Даг Кейси о том, как экономисты-шарлатаны убедили всех, что они нейрохирурги
- дата: 4 сентября 2023 (источник от 20 августа 2023)
International Man: Среднестатистический человек не интересуется экономикой. А если и интересуется, то только такими популярными изданиями как The Economist и редакционные статьи The New York Times.
В этих публикациях простой человек будет читать так называемых экономистов, пропагандирующих в качестве решения проблем такие перевернутые и разрушительные концепции, как отрицательные процентные ставки, запрет на наличные деньги, потребление в долг, государственные расходы и безудержное печатание денег.
А если данные методы не срабатывают или наносят ущерб, то в ответ эти экономисты просто призывают к еще большему печатанию денег, увеличению долга и еще большему снижению процентных ставок.
Как Вы относитесь к традиционным экономическому мышлению и методам?
Даг Кейси (Doug Casey): Честно говоря, большинство «экономистов» сегодня — не более чем политические апологеты, маскирующиеся под экономистов.
Экономист - это человек, описывающий, как устроен мир: как люди производят, потребляют, покупают, продают и живут своей жизнью. Однако большинство современных докторов экономических наук занимаются не этим. Вместо этого они пишут, как, по их мнению, должен работать мир, и разрабатывают теории, помогающие политикам продемонстрировать добродетель и необходимость их стремления к большей власти.
Из-за этого у нас сегодня практически нет легитимной экономики. То, что называется экономикой, имеет очень плохую репутацию, и это вполне заслуженно. Экономика деградировала. Её еще нельзя назвать посмешищем, как гендерные исследования, но она уже находится на одном уровне с политологией, не имеющей отношения к науке.
У всех людей разные симпатии и антипатии, разные желания и потребности. Но этим так называемым экономистам нравится относиться к людям так, как будто они упорядоченные атомы. Они думают, что могут манипулировать людьми, как химическими веществами, и относятся к экономике как к чему-то, что можно нагреть или охладить. И именно они решают, что нужно массам.
Экономика стала оправданием централизованного планирования, а экономисты превратились в социальных инженеров.
Экономику преподают в колледжах так, как будто это раздел математики. Но это не так. Она имеет только ограниченное отношение к математике. Скорее, это раздел философии, - мораль, изучающая отношения людей в материальном мире.
Экономика стала служить правительству, чтобы научно обосновать совершаемые им действия, направленные, естественно, на достижение большей власти.
На самом деле каждый человек должен быть сам себе экономистом. Потому что, согласно Мизесу (Ludwig von Mises), вы должны сделать это для себя, чтобы понять устройство мира и человеческое поведение.
International Man: Ведущие экономисты одержимы сложными моделями и графиками, пытаясь максимизировать ВВП.
Австрийская экономика свободного рынка наоборот сосредоточена не на централизованном планировании экономики, а, скорее, на действиях человека в условиях дефицита.
Австрийцам не интересны сложные модели, т.к. они считают, что невозможно количественно оценить действия и предпочтения всех людей.
Что, по вашему мнению, более полезно и почему?
Даг Кейси: Адам Смит (Adam Smith) написал книгу «Богатство народов» примерно в момент начала Американской революции. Он действительно положил начало экономической науке. Однако самый влиятельный экономист всех времен – это Карл Маркс (Karl Marx). Его гигантский трехтомный труд «Капитал» содержит ряд интересных наблюдений. Но взгляды Маркса способствовали созданию тоталитаризма: Советского Союза, Восточной Германии и др.
Одно из наиболее интересных наблюдений Маркса – разделение всех товаров на «средства производства» и «предметы потребления», что вполне точно. Проблема в том, кому, по мнению Маркса, они должны принадлежать.
Он считал идеальной системой коммунизм. При коммунизме средства производства и предметы потребления принадлежат коллективу. Средства производства - это фабрики, фермы, шахты и всё то, что создает новое богатство. Потребительские товары - это дома, автомобили, одежда и др. Настоящего коммунистического общества никогда не существовало. Северная Корея или Китай во время Культурной революции, вероятно, были ближе всего.
Маркс считал социализм промежуточным пунктом на пути к чистому коммунизму. Социализм - это система, когда в руках государства находятся средства производства, но частные блага остаются в собственности отдельных лиц. Теоретически при социализме у человека может быть свой дом или автомобиль.
Несмотря на то, что многие страны называют себя социалистическими, - это неправда. Термины «коммунистический», «социалистический», «фашистский» и «капиталистический» почти всегда используются неправильно. У них нет четкого определения в современном языке. На самом деле в мире не осталось ни одной социалистической страны. Все страны, пытавшиеся строить социализм, потерпели неудачу, а средства производства в конечном итоге были приватизированы. Почему? Потому что везде - и в России, и в Китае - люди обнаружили, что государство закапывает богатство в землю. Социализм умер, потому что, выражаясь популярным языком, он был неустойчивым.
