Как работает Федеральная резервная система США и почему это проблема

федеральная резервная система

Автор: Фрэнк Шостак (Frank Shostak)

Нас часто спрашивают о механизмах влияния Федеральной резервной системы (ФРС) США на американские процентные ставки и о том, влияют ли эти механизмы также на американскую денежную массу. Давно считается, что ФРС перестала расширять и сокращать денежную массу и сосредоточилась на целевых процентных ставках. Цель настоящей краткой статьи – объяснить работу ФРС и влияние ее операций на денежную массу.

ФРС, главным образом, корректирует процентные ставки посредством рынка федеральных фондов. Но что такое федеральные фонды?

Депозитные институты, такие как коммерческие банки, хранят часть находящихся у них на депозитах денег в федеральных резервных банках. Такие деньги также называют резервами.

Резервы необходимы банкам для удовлетворения резервных требований и обеспечения способности проводить финансовые транзакции. Когда банку предъявляются чеки, у него должны быть деньги для их погашения.

В любой момент времени у некоторых банков имеется больше резервов, чем им нужно, т. е. у них есть избыток резервов. И наоборот, у некоторых банков резервов слишком мало, т.е. у них имеется дефицит резервов.

Существование избытка и дефицита резервов у различных депозитных институтов создает платформу для рынка этих резервов, называемых также федеральными фондами.

Процентная ставка, назначаемая за использование федеральных фондов, называется ставкой по федеральным фондам. Такая ставка применяется к краткосрочным, в основном однодневным, кредитам.

Главное средство, применяемое американским центральным банком для влияния на количество денег в экономике, – покупка и продажа активов. Однако в настоящих условиях ФРС не пытается напрямую воздействовать на денежную массу посредством покупки и продажи активов на открытом рынке.

Вместо этого американский центральный банк стремится приблизить ставку по федеральным фондам к определенному целевому уровню, что, как ему кажется, должно способствовать стабильному, безинфляционному экономическому росту.

Когда достигнута целевая ставка, Федеральный комитет по открытым рынкам (ФКОР) отвечает за ее ежедневное поддержание.

Как правило, после объявления целевой ставки рынок стремится приблизить к ней свою процентную ставку в надежде на то, что ФРС удастся достичь своей цели.

Для того чтобы успешно поддерживать целевую ставку, ФКОР отслеживает различные факторы, способные нарушить равновесие между спросом и предложением федеральных фондов.

Как только такие подрывные факторы определены, операторы ФРС противодействуют им, покупая или продавая активы на рынке.

В настоящем контексте существенным потенциалом подрывного действия обладают несколько факторов.

Деятельность Казначейства

Первый фактор – деятельность Департамента казначейства (министерства финансов) США, имеющего текущий счет в ФРС для осуществления и получения различных правительственных выплат.

Когда, например, граждане уплачивают Казначейству налоги, счет Казначейства в ФРС растет. В то же время резервный баланс депозитных институтов в ФРС снижается на сумму уплаченных казначейству налогов (поскольку налогоплательщики снимают эти деньги со счетов в коммерческих банках). Следовательно, мы наблюдаем уменьшение федеральных фондов.

Такое уменьшение резервов, или федеральных фондов, при прочих равных условиях, оказывает давление в сторону повышения ставки по федеральным фондам. Таким образом, без вмешательства ФРС ставка по федеральным фондам на рынке поднимется выше целевого уровня. Для того чтобы удержать ставку по федеральным фондам на целевом уровне, центральный банк вынужден действовать на рынке, покупая активы, такие как ценные бумаги Казначейства.

Обратите внимание, что уплата налогов вызывает временное уменьшение резервов на рынке федеральных фондов. Однако такое уменьшение резервов никак не влияет на денежную массу. Когда налогоплательщик уплачивает Казначейству $1,000 налога, его деньги передаются Казначейству – денежная масса не меняется. Однако ФРС, чтобы защитить свою целевую ставку из-за ухода денег с рынка федеральных фондов, вливает новые деньги.

Таким образом, сбор налогов Казначейством ведет к увеличению денежной массы из-за вмешательства ФРС для поддержания целевой ставки по федеральным фондам.

И наоборот, когда Казначейство тратит деньги – т. е. его депозиты в ФРС уменьшаются, – увеличиваются резервы коммерческих банков, а с ними и федеральные фонды. Как следствие, при неизменном спросе на ставку по федеральным фондам оказывается давление в сторону понижения.

Для того чтобы предотвратить падение ставки по федеральным фондам ниже целевого уровня, центральный банк инициирует продажи активов, тем самым выводя деньги из экономики.

