Истинные результаты голландских выборов: «крайне правый популизм» набирает силу в Европе

Автор: Алекс Горка (Alex Gorka)

Гирт Вилдерс

Гирт Вилдерс

Сторонники идей глобализма и стремления к более тесной европейской интеграции видят в результатах голландских выборов остановку «популистского» прилива, и переход евроскептиков к обороне. Все застопорилось. Это конец эффекта домино. Перестройка Европы была предотвращена. Про-натовские, проевропейские элиты снова на коне.

Но действительно ли это так, если докопаться до сути?

На карту поставлено будущее Европы, включая Великобританию, Германию и Францию. Сохранится ли концепция Объединенной Европы в той или иной форме? Останется ли Шотландия в составе Соединенного Королевства? Отдалятся ли Германия и Франция от Соединенных Штатов? Ответы на некоторые из этих вопросов будут получены скорее, чем ожидалось.

Этот год может стать поворотным моментом, так как именно в 2017 году в Германии, Франции и, возможно, в Италии пройдут голосования. Через месяц во Франции будет новый президент, а в сентябре у немцев будет новый парламент. Пример Нидерландов вероятно окажет мало влияния на другие голосования.  

Давайте посмотрим на факты. Партия Свободы Гирта Вилдерса (Geert Wilders) добилась существенного прироста. Он выиграл 20 мест (из 150) по предварительным результатам, что на 5 мест больше, чем на предыдущих выборах 2012 года. Две правящие партии получили в два раза меньше мест, чем на выборах 2012 года. Партия свободы и демократии премьер-министра потеряла 8 мест, а ее партнер по коалиции, Лейбористская партия (PvdA), потеряла 29 мест - впечатляющее поражение!

Фактически, это крупное поражение для тех, кто правит страной, и большой выигрыш (недостаточно большой, но все же) для правого крыла евроскептиков во главе с Вилдерсом. Многие ключевые моменты программы «Партии Свободы» были «заимствованы» Народной партией за свободу и демократию (VVD) премьер-министра Марка Рютте (Mark Rutte) и христианскими демократами. Их популярность выросла благодаря жесткой позиции, занятой в конфликте с Турцией, к чему призывал Вилдерс. Фактически премьер-министр Рютте пришел к власти на волне антимигрантских, антиисламских настроений.

Христианско-демократический альянс (Christian Democratic Appeal (CDA)) Сибранда Бума (Sybrand Buma) почти наверняка примет участие в следующей правящей коалиции с 19 выигранными местами (12.5%) – прирост на 6 мест. Партия укрепилась, приняв жесткую линию, подобную Рютте по вопросам иммиграции, подчеркивая общинные ценности и национализм, чтобы использовать озабоченность избирателей о голландской идентичности. Он предложил ввести пение национального гимна в школах и обязательные общественные работы. По словам Сибранда Бума, Ее Величество королева Максима (Máxima) должна отказаться от аргентинского гражданства (она родилась в Буэнос-Айресе). Присутствие CDA в правительстве обеспечило бы консервативную сердцевину любой коалиции.

СМИ редко вспоминают о том, что другая правая анти-ЕС и антимигрантская партия - Форум за демократию (Forum for Democracy) - приняла участие в своих первых выборах, выиграв 2 места (1.8%). Это неплохое начало для партии, созданной только в сентябре 2016 года. Она призывает в частности к восстановлению связей с Россией.

Главный результат – прямая противоположность тому, что представляется на первый взгляд. Результаты голландских выборов соответствуют нынешней тенденции нарастания евроскептицизма в Европе. Победившие силы часто называют популистскими, но на самом деле это движения против истеблишмента, возникшие в результате того, что избиратели по горло наелись левыми и правыми болтунами. Люди хотят, чтобы они ушли, и весь политический ландшафт в Европе кардинально изменился.

У французских социалистов мало шансов, и вероятность того, что Ангела Меркель (Angela Merkel) вновь станет канцлером достаточно невелика. Мартин Шульц (Martin Schultz) - серьезный соперник, с которым стоит считаться.

Недавно созданные или старые анти-истеблишментарные партии продолжают выигрывать. Они придут к власти, хотя, возможно, и не сегодня. Через пару месяцев Марин Ле Пен (Marine Le Pen) может стать президентом Франции, чтобы радикально реформировать европейскую политику. Даже если она проиграет, Ле Пен останется самым популярным политиком в стране и сможет выиграть президентские выборы в 2022 году. Искусственные создания, разработанные экспертами для конкретной задачи, например, Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron), не смогут ее остановить. Ничто не помешает приходу к власти новой волны политиков.

Голландские выборы ничего не изменили. Они не обратили тенденции. Евросоюз продолжает разваливаться. Европейская интеграция никогда не будет прежней. Все больше и больше членов ЕС бросает вызов системе.

Голосование 16 марта в Нидерландах совсем не является предвестником исчезновения движения евроскептиков. Напротив, оно подтвердило тенденцию - Старый Континент переживает изменения. Прежнего ЕС больше не будет. Процесс может временно замедляться, но его уже не остановить.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.