ЕС увернулся от опасности?

Doug: Насколько я могу судить, они не делают абсолютно ничего, а только печатают все больше валюты в надежде, что эта мера передвинет проблему в будущее, где по волшебству придет неожиданное спасение.

Я не видел точных данных относительно того, что именно Греция должна сократить, чтобы погасить навязанные ЕС обязательства по жесткой экономии, ни того, насколько это увязывается с греческой бюджетной реальностью. Но, как это обычно бывает в популярных отчетах, используются неточные термины, что делает невозможным упорядоченную дискуссию. Эти идиоты неспособны даже сформулировать проблему, не говоря уже о том, чтобы решить ее.

Во-первых, речь идет не о «Греции», а о греческом правительстве. Именно греческое правительство ввело законы, по которым люди стали выходить на пенсию в 55 лет. Именно греческое правительство создало гигантскую и высокооплачиваемую бюрократическую систему, которая просто сидит без дела, когда не занимается активным развалом экономики. Именно греческое правительство обременило страну непомерными налогами и нормативами, которые доставляют большинству компаний больше проблем, чем стоило бы. Именно греческое правительство взяло миллиардные займы, за которые теперь отвечает население. Именно греческое правительство задало легальный и моральный тон для неприятного положения, в котором оказалась страна.

Во-вторых, говорящие головы по телевизору очень неточно применяют термин «строгие меры» (austerity). Это звучит плохо, хоть даже всего лишь означает жизнь по средствам… или, для европейцев, не брать в кредит уж слишком много. Но кто знает, что на самом деле имеют или не имеют в виду лидеры стран ЕС, когда думают о жестких мерах? Возьмем, к примеру, греческие пенсионные фонды: как именно они финансируются? Я бы предположил, что частные компании производят выплаты в государственный фонд, как делают американцы в рамках программы социального обеспечения. Подозреваю, что в сейфах денег нет; все они были по мелочам растрачены на богатую жизнь и социалистические безделушки. К несчастью для пенсионеров. Может быть, они смогут уговорить китайцев дать им немного денег, чтобы и дальше жить на широкую ногу…

L: Социальное обеспечение. Вот еще один ошибочный термин. Никто из моих знакомых моего возраста или моложе не надеется, что получит хоть пенни из этих денег.

Doug: Да, мое поколение, поколение бэби-бумеров, уже полностью разграбит то немногое оставшееся к тому времени, когда ты так и не получишь свой чек. Прости, Лобо. Однако это предположительно было наше «Величайшее поколение», которого к нынешнему моменту уже почти не осталось, и которое на самом деле жило в роскоши. Но в данный момент суть в том, что голосование греков – по сути, за то, чтобы остаться в ЕС в надежде, что экономические преимущества перевесят трудности, связанные с требованиями жестких мер – совсем не означает, что они на самом деле смогут справиться с ситуацией.

Как только начнет ощущаться эффект новых полумер, я ожидаю появления на улицах новых еще более злобных банд. Эти люди настолько испорчены, что они считают правительство неким рогом изобилия, когда оно, в первую очередь, в основном просто является инструментом узаконенного грабежа.

И дело не только в жестких мерах, и не только в Греции или даже в Испании, которая официально обратилась за помощью. Экономики всех этих европейских стран жестко регулируются: сначала национальными правительствами, а потом, что еще хуже, этим дополнительным слоем невероятно суровых нормативов из Брюсселя. Насколько я понимаю, на ЕС работают около 30000 человек, составляя новые законы и нормы, как армия пауков, плетущих свои паутинки, высасывая жизнь из своих жертв. Ни один из этих законов не носит конструктивного характера. В лучшем случае, это потеря времени, а большая их часть – активно деструктивны, как, например, законы ЕС, предписывающие французам, как готовить сыр.

