Индия и золото

Недавно в СМИ бурно обсуждались попытки индийского правительства получить в своё владение золото граждан.

Правительство утверждает, что в интересах страны ограничить импорт золота - это сократит торговый дефицит Индии. Для этого индийцев попросят вложить их физическое золото в банки в обмен на обещанный доход 2½%.

Правительство говорит, что золото будет использоваться в ювелирной отрасли и других внутренних применениях, что позволит заменить импорт. Кроме того, правительство объявило о выпуске облигаций, обеспеченных золотом. Как говорит премьер-министр Моди (Modi), «Люди будут получать не золотые слитки, а лист бумаги, который будет иметь такую же стоимость, как золото. За этот лист бумаги вы получите количество денег, равное цене золота на этот момент. Вам не нужно будет покупать золото и заботиться о его хранении».

Всемирный совет по золоту предоставляет своё имя для выпуска монет в рамках того, что с обескураживающей честностью названо правительством схемой монетизации золота. Однако сначала будет использовано только 4 кг для чеканки монет весом 5 г и 10 г, так что это больше похоже на рекламный трюк для более широкой схемы, с привлечением авторитета ВСЗ.

Но люди, как частные лица, так и религиозные общины, мудро пропускают эти предложения мимо ушей. Они явно не заинтересованы разделять права владения с правительством, и предложенная схема вкладов за первые две недели привлекла ничтожные 400 г. СМИ рассуждают о том, что это связано с нежеланием людей объявлять о своих активах из-за налоговых последствий. Хотя в этом есть доля правды, настоящая причина может быть проще, хотя об этом не принято говорить: люди не доверяют правительству своё золото.

И у них есть причина, чтобы относиться к этому с опаской. У индийского правительства есть большой опыт разрушения личных состояний. Династия Неру (Nehru) проводила крайне левую социалистическую политику, пока в 2004 году их партия Конгресса не была окончательна отстранена от власти. Поэтому неудивительно, что новый премьер-министр Индии Манмохан Сингх (Manmohan Singh) полностью принял кейнсианство, которое, в качестве капитализма с социалистической сердцевиной, всегда привлекает политиков. Как следствие, в индийском правительстве присутствует ядро из тех, кто против сбережений и здоровых денег, несмотря на впечатляющий успех нынешней экономической политики Индии.

Правительственные экономисты выдают торговый дефицит за проблему частного сектора. Однако частный сектор всегда платит за свои товары, даже если они импортируются; частный сектор может создавать торговый дефицит только через разницу во времени. Торговый дефицит всегда влечёт за собой правительственное вмешательство и монетарную инфляцию, так что объяснение торгового дефицита импортом золота звучит неубедительно. Скорее, индийское правительство, как обычно, стремится заполучить сбережения своего народа для собственных целей. Привлекательность нынешней золотой схемы для правительства в том, что оно надеется получить материальное золото в обмен на простую бумагу. Следовательно, утверждение о том, что в отсутствие импорта золота дефицит исчезнет как по волшебству, это просто пропаганда.

Такой подход к вопросу дефицита имеет в Индии долгую историю. Контроль за движением капитала впервые был введён британцами в 1942 году как мера военного времени, а когда Индия стала независимой, это переросло в целый комплекс ограничений, нарушение которого рассматривалось как уголовное преступление. Первым законом о контроле над золотом 1962 года были запрещены банковские ссуды в золоте. За ним последовал закон о контроле над золотом 1968 года, содержавший прямой запрет на владение слитками и монетами. Эти законы были большой ошибкой, так как привели к процветанию контрабандной торговли, которая даже способствовала развитию наркоторговли и другой активности на чёрном рынке. Спрос на золото не утихал, и в конце концов законы о контроле над золотом в 1990 году были отменены.

Тем не менее, индийское правительство по-прежнему рассматривает приобретение физического золота людьми как накопление активов вне досягаемости государства. В 2012 году импорт золота вырос до рекордных уровней, после чего правительство на протяжении 2013 года ввело ряд импортных пошлин, что, как можно было ожидать, способствовало расцвету контрабанды. По всей видимости, уроки истории игнорировались. Однако это совпало с назначение Рагурама Раджана (Raghuram Rajan) управляющим центральным банком - Резервным банком Индии. Раджан был главным экономистом МВФ в течение трёх лет с 2003 по 2006 год. Он стал авторитетным чиновником и получил полную поддержку от Банка международных расчётов. Он твёрдый сторонник отмены регулирования, и на его счёт можно отнести денежную политику, которая позволила сократить темпы ценовой инфляции и способствовала развитию экономики. Его назначение было несомненным успехом. Однако Раджан был одним из главных инициаторов повторного введения ограничений на золото, вопреки своим принципам дерегулирования и заведомо зная, что ограничения обречены на неудачу.

