Кредитная дефляция и золото

На финансовых рынках существует распространенное убеждение, что кредитная дефляция благоприятна для цен на золото, потому что сегодня золото воспринимают как актив, который продают в погоне за наличными, когда людям нужно выплатить свои долги.

Когда конгрессмен Рон Пол (Ron Paul) поинтересовался мнением Бена Бернанке (Ben Bernanke) о золоте, тот ответил, что золото – это не деньги, а просто еще один актив, подтверждая это убеждение.

Несомненно, точку зрения Бернанке разделяют почти все центральные банки в продвинутых экономиках и руководители банков, которые неплохо нажились на валютной и кредитной инфляции. Но ее не разделяет большинство обычных вкладчиков по всему миру, которые по-прежнему считают его основным средством сбережений во времена инфляции бумажных необеспеченных валют. Для них золото – это деньги для сбережений, вытесненные из обращения худшими по качеству валютами. Мы знаем, что это справедливо для всех азиатских стран, где живет подавляющее большинство мирового населения, но даже миллионы обычных американцев продолжают копить серебряные орлы, потому что они по-прежнему признают монетарные качества драгметаллов.

Что особенно важно, постулат, принятый на рынках капитала, что золото больше не является деньгами, а просто стало активом или товаром, практически разрушил наше понимание его монетарных отношений. Финансовые аналитики не способны оценить разницу в поведении металлических денег по сравнению с бумажными во время сокращения банковских кредитов. Его можно воссоздать эмпирически, проанализировав отношения между золотом и долларом США в период великой депрессии, когда банковский кредит существенно сократился после обвала на Уолл-стрит, и в 1935 году золото было переоценено в сторону повышения на 69% до $35. Весь смысл бумажных денег в том, что их можно девальвировать по отношению к металлическим деньгам, как это было в то время, чтобы стабилизировать цены, которые в обратном случае упали бы; а для центральных банков, придерживающихся золотого стандарта, данная форма политики недоступна.

Во времена золота – или правильнее – золото-обменного стандарта коллапс чрезмерного банковского кредита всегда был неожиданным и жестоким относительно предыдущей экспансии. Так как кредит расширялся банками из ниоткуда без базисных запасов золота для его покрытия, неизбежное падение цен стали связывать с банковскими банкротствами, и были созданы центральные банки, чтобы защитить коммерческие банки от этой жестокой реальности. Спасение чрезмерно закредитованных банков всегда требует искусственного снижения процентных ставок и увеличения количества денег, чтобы сдержать рост покупательной способности валюты по отношению к дешевеющим товарам. Таким образом, золото остается для вкладчиков средством сбережений, потому что центральный банк не сможет его девальвировать подобным способом.

Это вновь обретает актуальность, учитывая, что нарастающие кредитные проблемы в Китае, похоже, ведут к обвалу фондового рынка образца 1929 года, за которым, если он пройдет по традиционному сценарию, последует экономический спад. Сегодня Китай является крупнейшим коммерческим потребителем сырьевых товаров, как Америка в конце 1920-х годов, и его замедляющаяся экономика оказывает понижательное давление на цены сырьевых товаров, увеличивая покупательную способность других ведущих валют. Иными словами, падение цен на энергоносители и сырьевые товары в юанях создает дефляцию для всех остальных. Так что даже притом, что инвесторы в золото на протяжении последних трех лет видят, как его цена в долларах находится в боковике, его покупательная способность относительно других сырьевых товаров фактически растет. В последнее время золото также было эффективным средством сбережений относительно более слабых валют, особенно евро и иены.