В прошлую пятницу я прочел в сообщении Дэвида Галланда (David Galland) из Португалии, что ЕС заставил португальцев разрушить половину рыболовного флота. Не потому что с лодками что-то не так, или они представляют какую-то опасность или с ними что-то случилось, а потому что они были слишком хороши, и португальцы были слишком успешными конкурентами; жизнь превратилась в подражание книге «Атлант расправил плечи». Он также сказал, что большая часть апельсинов, выращенных в Португалии, либо выбрасывается в мусор, либо отправляется в Испанию, где их не едят, а должны сделать мармелад, который затем отправляется на продажу в Португалию. Судя по всему, примерно половину кур в Португалии уничтожат – просто убьют, а не съедят – потому что их вырастили в условиях, не устраивающих ЕС.

Предполагаемые жесткие меры почти ничего важного не внесут; в лучшем случае, они просто продлят экономическую агонию. Вместо программ экономии, незначительного сокращения зарплат бюджетников и государственных пенсий нужно без долгих разговоров уволить все эти табуны еврократов, а их конторы полностью ликвидировать. Рынки нужно освободить.

А люди должны сами планировать свои пенсии. Нужно вести себя как взрослые, а не как дети, живущие одним днем, не думая о дне завтрашнем, как их к этому подводят государственные пенсии.

L: Чрезмерное регулирование и сдерживающие производство меры, связанные с вмешательством государства в экономику. Ты мог бы привести несколько подобных примеров и последствий этого?

Doug: Классический пример – это Римская империя после периода трудностей в третьем веке. После 50 лет полного хаоса, постоянного кризиса и незатухающих гражданских войн Диоклетиан (Diocletian) взял страну в ежовые рукавицы, регулируя все сверху донизу.  Я предполагаю, что если людям предоставить право выбора между хаотическим насилием и полицейским государством, они выберут последнее – как будто нет других альтернатив. Он установил всевозможные ценовые ограничения и «народный контроль», включая такие законы, когда сыновья были обязаны продолжать дело своих отцов. Окончательное падение Рима и успех варварских завоеваний не был связан с превосходством военных технологий или тактики у варваров, а с экономическим развалом римской экономики. На самом деле римляне бежали из страны, чтобы жить среди так называемых «варваров», где они могли быть свободными и процветать. История повторяется.

L: Это довольно сильно впечатляет, Даг. Думаешь, Европа сегодня находится в подобной смертельной спирали?

Doug: Да. Все эти правительства – банкроты. Но намного серьезнее финансового банкротства – их полное моральное и интеллектуальное банкротство. На данный момент европейцы настолько запуганы и унижены, что они заслуживают быть гастарбайтерами у китайцев, что их и ожидает. Долговые обязательства, которые они используют для финансирования своих раздутых бюрократий, чрезмерных социальных выплат, гигантских пенсий и так далее, по большей части, берутся из банков.

Но банки тоже банкроты, отчасти потому что они одолжили так много денег обанкротившимся правительствам. Так что у нас получилось два комплекта несостоятельных институтов, которые обмениваются долгами между собой. Ну и мало чем поможет тот факт, что именно страны PIIGS находятся в наихудшем положении, потому что именно банки в предположительно более богатых странах владеют долговыми обязательствами стран PIIGS. Они все связаны между собой.

В мировом масштабе все обстоит гораздо сложнее, потому что Европа – это крупнейший торговый партнер Китая. Когда ЕС перейдет в режим реверса, и там начнется мощный экономический коллапс, китайцы потеряют своих основных покупателей – и окажутся владельцами большого количества замков. Это также означает, что китайцы перестанут покупать сырье – сырьевые товары – которое они используют, чтобы производить то, что они продают европейцам. Это ударит по австралийцам, бразильцам, канадцам и другим сырьевым экономикам.

А проблемы Японии намного серьезней, хотя и отличаются от европейских. Хроническая коррупция и ныне пустеющая Россия держит курс на спад; ее экономика ничего не производит, кроме полезных ископаемых и оружия. Проблема действительно носит глобальный характер. Заголовки продолжают поносить Европу, но ЕС – это только вершина айсберга, на который нацелена мировая экономика.

L: В данном контексте особенно удручает то, что французы не только избрали президента-социалиста, но и социалистический парламент. Будь я французским налогоплательщиком, я бы страдал от сильной морской болезни.