Изменения спроса на наличные

Второй потенциально подрывной фактор для целевой ставки по федеральным фондам – изменения спроса на наличные.

Если потребность граждан в наличных растет, резервы банков, хранимые в ФРС, уменьшаются.

Хотя это само по себе не влияет на денежную массу (поскольку деньги просто покидают банки и оседают в карманах граждан), уменьшение резервов на рынке федеральных фондов, при прочих равных условиях, оказывает на целевую ставку ФРС давление в сторону повышения.

В ответ на такое давление ФРС вынуждена вливать деньги, покупая активы.

Таким образом, рост спроса на наличные ведет к увеличению денежной массы из-за вливания денег (т. е. покупок активов на открытом рынке) центральным банком.

И наоборот, при снижении спроса на наличные среди населения, при прочих равных условиях, ФРС вынуждена выводить из экономики деньги, продавая активы с целью предотвратить падение ставки по федеральным фондам ниже целевого уровня.

Сильная экономическая активность и кризисы

Третий источник потенциального подрыва целевой ставки ФРС – это ситуация укрепления экономической активности – например, благодаря расширительному воздействию на экономический цикл прошлой мягкой монетарной политики. Укрепление банковского кредитования в результате циклического бума и последующий рост бессрочных депозитов требуют больше резервов, что, в свою очередь, ведет к укреплению спроса на федеральные фонды.

В такой ситуации ФРС нужно вмешаться, чтобы предотвратить повышение ставки по федеральным фондам, и для этого она покупает активы – т. е. увеличивает денежную массу.

Кроме того, в периоды экономического кризиса сильное давление в сторону повышения на ставку по федеральным фондам может оказывать гонка финансовых институтов за ликвидностью. В таком случае, чтобы предотвратить резкий рост ставки выше целевого уровня, ФРС инициирует существенные покупки активов – и увеличивает федеральные фонды в соответствии с сильным ростом спроса.

Опять же, для поддержания целевой ставки ФРС вынуждена вмешаться и увеличить денежную массу.

Обратите внимание, что после установления целевой ставки, при отсутствии изменений спроса или предложения федеральных фондов, любые денежные вливания со стороны ФРС приведут к существенному падению ставки ниже целевого уровня. Другими словами, чтобы ФРС могла увеличить денежную массу путем денежного вливания без нарушения ставки по федеральным фондам, должен присутствовать подходящий триггер – например, рост спроса на валюту среди населения или рост налоговых поступлений Казначейства от экономики.

В обоих случаях ФРС придется вливать деньги, чтобы предотвратить превышение ставкой по федеральным фондам целевого уровня.

Таким образом, похоже, при нынешних условиях ФРС выполняет пассивную уравновешивающую функцию: регулирует спрос на деньги и не занимается явным денежным вливанием. И в самом деле, в официальных документах Совета управляющих ФРС утверждается, что американский центральный банк не печатает денег.

В ходе общения с читателями на сайте журнала Time 22 декабря 2010 г. тогдашний глава ФРС Бен Бернанке (Ben Bernanke) в ответ на вопрос о том, почему ФРС создает доллары «из ничего», заявил, что ФРС денег не печатает.

По сути, большинство экономистов и комментаторов рассматривают удовлетворение ФРС спроса на деньги не как печатание денег, а наоборот, как необходимые действия для сохранения экономической и ценовой стабильности. Таким образом, ФРС якобы просто предотвращает нарушение равновесия между спросом и предложением денег в экономике.

Заметьте, что, по такой логике, роль центрального банка сводится к тому, чтобы всегда удовлетворять спрос на деньги. В противном случае равновесие нарушится, что может привести к экономическому кризису.

На самом же деле, независимо от того, осуществляется ли вливание денег пассивно (посредством вышеописанных механизмов) или активно, это все равно искусственное увеличение денежной массы центральным банком.

А значит, тем самым инициируется обмен ничего (новых денег, созданных «из воздуха») на нечто. Как следствие, происходит отток богатств от их производителей к тем, кто их не производит, – что создает угрозу для экономического цикла.

Непризнанный моральный риск и банковская денежная экспансия

Важно отметить тот редко признаваемый факт, что пассивные уравновешивающие действия ФРС на рынке федеральных фондов гарантируют достаточную денежную ликвидность, чтобы предотвратить доведение банками друг друга до банкротства в процессе чекового клиринга.

При этом центральный банк способствует постоянной кредитной экспансии коммерческих банков, что, в свою очередь, ведет к увеличению денежной массы.

Таким образом, с какой стороны ни посмотри, без существования центрального банка устойчивая денежная экспансия невозможна.

аватар

ИНСТИТУТ МИЗЕСА

Крупнейший либертарианский исследовательский институт в США.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.