Иен Гордон: «У нас будет система золотого стандарта к 2014»

Через 80 лет после Великой депрессии Иен Гордон (Ian Gordon) считает, что, в соответствии с теорией финансовых циклов, нас ждет новый коллапс, только на этот раз – более разрушительный. Защиту могут предоставить золотые и серебряные акции.

Интервью взял: Зиг Ламбо (Zig Lambo)

The Gold Report: Доброе утро, Иен. Спасибо, что нашли время поделиться с нами новыми идеями по поводу экономической ситуации и конкретных компаний, о которых, как вам кажется, было бы интересно узнать нашим читателям. Когда вы общались с The Gold Report в январе, вы рассказали о том, как все будет дальше. Вы могли бы дать представление о том, что людям нужно делать с финансовыми вложениями, чтобы защитить свои активы? Какие изменения вы видите, и что вы думаете теперь, в свете того, что произошло с января?

Я думаю, ситуация ухудшается. В сущности, валюты мира прямо сейчас находятся под ударом. Я не уверен, что евро переживет даже этот год. Достаточно будет покинуть союз  одной стране, например, Греции, и вся структура, скорее всего, рухнет, как карточный домик. Конечно, доллар США как резервная валюта тоже под ударом. Так что я думаю, что дело идет к кризису, как мы и предвидели в своем анализе, потому что он базируется на теории длинных волн Кондратьева.

В 2011 году мы отмечаем некоторые параллели с 1931 годом, потому что с тех прошло 80 лет. Мы считаем 20-летние циклы важными годовщинами, а это всего четвертая двадцатка. В 1931 году практически рухнула вся денежная система мира. Мы давно предсказывали коллапс существующей мировой денежно-кредитной системы, основанной на обвале 1931 года. Однако мы видим, что нынешний кризис будет иметь гораздо более значительные и разрушительные последствия, чем крах 1931-1933 годов, просто потому что теперь это – развал системы бумажных денег. По сути, экономика не оправдает доверия.

Итак, учитывая существующую возможность серьезного переворота в системе работы мирового экономического цикла, если все это развалится, что нас ждет в итоге? Мы вернемся к золотому стандарту или чему-то подобному? Как это произойдет, как много времени это займет и каковы последствия для инвесторов?

Я вполне уверен, что мы вернемся к системе золотого стандарта. Системы бумажных денег исторически никогда не выживали. В общем и целом, они создавались ради эксперимента в пределах одной страны. А когда они терпели неудачу, как во Франции после провала проекта бумажных денег Джона Ло (John Law) в 1720 году или фиаско ассигнатов в 1798 году, это вызывало грандиозный переворот. А после этих неудач страна возвращалась к обеспечению своей валюты золотом. Так что, думаю, нам придется вернуться к чему-то подобному, потому что, по сути, золото дисциплинирует правительства. Мы наблюдали полное отсутствие дисциплины в системе бумажных денег, существующей с коллапса мировой кредитно-денежной системы в 1931 году. Попросту началось бесконтрольное печатание денег; а параллельно с печатанием растет и задолженность. Они идут рука об руку.

Мы нарастили огромный объем мировой задолженности, который, вероятно, намного превышает $100 трлн. Только в США суммарный долг составляет примерно $57 трлн. Так что этот долг начинает исторгаться из мировых экономик, и всем грозит довольно серьезная депрессия.

Будучи инвесторами, мы должны максимально защитить себя. Мы давно рекомендовали инвестиции в золотые и серебряные акции. По сути, мы формировали портфель, состоящий на 100% как из физического металла, так и из акций золотодобывающих компаний, с 2000 года, потому что наш цикл подсказывал нам, куда направить свои активы. Так что мы так и поступали. Думаю, инвесторам придется сделать то же самое и держаться подальше от рынка обычных акций, потому что, в конечном счете, фондовый рынок отразит реалии экономики. Нынешний фондовый рынок США стимулируется с помощью количественного смягчения (КС), когда в банковской системе происходят масштабные вливания. Эта банковская система не возвращает деньги обратно в экономику, потому что потребители выжаты как лимон; они больше не могут брать кредиты. Так что большая часть денег, вливаемых в банки Федеральным резервом, используется для спекуляций.

Можно ли поподробнее об этом механизме перед тем, как мы перейдем к обсуждению более конкретных инвестиционных идей? Как, учитывая интернационализацию мировой экономики и то, что деньги просто стали электронными сигналами в компьютерных системах, мир вернется к какому-то стандарту твердых денег без нескольких лет депрессии?

Когда мировая денежная система стала рушиться в 1931 году, это началось с банкротства австрийского Creditanstalt Bank в Европе. Все пытались спасти этот крупный банк: Федеральный резерв, Банк Англии и JP Morgan. Все они знали, что последствия банкротства одного этого банка приведут к дефолту в Австрии и краху многих других банков, обремененных испорченными бумажными деньгами. Обанкротившаяся Австрия была выдавлена из системы золотовалютного стандарта, и вскоре за ней последовала Германия. Великобритания отказалась от стандарта в сентябре 1931 года, что практически разрушило всю мировую денежную систему. Новой системы не было до подписания Бреттон-вудского соглашения в 1944 году. Перерыв был долгим. Довольно просто можно увидеть аналогию с нынешним развивающимся коллапсом денежной системы.