Doug: И Франция – это не одна из стран PIIGS на периферии, а одна из двух крупных стран в основе ЕС. Я не понимаю, как во Франции сегодня можно вести прибыльный бизнес. Если кто-то на это способен, для меня он – герой, но это становится попросту невозможно. А сейчас Франция намерена еще больше уклониться влево. Будь я французом с каким-то капиталом, я бы завтра же утром сбежал из Франции вместе со своими деньгами.

L: Я где-то читал, что Кэмерон (Cameron) в Великобритании объявил, что там очень ждут французов с деньгами.

Doug: Я тоже слышал о таком. Но если бы я был британцем, я бы тоже ликвидировал свои активы и свалил; нет никаких причин полагать, что в Британии ситуация намного лучше. Она просто сейчас не светится в новостях. Эти правительства совершенно вышли из-под контроля, тянут одеяло на себя и относятся к своим населениям как к дойным коровам. Правительства всего мира идут по пути Диоклетиана.

L: Если это происходит по всему миру, какой смысл в том, чтобы паковать вещи и уезжать?

Doug: Что ж, в наши дни почти не осталось мест, куда можно сбежать, и нет места, где быть гражданином достаточно безопасно. Мы приближаемся к моменту, как в книге «Атлант расправил плечи», где продуктивные люди просто перестанут производить. Зачем трудиться, чтобы создавать капитал, когда значительная часть этого состояния пойдет на то, чтобы отбиваться от регуляторов и прочих государственных бандитов, а половину заработанного тобой отбирали, чтобы платить этим же отморозкам?

L: То есть ты намекаешь всем Атлантам, что пора расправить плечи?

Doug: С моральной точки зрения, это так. Мне до смерти надоело поддерживать своих угнетателей. Мне уже хочется пустить свой капитал по ветру, просто потому что так он хотя бы не достанется государству. Они совершенно извратили общество, сделав из него потребителя, а не производителя. Зачем откладывать, если ваши сбережения, скорее всего, украдут?

L: Ну… полагаю, это объясняет, зачем ты строишь дом в прекрасном, но сельском уголке Аргентины. Ты объявил забастовку, не желая более быть финансовым сторожем брату своему. Но правительство Аргентины так же ужасно, как и любое другое.

Doug: Да, но именно поэтому я являюсь гражданином Уругвая, имею банковские счета в различных юрисдикциях, помимо Аргентины – или США, если уж на то пошло – и я также работаю над тем, чтобы стать налогоплательщиком в Парагвае.

L: Но в Парагвае нет индивидуального подоходного налога…

Doug: Точно. И вот мое послание Хэнкам Риарденам всего мира: станьте «вечным туристом». Больше не существует настоящего налогового рая – даже швейцарские банковские счета, если вам удастся их открыть, больше не те, что были раньше. Вы спрашиваете, какой смысл уезжать, когда все правительства смотрят на свои субъекты как на дойных коров? Что ж, турист – почетный гость, который тратит деньги в местной экономике; его принимают с радостью и, по большей части, оставляют в покое. Нет в нашем мире совершенства – определенно, Аргентина тоже – но если ты распределяешь свою жизнь между различными юрисдикциями, ни одна из них не будет считать тебя своей коровой. Я просто предпочел провести большую часть своей жизни в Аргентине. Другие страны используются для других вещей по разным причинам.

L: Так где лучше всего сегодня иметь корпоративный офис?

Doug: Думаю, стоит обратить внимание на Сингапур. В Гонконге пока еще очень хорошо. Дубай предлагает некоторые преимущества в этой части света. Помимо всего прочего, стоит базироваться в местах, где правительство невелико и некомпетентно.

L: Вот откуда растут ноги у твоего интереса к Парагваю.

Doug: Конечно. Но это не то место, где бы мне хотелось жить; это тихая заводь, там только фермы, а столица похожа на городок на Среднем Западе с колониальной архитектурой в центре. Летом стоит невыносимая жара. Я также должен предупредить читателей, что ОЭСР принуждает Парагвай ввести НДФЛ, хотя до сих пор они этого не сделали, и сейчас это отличное место, чтобы быть налогоплательщиком.