Важно понимать общий контекст этого противоречия, потому что западные центральные банки втайне обеспокоены быстро растущим спросом на слитки из Китая и Индии. Эти страны с общей численностью населения 2½ млрд человек поглощали значительно больше золота, чем поставки от добычи и переработки, опустошая европейские хранилища и провоцируя возможный золотой кризис на рынках капитала. По этой причине сильные косвенные свидетельства указывают на то, что Раджан был назначен западными правящими кругами центральных банков, чтобы обуздать индийские покупки физического золота.

Все попытки Раджана по введению налогов и квот на реэскпорт фатально провалились, что не стало ни для кого сюрпризом, и были в большей части аннулированы. Нынешняя схема монетизации золота представляется новой попыткой снизить спрос, это план Б, совпадающий с фестивалем Дивали, когда спрос находится на высочайшем уровне и скорее всего сильно нагрузит истощённые западные запасы. По логике вещей это можно истолковать как свидетельство растущей паники в западных кругах центральных банков и провала первоначального плана снизить индийский спрос на металл.

Будущее Индии в Азии

Запланированное членство Индии в Шанхайской организации сотрудничества лежит в основе изменения политики от простого противодействия импорту к приобретению государством золота, находящегося в частном владении. Когда Индия войдёт в ШОС, в этой организации будет примерно половина населения мира. Плавная интеграция Индии крайне важна для неё и для ШОС и поможет обеспечить экономические перспективы Индии. Но для максимальной выгоды от членства в организации потребуется соответствие общей экономической и монетарной политике ШОС. Индия добилась замечательных успехов в развитии своей экономики, но у неё есть большая денежная проблема.


Учитывая размер Индии, у неё слишком мало золота для членства в организации, которая практически наверняка включит золото в свою денежную систему. Китай и Россия, как основные партнёры в ШОС, интенсивно накапливали металл, и в потреблении золота на их долю, вместе с китайским спросом со стороны частного сектора, приходится большая часть мирового объёма добычи. Кроме того, это две крупнейшие добывающие страны мира с совместным объёмом добычи 700 т ежегодно, и несомненно, какая-то часть не попадает на мировой рынок. Из их действий ясно, что предусматривается включить золото в юань и в рубль, но как именно, ещё предстоит узнать. Таким образом, лидеры этих стран считают, что золото занимает центральное место в будущем успехе ШОС. Можно спорить о том, в какой мере они поддерживают политику здоровых денег и успех будущего монетарного режима, но разговор не об этом. Мы говорим о том, что если Индия стремится обеспечить своё будущее в Азии и ШОС, они должна иметь золото,  много золота. 

В 2009 году индийскому правительству удалось получить 200 т от МВФ, но запасы выросли лишь до 558 т. Через покупки на рынке Индия не могла получить достаточное количество золота, особенно учитывая то, что конкурентами в приобретении металла были её собственные граждане. Конечно, для правительства не было бы необходимости владеть собственными резервами, если бы оно готовилось позволить рынкам функционировать свободно. В Китае это стало основой политики с 2002 года, когда правительство активно поощряло своих граждан накапливать золото для себя, вплоть до того, что рекламировались выгоды такого накопления. Понятно, что Китай признаёт необходимость широкого распределения золота среди своего населения в рамках комплексной монетарной политики. Но Индия ограничена сочетанием общего неверия правительства в свободные рынки с обещанием Банку международных расчётов контролировать золотой рынок, снижая спрос со стороны частного сектора.

Таким образом, у индийского правительства нет другого выбора -  чтобы обеспечить своё будущее положение в ШОС, оно должно получить достаточно золота у своих граждан. И в случае провала нынешней схемы монетизации золота, перед обычным индийцем и его храмом предстанет перспектива прямой правительственной конфискации.

Индийским гражданам следует внимательно следить за тем, что происходит за кулисами, а западные обозреватели должны пристально наблюдать за событиями. Вероятно, индийское правительство сделает то, что делают все правительства для получения золота своих граждан: сначала предпримет честную попытку, а в случае неудачи поступит нечестно. Когда золото перейдёт в государственную казну, народ его больше не увидит.

аватар

Маклауд, Алесдер

Macleod, Alasdair

Британский финансовый аналитик и комментатор.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.