Как Каталония оказалась в таком ужасном положении?

Использует ли Испания статью 155 конституции?

Если не будут приняты конкретные меры по ослаблению напряженности между Мадридом и Каталонией, один из самых богатых, безопасных и наиболее посещаемых регионов Испании вскоре может погрузиться в хаос. Поскольку ни одна из сторон, не желает сейчас сделать хотя бы небольшой шаг от края пропасти, надежды на достижение какой-либо договоренности почти равны нулю, особенно учитывая то, что Европейская комиссия отказывается от посредничества.

С воскресенья испанское правительство вообще исключило возможность работы с президентом Каталонии Карлосом Пуджимонтом (Carles Puigdemont) и его вице-президентом Ориолом Юнкерасом (Oriol Junqueras). Другими словами, связи между Мадридом и Барселоной сейчас нет.

Но как же Каталония оказалась в такой ситуации?

Ответ, заимствованный из романа Эрнеста Хемингуэя (Ernest Hemmingway) «И восходит солнце»: «постепенно, затем внезапно». Хотя противостояние между Мадридом и Барселоной длится уже много лет, оно разворачивалось так медленно, что многие были застигнуты врасплох, когда специальные подразделения Национальной полиции Испании и гвардейцев начали использовать прямое насилие для предотвращения голосования на запрещенном каталонском референдуме.

Теперь мы имеем полномасштабный конфликт между двумя диаметрально противоположными национализмами, уходящими корнями на сотни лет назад. Самый последний раунд напряженности разгорелся в 2010 году, когда очень политизированный Верховный суд Испании, по настоянию правящей Народной партии, аннулировал многие статьи недавно согласованного статута автономии Каталонии, фактически лишив это соглашение какого-либо смысла. Исчезла любая возможность финансовой автономии. То, что это произошло как раз в тот момент, когда в Каталонии начал кусаться финансовый кризис, тоже не помогло делу.

С тех пор администрация Рахоя (Rajoy) отказалась предложить большую бюджетную автономию Каталонии или возможность провести законный референдум о национальной независимости. Аргумент всегда один и тот же: конституция 1978 года это запрещает, и он не может ее изменить, хотя партия Рахоя проголосовала за изменение конституции, чтобы позволить Испании спасти свои сберегательные банки, находясь в оппозиции в 2011 году.

Региональное правительство Каталонии, Женералитат, перед лицом такой непримиримости и стремясь отвлечь внимание общественности от проводимых им огромных сокращений расходов, попыталось взять дело в свои руки. Постепенно непослушание стало неповиновением, которое затем переросло в открытый бунт.

Женералитат принял свои собственные законы, позволяющие провести референдум о национальной независимости, а также объявить одностороннюю независимость в случае получения достаточного большинства голосов. Он даже создал параллельную налоговую систему, что уже позволило 145 государственным предприятиям платить налоги напрямую в казну Барселоны, а не Мадрида.

Теперь дух открытого бунта распространяется среди населения. После ужасного воскресного насилия местные общины отказывают в доступе в гостиницы офицерам Национальной полиции, там остановившимся. В адрес каталонской полиции и пожарных, которых избивали, когда те в воскресенье пытались защитить избирателей от побоев испанской полиции, на улицах звучат аплодисменты.

Во вторник в знак протеста против полицейского насилия, ознаменовавшего воскресное голосование, правительство Каталонии объявило всеобщую забастовку, которая полностью остановила жизнь в регионе. Было заблокировано более 50 трасс, не работали общественный транспорт и магазины, прекратили работу пожарные и врачи, а миллионы каталонцев наводнили центры городов и деревень.

Вот что я видел сегодня в Барселоне:

независимость Каталонии

Как всегда, на улицах царила атмосфера решительного, но обнадеживающего негодования. Но учитывая то, насколько одинокой сегодня осталась Каталония в Европе, у нее мало оснований для надежды. И разбитая надежда может быть опасной, особенно в регионе с уровнем безработицы среди молодежи (35%), то есть на уровне экономической депрессии.

Даже после жестоких воскресных нападений на избирательные участки Национальной полиции Испании и гвардейцев ситуация играет против регионального правительства Каталонии. ЕС отказывается от посредничества в кризисе, настаивая снова и снова, что это внутренний проблема. Брюссель должен соблюдать решения испанского правительства и конституционного суда Испании, говорит президент Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker).

Испанский короли Фелипе II (Felipe II) в своем телевизионном обращении во вторник вечером также звучал воинственно. Вместо того, чтобы предложить правительству Каталонии оливковую ветвь или хотя бы веточку, он упрекнул его в «недопустимой неверности» и призвал испанское государство восстановить конституционный порядок в регионе.

Администрация Рахоя с радостью подчиниться. Уже много лет она угрожает применить статью 155 Конституции, позволяющую центральному правительству заставить регион подчиняться законам, когда непослушание «серьезно угрожает общим интересам Испании». В следующие день или два она, без сомнения, получит на это шанс.

Статья никогда не использовалась, и никто не имеет четкого представления о последствиях ее применения. Однако один из очевидных недостатков плана заключается в том, что правительство Каталонии уже какое-то время перестало подчиняться конституции Испании. Даже после сегодняшнего сурового предупреждения короля Фелипе Пуджимонт продолжает настаивать на том, что в ближайшие дни он объявит одностороннюю независимость.

Чтобы сместить законно избранное региональное правительство, которое больше не подчиняется центру, в регионе, где более половины местного населения отчуждено от мадридских властей, Мадриду понадобится куда больше силы, чем использовалось в воскресенье. Особенно если он решит арестовать Пуджимонта и других каталонских политиков за измену. А если региональная полиция, Mossos d’Esquadra, заключит союз с партиями, выступающими за независимость, Мадриду также понадобится куда больше огневой мощи.  

А это может означать использование армии. Иными словами, то, о чем когда-то нельзя было и помыслить – испанские танки, едущие по Авенгуда Диагонал и Гран Виа – может вскоре стать реальностью, и это в Западной Европе XXI столетия. Но не переживайте: как говорит ЕС, это всего лишь внутренняя проблема.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.