L: США по-прежнему является экономическим центром влияния и местом, где многие люди делают большие деньги…

Doug: Да, хотя меня поражает, насколько сильно США сдали. В последние десятилетия, если кто-то решал создать бизнес, то США были чуть ли не лучшим местом для этого. Но с годами ситуация менялась в худшую сторону. Сейчас Штаты просто лезут на рожон. Но все относительно. Я бы рекомендовал состоятельным людям размещать свои капитал где угодно, только не в США, потому что это стало слишком опасно, как с финансовой, так и моральной точки зрения. Но если бы у меня ничего не было, если бы я был безземельным рабом, борющимся за жизнь в Нигерии, Бирме или Венесуэле, я бы всеми силами стремился попасть в Штаты. Как бы плохо там ни становилось, там все же намного лучше, чем там, откуда родом эти люди – и так будет на протяжении многих лет.

Тот факт, что в наши дни около 50 миллионов питаются по талонам – примерно каждый шестой житель США получает деньги на еду – попросту доказывает, как далеко все зашло. Хуже того, правительственные учреждения пытаются включить больше людей в эти программы, вместо того, чтобы помогать им твердо стоять на ногах. Если верить статье в Wall Street Journal, которую я прочел на днях, как Республиканцы, так и Демократы заморозили реформу программу выдачи талонов на льготную покупку продуктов, включая даже минимальные и разумные преобразования вроде проверки материального положения. Ожидается, что в ближайшие десять лет на эту программу будет потрачено более $700 млрд.

L: Бог ты мой, Даг – просто какая-то безнадега и мрачная безысходность. Но для тебя это старая песня. Предположим, что твой анализ в целом верен; почему ты считаешь, что чаша терпения скоро переполнится? Откуда мы можем знать, что это не просто очередное ворчание пессимистов?

Doug: Ну, это правда: «неизбежное» - не всегда означает «неминуемое». Когда люди видят, что нечто неизбежно – и я сам попадаю в эту ловушку – они склонны верить, что это неминуемо, даже если это не так. Но неизбежное есть неизбежное, то есть это должно случиться. Обычно мы не можем предсказать, когда именно – и такие события происходят намного позднее, чем нам кажется возможным – но как только ситуация начинает разворачиваться, все обычно происходит быстро. Кажется, что кризис тоже где-то далеко, а затем он вдруг происходит.

Это сильно похоже на эффект влияния земли в парашютном спорте. Когда выпрыгиваешь из самолета, обычно на высоте около 7500 футов для 30-секундного свободного падения, кажется, что можешь падать вечно. Отчасти это происходит из-за того, что до достижения равновесной скорости проходит 5-10 секунд, а отчасти из-за того, как геометрия играет с твоим визуальным восприятием. Хотя на высоте около 2500 футов можно понять, что игра подходит к концу. К 2000 футов нет нужды смотреть на высотомер, чтобы понять, когда дергать за кольцо, потому что ощущаешь острый эффект влияния земли. Европа опустилась ниже уровня 1000 футов, и даже если она потянет вытяжной трос, она поймет, что за спиной нет парашюта… а только груда грязного белья, которое ее экономисты в шутку упаковали в рюкзак. Бесполезно говорить о чем-либо, кроме жесткой, очень жесткой посадки. К несчастью, когда речь идет об экономике, это сравнение не очень работает. Потому что на самом деле тебе не нужен парашют, чтобы прыгнуть. Он нужен только в том случае, если ты собираешься прыгнуть дважды.

L: [Смеется]

Doug: Возьмем другую метафору. Европа в беде. Одна из причин, заставляющих меня думать, что вода в чайнике может достичь точки кипения этим летом, состоит в том, что люди в общем и целом предпочитают бунтовать летом… по разным причинам. Довольно существенной является ощущение, что «система» тебя обдирает. Возьмем набеги вкладчиков на греческие банки, достигающие миллиарда долларов в день. Будь я гражданином любой европейской страны, я бы точно побежал в банк и снял свою наличку. Конечно, это всего лишь бумага, но это лучше, чем ничего, если банк лопнет, и правительство не сумеет достаточно быстро его спасти.  