После 1931 года Америка была довольно самодостаточной, у нее была вся необходимая нефть и еда, и она погрузилась в изоляционизм. Великобритания торговала в пределах своей тогдашней империи. Мировая торговля развалилась после 1931 года, и 2011-й может стать повторением этого трагического года в случае коллапса евро и развала всей  мировой экономической системы. До создания новой системы может пройти много времени. Это связано с вышеупомянутым 20-летним циклом. Система чистого золотого стандарта, первоначально появившаяся в Великобритании в 1821 году, рухнула в 1914 году, потому что участники Первой мировой войны не могли оставаться в системе золотого стандарта и печатать деньги, необходимые для ведения военных действий. Так что я бы сказал, что мы с большой вероятностью вернемся к золотому стандарту в 2014 году – через сто лет после его отмены в 1914 году.

Значит, вы имеете в виду, что у инвесторов еще есть 2-3 года в запасе, чтобы занять позиции и разместить деньги, чтобы заработать на том, что случится, когда все изменится.

Именно.

За последний год цены на металлы демонстрировали значительную волатильность, а также заметные прибыли. Как это сказывается на компаниях, участвующих в добыче?

Я, по большей части, вложился в молодые добывающие компании, а также в компании, обладающие подземными золотыми активами. Я больше расположен вкладывать в золото, нежели в серебро. Думаю, эти активы чрезвычайно вырастут в цене. Как раз вчера я встречался с одним из моих подписчиков и говорил ему о возможной нехватке доступного физического золота на рынке для уравновешивания спроса и предложения. Мы добываем всего 80 млн унций золота в год на существующих рудниках. Думаю, в конечном счете, спрос на золото возрастет настолько, что добывающие компании не захотят принимать оплату бумажными деньгами, потому что система бумажных денег разваливается. Так что золото запросто может быть изъято с рынка, поэтому и важно обзавестись физическим металлом сейчас, а не потом. Конечно, акции компаний, добывающих физическое золото, тоже вырастут в цене.

Очевидно, вы довольно избирательно подходите к решению, в какую компанию вложить собственные деньги, и рекомендуете другим делать то же самое с их деньгами. Какие критерии вы учитываете при выборе компаний для своих портфелей?

Во-первых, я должен встретиться с руководством, прежде чем вложить деньги в какую-то компанию. Я понимаю, что многие инвесторы не могут сделать этого, но они определенно могут поговорить с руководителями. Если говорить о молодых компаниях, то их директора обычно охотно общаются с потенциальными акционерами. Достаточно просто поднять трубку и спросить президента компании, почему он считает ее хорошей инвестицией, и послушать ответы. Я должен почувствовать уверенность в том, что руководство компании способно на то, что оно обещает сделать в интересах акционеров.


Еще один критерий – геополитический риск. Я хочу инвестировать только в те компании, которые находятся на политически безопасных территориях. В прошлом я уже обжигался, вкладывая в компании в странах, которые я считал политически безопасными, а они становились небезопасными. В Эквадоре поменялись законы, из-за чего добыча в этой стране практически прекратилась. Так что мне особенно нравятся компании, имеющие активы в Канаде, которую я считаю очень безопасной. Многие из выбранных мной компаний имеют активы в Канаде. Еще мне нравится Мексика.

Думаю, США тоже подходит, но меня несколько беспокоит то, что может произойти, когда вся система начнет рушиться. Я помню, как после 11 сентября некий представитель Федерального резерва заявил в интервью, что его организация старается предотвратить панику. Одним из упомянутых им способов была скупка золотых рудников. Если у США нет того золота, которым они якобы владеют, то они вполне могут национализировать золотодобывающие компании. У меня есть вложения в компании, ведущие геологоразведку золота в США, но немного. Мне больше нравятся канадские фирмы.

Недавно возникли опасения по поводу возможности, что в Британской Колумбии может вернуться к власти Новая демократическая партия (НДП). Ее руководство оказало разрушительное влияние поколение назад, когда из-за нее свернулась вся индустрия добычи в стране. Полагаю, это вряд ли произойдет в данный момент; но если что-то такое случится, это окажет негативное влияние, по крайней мере, на Британскую Колумбию?

Да, может. Если в Британской Колумбии победит НДП, думаю, она кое-чему научилась из прошлого опыта. При последних правительствах проводилось много исследований, и множество компаний занимались добычей в этой провинции. Будет очень сложно закрыть все это, потому что эта деятельность разрешена существующими законами о добыче. Так что если даже НДП победит на выборах в Британской Колумбии, я сам был бы этому не очень рад, потому что я живу в этой провинции и знаю, какое отрицательное воздействие на добычу не так давно оказала эта партия. Я думаю, большинство компаний в Британской Колумбии достаточно продвинулись в исследованиях, а некоторые приступили к добыче. Так что все разрешения у них на руках, и будет очень трудно их аннулировать.

Есть ли еще какие-то соображения по поводу будущего экономики, которыми вы хотели бы поделиться?

К сожалению, экономика не вызывает у меня особого оптимизма. Если бумажные деньги, они же кредитные, обесценятся, тогда рухнет и кредит, а экономика застопорится. В связи с крахом денежной системы может развернуться довольно жуткий сценарий. В 2008 году у нас чуть не произошел крупномасштабный кредитный кризис. Что будет, если это повторится? Все останавливается – грузоперевозки, товарооборот, и для всех наступает очень трудное время. Думаю, людям стоит готовиться к худшему.

Мы определенно привыкли к автоматизированной и электронной системе. Люди нажимают кнопки и ожидают результатов. Если все развалится, как вы предсказываете, мы можем столкнуться с реальным кризисом – финансовым и, вероятно, даже физическим.        

Инвесторам нужно учитывать такие возможности и максимально защищать свои активы. Я неохотно признаю это, но я всегда держу под рукой годовой запас продуктов. Это относительно недорогой способ защиты источника пищи. Если система рухнет, что может случиться, вы не сможете пойти в магазин и получить, что вам нужно, когда это нужно.

Большое спасибо, Иен, за ценные наблюдения и рекомендации.

Большое спасибо вам.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.