Китай и Индия охвачены золотой лихорадкой

Автор: Раджа Мурти (Raja Murthy)

В Пекине был только что установлен первый в Азии банкомат по продаже физического золота – и это на континенте миллионы жителей которого еще не видели автоматов, выдающих наличные и картофельные чипсы. Очевидно, что Китай и Индия стали ведущими в мире покупателями золота даже несмотря на рекордные колебания цен в середине сентября.

Спрос на золото год-на-год за период 2010-2011 вырос на 38% в Индии и на 25% в Китае, тогда как во всем мире он вырос лишь на 7%. Сейчас золото торгуется на уровне около $1,650 за унцию, то есть на 6% дороже, чем в июне, достигнув исторического максимума 6 сентября на отметке $1921,15.

Китай и Индия отвечают за 55% глобального спроса на золото и благодаря им желтый металл остается убежищем в больной мировой экономикой, еще больше ослабленной углубляющимся долговым кризисом в Европе и США.

25 сентября Китай стал еще одной страной после США, Германии, Италии и Объединенных Арабских Эмиратов, где был установлен банкомат, продающий золотые и серебряные монеты. В торговом районе Пекина Ванфужин, насчитывающем уже 800 лет, теперь можно купить сертифицированное золото в банкомате с помощью банковской карты или наличных.

Присоединенный к банкомату сканер считывает двухмерный код с каждого проданного слитка и монеты. Красно-желтый банкомат с тач-скрином продает слитки и монеты разных весов. Цены базируются на текущих рыночных котировках и обновляются раз в десять минут.

Размер покупки ограничен 2,5 кг золота, стоимостью около $156,500. У золотого банкомата не будет недостатка клиентов, так как полуторакилометровую улицу ежедневно посещают более миллиона человек.

Gongmei Gold Trading, компания установившая банкомат, планирует установить еще более 2000 таких же машин по всему Китаю.

«Вложение наличных в золото может сократить объем денежной массы и сократить ценовое давление на ресурсы», сказал президент компании Жень Рюйксянь (Zheng Ruixiang) в интервью газете China Daily.

Ли Вэйжоу (Li Weizhou), операционный менеджер Gongmei Gold Trading, ожидает, что золотые банкоматы станут большим хитом в Китае. Планируется установить машины в частных клубах, банках и известных зданиях в основных китайских городах. К ноябрю банкоматы также смогут покупать металл.

Мумбай также скоро может вступить в клуб золотых банкоматов. Индия – это крупнейший в мире потребитель золота, за ней следует Китай, а объем ее рынка ювелирных изделий, включая бриллианты, оценивается в $101 млрд, из которых 60% приходится на продажи внутри страны.

Индийская жажда золота растет – в 2010 году было куплено 963,1 тонн, на 66% больше, чем в прошлом году. Китай потребил 579,5 тонн (на 27% больше) за период, по данным лондонского Всемирного совета по золоту (ВСЗ).

Мир также ищет монетарной безопасности в золоте, купив 919,8 тонн желтого металла на $44,5 млрд во втором квартале 2011 года. Это второй крупнейший квартальный объем продаж в истории, утверждает отчет о тенденциях спроса на золото ВЗС, опубликованный в августе. Первое место занимает четвертый квартал 2010 года с $44,7 млрд.

Объемы золота в собственности индусов оценивается в 18 тыс тонн или около 11% всемирных резервов. $1,1трлн в золоте почти равняется суммарной капитализации ее фондового рынка в $1,2 трлн.

Стоит особенно отметить такой огромный интерес индусов к золоту в стране, где более 400 млн человек живет на менее $1 в день. Золото теперь продается даже на почте, вместе с марками и конвертами. Индийская почта планирует продать около тонны золотых монет в следующие два месяца праздников из 700 отделений, что в два раза превзойдет объем продаж монет в 2009-2010 гг. Девятидневный праздник Наваратри начался 29 сентября. Фестиваль огней Дивали начнется в октябре.