Даже в США с 2008 года обанкротились многие банки, но Корпорация FDIC и ФРС все время пытаются это скрыть. И все-таки все больше людей признают, что система держится только на доверии. Все больше людей по всему миру стремятся забрать наличные из банков. Большинство людей не обладают высокой финансовой грамотностью, но они достаточно читают и достаточно видят, и достаточно разумны, чтобы испугаться. Когда это происходит, они, скорее, предпочтут иметь больше денег в кармане или под матрацем, чем обычно. Вот почему невозможно получить доступ к деньгам, оставшимся в банках, в случае проблем в банковской системе, или если правительство объявляет официальный выходной, или если государство просто забирает их, ссылаясь на уклонение от уплаты налогов или «отмывание денег»...

Примечание для тех, кто живет в США: это может случиться и с вами. Я бы определенно рекомендовал вам запастись двадцати- и стодолларовыми купюрами с расчетом на несколько месяцев на тот случай, если в банках неожиданно исчезнут наличные. Однако лучше всего обратить их в золото и серебро, потому что никогда не знаешь, что банки дадут тебе, когда жареный петух клюнет – или если кто-то примет то, что банки дадут вам в обмен на необходимые товары и услуги… особенно если Бернанке (Bernanke) сбросит слишком много стодолларовых банкнот с вертолета. Все эти бумажные валюты быстро приближаются к своей истинной ценности. А когда они ее достигнут, миллиарды людей по чему миру будут сильно недовольны – в сущности, одновременно.

Во время последнего кризиса в Аргентине некоторые считали, что поступают очень умно, держа свои сбережения в долларах в банках. Ну и что ж, правительство объявило государственный выходной, а когда банки открылись, их доллары конвертировали в песо – и вдобавок обесценили примерно на 75%. По сути, то же самое произошло в США, когда Рузвельт (Roosevelt) девальвировал доллар.

L: Итак… короче говоря, то, что неизбежно, может или не может быть настолько неминуемым, но в таких вопрос лучше поторопиться на год, чем на день опоздать?

Doug: Именно так. И я вправду уверен, что мы приближаемся к краю пропасти.

Знаешь, люди могут прочесть это и отнестись как к развлечению, или отмахнуться от этого как от еще одной точки зрения. Но это похоже на старый дуб, который простоял сто лет, и казалось, еще сто лет простоит, но в бурю он вдруг рухнул. Только тогда мы увидели, что он был пустым изнутри и давно собирался упасть. Такова финансовая ситуация в мире: она прогнила до мозга костей из-за системы частичного резервирования и необеспеченных золотом валют, и совершенно продажна из-за вмешательства государства на рынок.

L: Помню, как мы – люди, которые разбирались в рыночной экономике – все знали, что Советскому Союзу суждено рухнуть из-за его внутренних противоречий и экономически самоубийственных мер. Но мы не знали, сколько это продлится, и иногда казалось, что это будет продолжаться вечно. Но потом, когда он затрещал по швам, развал произошел с головокружительной скоростью.

Doug: Именно так. Но когда развалился Советский блок, на помощь этим странам хотя бы пришел Запад. А кто поможет Западу? Будет нажата гигантская кнопка перезагрузки, последствия этого непредсказуемы. Лично я каждый месяц покупаю золото. Я предчувствую реальный всеохватывающий кризис мирового уровня. И он коснется не только финансов и экономики; все будет охвачено паникой – общество, армия, культура, образование, искусство, наука – все. Наступают по-настоящему интересные времена. Но если смотреть на вещи с оптимизмом, у меня низкий порог скуки. Признаю, что я любитель адреналина и развлечений.

L: Хорошо. Но тем из нас, кто по-прежнему пытается накопить какой-то капитал, чтобы иметь возможность относиться к мировому кризису как к адреналиновому всплеску, стоит напомнить, что этот кризис принесет массу возможностей для тех, кто видит его наступление и готовится к нему.

Doug: Умный понимает с полуслова. Обсудим это в будущих беседах.

L: И, конечно же, в наших рассылках.

Doug: Естественно. В течение следующих нескольких лет рынки будут полны отличных возможностей для спекуляций. И, помимо этого, отличных возможностей для инвестиций. Я надеюсь, что наши читатели уже чувствуют разницу.