Однако публике нравятся идеалы социализма — в основном бесплатные вещи, что понятно. Например, они слышали, что Скандинавия — это социалистическая утопия. На самом деле это не утопия и не социализм - все промышленные предприятия находятся в частной собственности. Путаница возникает из-за того, что это государство всеобщего благосостояния, и это то, чего люди действительно хотят. Всё кажется бесплатным, но цена этому – огромные налоги.
В мире нет настоящих капиталистических стран. Капитализм - это система, в которой экономические вопросы регулируются рынком, а не государственными решениями. Данное утверждение нуждается в объяснении, но сейчас не об этом. Только скажу, что почти все страны в мире сегодня следуют фашистской модели, предложенной Бенито Муссолини (Benito Mussolini): несмотря на то, что средства производства и потребительские товары находятся в частной собственности - всё контролирует государство. Как система, эта модель имеет гораздо больше смысла, чем коммунизм или социализм, но не так много, как капитализм. Т.к. в ней допускается частная собственность, ее часто путают с капитализмом.
International Man: Раньше вы называли ведущих экономистов «современными предсказателями».
Вы сказали, что они «шарлатаны, убедившие всех, что они нейрохирурги».
Не могли бы Вы уточнить это?
Даг Кейси: То, что сегодня считается экономикой, — это не наука; это больше похоже на религию, где догмы передаются свыше. Экономисты пишут заумные статьи, правительства используют это для того, чтобы «вмешаться» и «сделать больше». Экономисты фактически стали светскими священниками, толкующими доктрины различных пророков. Главным пророком последнего столетия был Джон Мейнард Кейнс (John Maynard Keynes).
Смешивать религию с государством всегда опасно. Обычно приходится жертвовать массами людей, чтобы воплотить в жизнь чью-то волшебную идею.
International Man: Складывается впечатление, что истэблишментные экономисты - не более чем высокооплачиваемые апологеты правительства и социальные инженеры.
Они используют сложные, но бесполезные математические модели, чтобы помочь политикам показать свою значимость. Они помогают политикам захватить больше власти, что только способствует росту правительства.
Так мы невольно пришли к высказыванию великого французского апологета свободного рынка Фредерика Бастиа (Frederic Bastiat):
«Когда грабеж становится образом жизни группы людей, с течением времени они создают для себя правовую систему, разрешающую грабеж, и моральный кодекс, прославляющий его».
Что вы думаете по этому поводу?
Даг Кейси: Хороший пример - Федеральная резервная система. Сначала она представляла собой не более чем формализованный расчетный центр для банков, помогавший им оформлять сделки и организовывать прикрытие временной неликвидности.
Вначале она не выглядела слишком опасной, но со временем она превратилась в самую опасную и влиятельную часть правительства США. Налоговые поступления в настоящее время – это не более чем половина того, что тратит правительство США. Остальное - это, по сути, напечатанные деньги, при содействии ФРС. По сути, государственные облигации США продаются ФРС, а она затем размещает доллары на счетах правительства в коммерческих банках. Официально ФРС не зависит от правительства США, но на данный момент они как сиамские близнецы.
International Man: Как обычному человеку получить точное представление о реальном происходящем в экономике?
Даг Кейси: Вы должны заниматься самообразованием. Но я не имею в виду, что вы должны четыре года ходить в колледж и заплатить за это кругленькую сумму, чтобы вас ввели в заблуждение. Возьмите это под личную ответственность.
Суть самообразования в том, чтобы читать, а затем применять критическое мышление к тому, что вы читаете. Это значит задавать вопросы и настаивать на логических объяснениях. С чего начать? На мой взгляд, лучшая книга об экономике, которую можно почитать, - это «Экономика в одном уроке» Генри Хэзлитта (Henry Hazlitt). В ней около 150 страниц, и это просто жемчужина. Ее должен прочитать каждый.
Дальше всё зависит от вашего интереса и того, насколько глубоко вы хотите в это погрузиться. Я рекомендую всё, что написано Мюрреем Ротбардом (Murray Rothbard), Томасом Соуэллом (Thomas Sowell) или Уолтером Блоком (Walter Block). Все они здравомыслящие авторы, пишущие понятным языком. Я думаю, что Ларри Саммерс (Larry Summers), Пол Кругман (Paul Krugman) или Джозеф Стиглиц (Joseph Stiglitz) не помогут вам понять, как устроен мир. Они всего лишь знаменитости. Я считаю Людвига фон Мизеса (Ludwigvon Mises) слишком заумным. Это как если бы немецкий академик — кем он, конечно, и был — писал бы для других академиков. Его мысли великолепны, но изложены они очень сложным языком. Начните с книги Mises Made Easier Перси Гривза (Percy Greaves).
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.