Подготовьтесь к появлению нового китайского экспорта – инфляции

Вскоре в ближайшем к вам магазине.

Цены китайских производителей, измеряющие то, что иногда называется «инфляцией на фабрике», взмыли на 5.5% в декабре, по сравнению с годом ранее. Такие темпы значительно превзошли ожидания экономистов, хотя те и ожидали довольно сильный рост, - консенсус агентства Блумберг был на отметке в 4.6%.

В ноябре цены производителей уже скакнули на 3.3% по сравнению с годом ранее. На данный момент было только четыре месяца подряд роста цен производителей после длительного периода падения, длившегося еще с начала 2012 года. Цены упали на -5.9% по сравнению с тем же периодом годом ранее в середине и конце 2015 года под двойным ударом мирового краха товарных ресурсов и излишних мощностей в Китае.  

Этот график от показывает, что изменения цен производителей за последние 10 лет. Я добавил красную линию, показывающую, что они скакнули сильнее всего с сентября 2011 года:

индекс цен производителей в Китае

Крах цен на товарные ресурсы на данный момент в основном достиг дна, хотя нет никакой гарантии, что он не попытается обнаружить еще более низкое дно. По сравнению с годом ранее многие ресурсы стоят дороже и дефляционное давление на товары превратилось в инфляционное.

Все это усиливает ценовое давление на китайские фабрики, включая рост зарплат. Все они поднимают производственные затраты. Рентабельность выдавливается снизу вверх, и производители будут пытаться передать более высокие затраты в глобальные цепочки поставок через более высокие запрашиваемые цены. И если им удастся удержать цены на более высоком уровне, то произойдет экспорт инфляции в остальной мир. Что станет сейсмическим сдвигом.

А вот потребительская инфляция выглядит просто замечательно. Национальное статистическое бюро Китая (National Bureau of Statistics) также опубликовало сегодня индекс потребительских цен, который по всеобщему согласию сильно недооценивает растущую стоимость жилья, помимо других сфер, и не является надежным индикатором увеличения стоимости жизни для потребителей в городах.

Однако по данным индекса потребительские цены выросли на 2.1% по сравнению с годом ранее:

индекс потребительских цен в Китае

С 2012 года потребительские цены, несмотря на резко отрицательные цены производителей, выросли в спектре от +1% до +3%, по сравнению с годом ранее!

Цены на продукты питания, а это политически чувствительная категория, в декабре выросли на 2.4%, по сравнению с предыдущим годом. Цены на непродовольственные товары - на 2.0%. Цены на потребительские товары выросли на 1.8%, а на услуги - на 2.5%. Правительство стремится к «ценовой стабильности» - как это теперь называют во всем мире – то есть к инфляции на уровне около 3%.

Рост потребительских цен означает инфляцию для внутреннего потребления. Тем не менее, китайские цены производителей просачиваются в глобальную инфляцию через повышение цен экспортно-ориентированными производителями, желающими остаться в живых и заработать немного денег, если удастся. И эти более высокие цены рано или поздно придут в США.

Народный банк Китая следит за потребительскими ценами. Растущие цены могут вызвать периоды социальной нестабильности, как это уже бывало ранее. Но на текущем уровне инфляции потребительских цен власти вряд ли будут слишком нервничать. Со всеми уже имеющимися у них сегодня проблемами, касающимися китайского рынка облигаций, банков, теневых банков, плохих кредитов, юаня, бегства капитала и так далее, инфляция не вызывает большого беспокойства.

Так что цены производителей, особенно на экспортные продукты, остаются вне поля зрения. Слабость юаня против доллара поглотила часть увеличений цены на экспортные продукты, но они также увеличили производственные затраты китайских производителей, оказывая еще больше давления на них с целью увеличения конечных цен. И экспортеры попытаются передать увеличенные цены зарубежным партнерам насколько это возможно, а те, в свою очередь, заставят потребителей в США и других странах платить по счетам. Растущие цены из Китая – это феномен, годами не виданный в американской экономике.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.