Безусловно, участие государства в жизни рынка приводит к нарушению экономических связей, которое можно использовать. Принимайте правильные меры с опережением – например, таким действием можно назвать короткую позицию на Fannie Mae до обвала рынка недвижимости в 2008 году или покупку золота в начале 2000-х – и вам удастся сколотить состояние.

Конечно, фокус в том, чтобы предчувствовать такие события до того, как они произойдут. Со временем действия, провоцирующие вышеупомянутые возможности – например, государственное стимулирование банков к выдаче кредитов тем, кто не мог себе позволить покупку дома (что привело к обвалу цен на недвижимость) и увеличение государственной задолженности по всему миру (что спровоцировало золотую лихорадку 21-го века) – становятся очевидными.   

Таким же очевидным для нас является тот факт, что для спекулянтов появилось множество многообещающих возможностей заработать. Одна из лучших вознаградит тех, кто способен распознать перспективы рынка золота. Энергетика, технологии и иностранные рынки также создают огромные возможности для заработка… но только для тех, кто тратит свое время на то, чтобы раскопать больше информации, чем дается в популярных экономических новостях.

Однозначно, потраченное время окупит себя с лихвой.

аватар

Кейси, Даглас "Даг"

Casey, Douglas "Doug"

Американский экономист, сторонник свободного рынка, автор нескольких финансовых бестселлеров. Он является основателем и председателем компании Casey Research, которая продает финансовую и рыночную аналитику по подписке со специализацией на энергетике, металлах, горнорудном производстве и информационных технологиях. Его книга Кризисное инвестирование (Crisis Investing) стала бестселлером #1 в престижном списке New York Times в 1980 году и стала финансовым бестселлером года, продав 438,640 экземпляров. За свою следующую книгу Стратегическое инвестирование (Strategic Investing) Даг получил самый большой аванс, когда-либо заплаченный за книгу по финансам в то время. В 2009 году в своей речи под названием «Мои мытарства в третьем мире» он предложил приватизировать небольшую страну и сделать ее публичной компанией на нью-йоркской фондовой бирже.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 8

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Den 15.07.2012 в 10:38
Огромное спасибо редакции за частые публикации материалов от Дагласа Кейси. Удивительный человек.
LPG Creator 16.07.2012 в 12:27
Классная статья с примерами, которые подтверждаются каждый день..."ЕС заставил португальцев разрушить половину рыболовного флота." Толи еще будет! В Латвии это произошло 20 лет назад. 10 лет назад запретили выращивать сахарную свеклу и обанкротили сахарные фабрики. 7 лет назад научили выращивать на полях рапс вместо сельскохозяйственных культур. А сейчас платят крестьянам деньги просто за то что у них ничего не растет. Кстати, Сомали была развитой аграрной страной, но стоило попросить денег у МВФ - и теперь это центр зла и пристань пиратов.
Артур 16.07.2012 в 09:30
Ужос! Побежал покупать очередные пару унций золота)
имя 19.07.2012 в 04:01
Идея вечного туриста хороша, но подходит только для богачей. Человеку, который работает на работодателя и получает среднюю зарплату, такая жизнь просто не по карману. А во-вторых, когда таких туристов-уклонистов станет слишком много, ничто не помешает правительствам крупных стран изменить международные законы и надавить на остальные страны, дабы заполучить свои налоги.
Ко 15.08.2014 в 10:05
Насчет "вечного" туриста я не понял. А с чем мотаться по миру? С какими бабками, если они накроются все разом в короткий промежуток времени. С золотишком? Не прокатит (вспомните Остапа и его переход границы).
Андрей Демидов 16.08.2014 в 12:02
@ Doug: Именно так. Но когда развалился Советский блок, на помощь этим странам хотя бы пришел Запад "
MM 16.08.2014 в 02:37
Человечество в XX веке открыло замечательный способ борьбы с глобальными экономическими кризисами - Мировая война. К чему все и идет. Странно, что Даг и не заикается об этом. Наверно, потому что тогда туристов будут сажать в концлагеря, а золотые слитки придется менять на хлеб в пропорции 1 к 1.
alex 17.08.2014 в 01:21
но, кому "придется менять золотые слитки на хлеб в пропорции 1 к 1" будет еда, а что и в какой пропорции будут менять на еду остальные?