Сегодня, когда кредитная дефляция Китая начинает экспортироваться в США посредством упавших цен на сырьевые товары, растут предположения, что доллар в дальнейшем будет укрепляться. Это стимулировало хедж-фонды к продаже золотых фьючерсов, чтобы воспользоваться ростом доллара. Если говорить о покупательной способности, конечно, справедливо будет сказать, что в валюте содержится дефляционный элемент. Однако, если Федеральный резерв отказался бы от расширения массы долларов в обращении, предоставив коммерческим банкам самим справляться с полной силой кредитного сжатия, покупательная способность доллара выросла бы, если бы он был твердой валютой. Но ФРС приняла решение сделать совершенно противоположное, так что, в данном случае, она явно занимается ослаблением валюты. Таким образом, когда маятник риска качнется в сторону кредитного сжатия в США, золото подорожает к доллару, потому что Фед гарантирует такой сценарий своей монетарной политикой.

Это также удивит рыночных трейдеров, которые думают, что продолжающийся обвал на китайских фондовых рынках приведет к ликвидации золотых накоплений среди китайского населения. Нет никакого сомнения, что утомленные спекулянты подвергнутся давлению продать золото, если оно у них есть, но этот аргумент игнорирует тот достоверный факт, что во время кредитного сжатия выпущенные правительством валюты всегда слабеют по отношению к золоту. Так что, купив значительные количества золота для самого себя и, таким образом, добившись того, чтобы им запаслась и большая часть населения, китайское правительство, пожалуй, находится в более убедительной позиции, чтобы стимулировать переоценку золота как средство стабилизации своей экономики в период кредитного кризиса, чем была Америка 80 лет назад. Это будет единственная возможность Китая, и, если правительство не решится на это, тогда это точно сделает китайский средний класс.


Мы уже видим, как Народный банк Китая проводит протекционистскую политику, чтобы сдержать обвал фондового рынка. Это стандартная реакция центрального банка. Несомненно, он будет сохранять управляемую привязку к доллару США, отчасти потому что Китай должен выстраивать доверие к собственной валюте как замене доллару в международных расчетах, а отчасти – потому что девальвация валюты будет воспринята на рынках как провал в экономической политике. Более того, Китай может обоснованно ожидать, что кредитно-денежная политика США сделает какую-то часть работы по стимулированию роста цен за него.

Таким образом, вместо девальвации относительно доллара наиболее вероятен рост цены золота в юанях. Конечно, неизвестно, переоценит ли Китай свои золотые резервы, но дать возможность цене вырасти соответствует логике взаимоотношений между металлическим и бумажными деньгами, когда кредитное сжатие грозит стать серьезной проблемой.

Этот простой факт мог бы отвергнуть все геостратегические аспекты, на которых склонны концентрироваться все специалисты по современному Китаю. Переоценка золота была бы представлена миру как тесно связанная с внутренними экономическими проблемами страны, а не как шаг, направленный на подрывание резервного статуса доллара: решение, носящее менее агрессивный характер, чем непосредственный конфликт с западными центральными банкам по поводу роли золота в международном денежном порядке.

аватар

Маклауд, Алесдер

Macleod, Alasdair

Британский финансовый аналитик и комментатор.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 3

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

галактоид236611 28.07.2015 в 09:30
Куда смотрит Роскомнадзор! Почему бы не подвести под санкции ввоз драг монет из Канады, Англии, Австралии. Аргументация-есть основания того что страны начинают ввозить в Россию монеты по демпинговым ценам (зарегистрировались!). Только Китайские панды. Эта доказательная порка позволит разбудить задремавшего восточного тигра и образумить западных стервятников. Парадигмы требуют переоценки.
форс-мажорная-инфляция для Галактоид236611 28.07.2015 в 09:41
А, что это идея, раз доллар США по заверению Йеллен укрепляется, экономика налаживается, пусть сами и поддерживают загибающуюся золотодобычу Канады и Австралии. Сами заварили кашу, сами пусть расхлебывают.
Юрий для Галактоид236611 28.07.2015 в 09:52
Банки JPморган, Goldman s. из-за наплыва физического золота и затоваривания физическим золотом СОМЕХ потребуют отмены выпусков на биржу необеспеченных золотых контрактов, а также немедленного запуска инфляционного станка.