Как центральные банки выдают ложную информацию о своих золотых резервах

международный валютный фонд

Автор: Лоренс Вилльямс (Lawrence Williams)

Опубликован консультативный документ МВФ о том, как центральные банки должны отчитываться о своих реальных золотых запасах, вызывает вопросы.

После публикации вчерашней статьи о скептическом отношении к отчётам центральных банков по золоту (см. Владеет ли хоть какая-то страна тем золотом, о котором заявляет?), моё внимание привлекла публикация Золотого антитрестового комитета (GATA) примерно 2 года назад о конфиденциальном документе, посвящённом отчётности центральных банков о золотых резервах. Прилагаю статью GATA со ссылкой на полный документ МВФ. Из этого можно видеть, насколько непрозрачной стала эта отчётность, в интересах защиты данных банков, когда центральным банкам нужно скрыть соглашения о лизинге и свопах в цифрах своих общих резервов. Как я указывал в предыдущих статьях, то, что сейчас называют запасом физического золота страны на определённую дату, может на самом деле быть очень обманчивой цифрой, учитывая возможные объёмы золотых свопов и лизинга.

Надо сказать, в ссылке указан документ 16-летней давности, но нет оснований полагать, что отчётность отдельных банков об их золотых запасах стала более прозрачной сейчас, скорее наоборот.

Докладная записка GATA от декабря 2012 года с комментариями (которые не обязательно совпадают с мнениями Mineweb):

Западные центральные банки скрывают свои золотые кредиты и свопы, потому что информация о них «очень чувствительна для рынка», и отчёты о них будут мешать тайным валютным интервенциям на рынке со стороны центральных банков, говорится в конфиденциальном отчёте МВФ, полученном GATA.

Доклад был написан в марте 1999 года, когда сотрудники МВФ предложили ужесточить стандарты финансовой отчётности для центральных банков. Отчёт показывает, что решающую роль в ослаблении этих стандартов играли возражения центральных банков, ссужающих золото. Если в первом проекте новые правила отчётности требовали раскрытия золотых кредитов и ссуд центральных банков, пересмотренные правила, принятые позже, позволяли центральным банкам скрывать свои золотые кредиты и свопы золотых резервов, и даже не сообщать количество монетарного золота, только приписанную ему стоимость.

То есть, недвусмысленная, но тайная политика западных центральных банков в отношении золота состоит в обмане и манипуляции рынками, как давно уже говорит GATA.

В конфиденциальном отчёте МВФ говорится, что для укрепления стандартов финансовой отчётности для центральных банков - Специального стандарта на распространение данных - сотрудники МВФ консультировались с первыми лицами организации, а также с Банком международных расчётов, Европейским центральным банком, Банком Англии, немецким Бундесбанком, Банком Франции и другими европейскими центральными банками.

«Представители центрального банка, - говорится в конфиденциальном докладе, - указали, что считают информацию о золотых ссудах и свопах очень чувствительной для рынка, ввиду ограниченного числа участников таких сделок. Так, они считают, что Специальный стандарт на распространение данных не должен требовать отдельной публикации такой информации, но должен охватывать полные активы монетарного золота, включая золото на ссудах или фигурирующее в соглашениях свопа в составе единых данных. Они также подтвердили высказанную на декабрьском совещании точку зрения некоторых стран (как членов  G-10, так и не входящих в эту группу) о том, что раскрытие состава резервов по отдельным валютам будет чувствительным для рынков; но они не имеют ничего против раскрытия такой информации по группам валют. ...» (стр. 6, параграф 15)

«Переговоры с некоторыми из исполнительных директоров подтвердили нежелание их руководства в данный момент раскрывать данные о позициях в их международных резервах на частой и регулярной основе из политических соображений. Такая позиция мотивировалась следующим: а) желанием на некоторое время сохранить конфиденциальность вмешательства на валютный рынок, чтобы  повысить его эффективность; б) нежеланием некоторых монетарных властей раскрывать информацию об их официальных сделках на более частой и регулярной основе, чем раскрытие сделок крупными международными инвесторами; и в) обеспокоенность некоторых стран тем, что еженедельные данные о резервах могут быть по сути более волатильными, чем ежемесячные данные, что может вводить в заблуждение и дестабилизировать валютные рынки.

Эта позиция вызвала оживлённую дискуссию на декабрьском заседании об издержках и преимуществах повышенной прозрачности в разных обстоятельствах и информационных требованиях для нормально функционирующих международных финансовых рынков». (стр.8, параграф 20).

В конфиденциальном отчёте названы изменения стандарта отчётности, предложенные МВФ: «Касательно активов были предложены следующие изменения формы: а) устранение любых требований раскрытия количества золотых ссуд и явного требования раскрывать объём монетарного золота. В пересмотренной версии только общее количество монетарного золота (включая золотые ссуды) подлежит раскрытию» (стр. 8, параграф 23)


Конфиденциальный доклад МВФ подтверждает и конкретизирует признание Банка Англии организации GATA год назад о том, что информация о свопах и лизинге позволит узнать, какие сделки с золотом имели место». Такие сведения о деятельности банка на золотом рынке, по словам представителя банка, могут повредить интересам британского правительства и «частным клиентам» банка, по отношению к которым банк обязан соблюдать конфиденциальность».

Хотя разглашение конфиденциального отчёта МВФ скорее всего, не признают самые непреклонные распространители дезинформации в анализе золотого рынка и основные финансовые СМИ (едва ли что-нибудь заставит их быть правдивыми),  это позволит частным инвесторам и гражданам более авторитетно задать вопросы своему центральному банку и избранным официальным лицам, потребовать отчёта и объяснения целей тайных ссуд и свопов центральных банков, сделок, в которых участвует даже Федеральный резерв США - согласно заявлению, которое GATA вытянул у члена совета правления ФРС в 2009 году:

Консультативный документ, предназначенный подкрепить сообщаемые данные, которые потом распространяет МВФ, в итоге сделал предоставляемые данные ещё более неясными, чем они были раньше.

Конечно, здесь не учитываются никакие иные возможные искажения отчётности со стороны центральных банков, но есть подозрение, что большинство из них придерживаются принципов этого консультативного документа МВФ. Это даёт им более чем достаточно свободы для затемнения их деятельности, связанной с золотыми ссудами и свопами, по-видимому, серьёзно влияющей на реальное количество доступного физического золота, которое они держат в своих хранилищах, либо где-то ещё на своё имя.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.