«Рост продаж золотых монет объясняется главным образом тем, что крупные бизнесы используют их в качестве подарков и бонусов», говорит Меуль Чокси (Mehul Choksi), председатель и управляющий директор крупнейшего в мире интегрированного продавца ювелирных изделий Gitanjali Gems. «Частные лица покупают золотые монеты в качестве небольших подарков, для поддержания традиции дарения золота в подходящие моменты».

Непрекращающаяся золотая лихорадка способствует процветанию Gitanjali и других крупных розничных ювелирных сетей, таких как Tanishq (собственность Tata-group). Gitanjali владеет 12 производственными площадками, обеспечивающие товаром 3,000 торговых точек по всему миру. Компания владеет 60 индийскими и международными брендами, а девять из ее основных индийских брендов были недавно оценены в $1,12 млрд.

Золото проникает на более широкий рынок через монеты, продаваемые в китайских золотых банкоматах и на индийской почте. «Следует подчеркнуть, что спрос на монеты в Индии не живет за счет спроса на ювелирные изделия, который сохраняет силу по всей стране», заявил Чокси в своем письме в Asia Times Online. «Золотые монеты стали наиболее часто выбираемой формой корпоративных подарков, даже более популярной, чем потребительские товары, такие как электроника, так как они традиционно обладают огромной традиционной ценностью для индусов, а также долгосрочной инвестиционной ценностью».

Чокси, которого иногда называют «Королем золота», известен своим инновационным мышлением. Gitanjali Gems преобразил индийский золотой рынок из старомодных ювелирных магазинов в модный продукт жизненного стиля с дизайнерскими брендами и блестящими маркетинговыми кампаниями.

Он расширил деятельность в Китае и США. Последним приобретением Gitanjali Group стала базирующаяся в Сан-Франциско компания Samuels Jewelers. Он планирует расширение в Китае с 20 ювелирных магазинов в Пекине и Шанхае сегодня до 100 магазинов в 2012 году.

Азия остается традиционным золотым бастионом и лидеры ювелирной индустрии ожидают, что индийская золотая лихорадка вырастет на 25% в наступающий праздничный сезон до декабря. В Индии даже есть два дня, традиционно считающиеся благоприятными для покупки золота – Дхантерас до начала праздника Дивали и Акшья Тритья в мае.

Золото обладает огромной властью в Индии и является основной инвестицией даже в сельской местности, ведь на небольшие города приходится 60% его покупок в стране.

Индия планирует стать крупнейшей экономикой в мире в 2050 году и будущее для золота выглядит золотым, несмотря на колебания цен, происходящие особенно в тот момент, когда инвесторы обналичивают свои золотые запасы для нейтрализации убытков на фондовом рынке.

Центральные банки по всему миру увеличивают размеры своих золотых резервов для страховки от рыночного риска, тогда как другие азиатские страны наращивают спрос на золото. Таиланд, Южная Корея и Индонезия зафиксировали рекордный рост продаж золота в 2010 году.

Если в Южной Корее 74% объема потребления золота размером в 47,9 тонн в 2010 году пришлось на изготовление полупроводников для индустрии микроэлектроники, то Таиланд использовал золото в большей степени в качестве инвестиционного инструмента. Вложения в золотые слитки и монеты в Таиланде взлетели до рекордных 51,2 тонн в 2010 году, тогда как ежегодный средний объем за последние 15 лет равнялся 12,6 тонн.

Таиланд вместе с несколькими другими азиатскими странами запустил золотые инвестиционные инструменты, торгуемые на бирже для страховки от колебаний американского доллара. Его Фискальные золотые фонды Thanachart, открытые в марте 2011 года, присоединились к гонконгскому Value Gold и японскому Mitsubishi «Fruit of Gold». К августу после пяти месяцев работы тайский фонд удвоил свои активы.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.