Похвала золоту: не варварский «реликт», а духовная ценность

Этрусский браслет 7-го века до РХ

Кейнс (Keynes) насмехался над ним. Проповедники его порицают. Биткойны мечтают его превзойти. Но свободные люди неизбежно выбирают его. Золото.

Когда люди свободно, добровольно выбирали средство обмена, золото выигрывало конкурс, вместе со своим братским элементом, серебром.

Почему? Золото приобрело утилитарное значение только в недавнее время. Древние египтяне не могли использовать его в электронике, но всё равно ценили его, как и древние ацтеки и китайцы. Люди всегда и везде ценили золото.

Почему? Какая польза от золота? В пищу оно не годится.

Но в пищу не годится также Рембрандт (Rembrandt). Баллада Шопена (Chopin) - это не то, что используется для еды, питья или передвижения.

Осуждающим «жажду золота» будет удивительно это услышать, но золото, также как музыка и живопись, имеет духовную ценность. Жалоба «его нельзя съесть» выдаёт грубо материалистическое отношение к ценности. Золото представляет ценность, потому что оно ослепительно красиво. Люди ценят золото за эстетическое удовольствие.

Эстетическая ценность золота подчёркивается пониманием того, что делает разные вещи красивыми - пониманием красоты.

Красота - это ясность, осмысленность - но на уровне ощущений. Красиво выглядит или звучит то, что передаёт чёткий рисунок, образованный простыми, чистыми элементами.

Удовольствие в распознавании рисунка чувственное, но в основе лежит тот факт, что разум является одним из основных средств выживания человека. Человеческая жизнь зависит от обретения понятий и осознания конкретных вещей, с которыми он сталкивается. Основным процессом в этом является интеграция: извлечение ясного принципа из различных конкретных вещей, темы из вариаций. Но чтобы соединить невероятное разнообразие в ясное понимание целого, часто требуется трудная, полная сомнений борьба. Поэтому особенное удовольствие доставляет переживание этого процесса в его простой, чистой, свободной от сомнений версии. И этот чувственный эквивалент концептуального синтеза - то, что мы получаем, когда видим или слышим хорошо выстроенный, стройный образ.

Так я обобщаю слова Айн Рэнд о том, почему на нас действует музыка:

Музыка даёт человеку исключительную возможность заново пережить, на уровне взрослого, первичный процесс своего способа познания: автоматическое включение чувственных данных в ясную, значимую сущность. Для мысленного постижения это уникальная форма отдыха и вознаграждения.

Красоту называют «единством в разнообразии». Красота - отображение отчётливых элементов, собранных в ясное, стройное целое.

Элементами могут быть чистые музыкальные звуки, или это могут быть сияющие частицы золота. Рисунок складывается при соединении музыкальных звуков в мелодию, или частиц золота в ювелирное изделие, или в сусальную позолоту, для придания блеска рисунку. Золотые самородки и золотые слитки не более чем средство; целью является яркий, чёткий объект эстетического восприятия.

Другим аспектом золота является его уникальная чистота - в цвете и неподверженности порче. Мир по мере своего развития приходит в упадок, вырождается, и улучшения очень редки. Непреходящий, сияющий блеск золота даёт ощущение неизменной надёжности и безупречного постоянства.

Таким образом, золото - это не «варварский реликт» (Кейнс) или «презренный металл» (проповедники), но цель, эстетическая ценность, отражённая в нашем мышлении и стремлении к неподкупной моральной целостности. Золото является символом сохраняющейся чистоты и истинности. Вот почему обручальные кольца делаются из золота.

Ювелирные изделия из золота обладают точно такой же объективной ценностью, как утилитарные товары, как хлеб или автомобили. Эти товары производят ценность при их потреблении - когда они расходуются. Вы едите хлеб, и он исчезает. Вы ездите на автомобиле, и он изнашивается. Золото почти уникальный не расходуемый предмет потребления. Подобно Недвижимому двигателю Аристотеля (Aristotle), золото предоставляет ценность, не изменяясь само.

Часто звучащая насмешка «золото не съешь» - циничный материализм. Источник как художественной, так и чувственной  красоты находится в природе человека, как существа, способного к умозрительным построениям и  использующего понятия и рассуждения, чтобы обеспечить себе выживание и благополучие. Животные не могут воспринимать произведения искусства, красоту великолепного заката - или сияющую чистоту золота в узоре ювелирного изделия.

Возражение «золото нельзя съесть» отражает разделение дух-тело. На самом деле для материальной ценности необходимо духовное значение. Даже чтобы ценить пищу, человек должен иметь желание жить - что подразумевает его внутреннее желание бороться за своё счастье.

Золото - высшее проявление единства духовного и материального. Оно являет собой символ совершенной материальной ценности, потому что оно красиво, то есть представляет духовную ценность.

Выражение «золото не съешь» извращает значение золота: золото чрезвычайно ценно именно потому, что оно не расходуется. Золото – не расходуемое потребляемое - не требует восполнения. Золотые ювелирные изделия древних египтян сохраняют своё значение, каждый день даря непреходящую радость посетителям музеев. Потому что золото, как и Рембрандт, является объектом созерцания, оно используется, но не расходуется. 

Всё это объясняет, почему золото обладает денежной ценностью. Так как золото обладает непреходящей, объективной ценностью, оно может служить средством сохранения стоимости. Обладая этой основным преимуществом (которого нет у биткойнов), золото имеет другие внутренние свойства, делающим его уникальным средством обмена. В отличие от соли, золото имеет высокую стоимость единицы веса. В отличие от железа, золото не ржавеет. В отличие от алмазов, золото можно легко разделять на очень малые частицы без потери ценности. В отличие от компьютерного чипа, золото однородно. И благодаря пластичности, ему можно легко придавать форму.

Было время, когда соль и сигареты использовались в качестве денег; но их ценность в конечном счёте зависит от их расходования. Золото может использоваться в качестве денег без всякого расходования, без необходимости повторного производства.

Золото не надо есть, чтобы узнать его объективную ценность. Красота, хотя и не материальна, отражает рациональную, объективную ценность.

Золото обладает эстетической ценностью, и, как показал свободный выбор людей, также денежной ценностью. В этом и сила и слава золота.

аватар

Бинсвангер, Гарри

Binswanger, Harry

Американский философ.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 5

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

akrivobo 16.01.2014 в 11:53
Ода золоту. Красиво. Плюсую.
hq 17.01.2014 в 08:55
+, Однозначно,красиво.
ДИК 17.01.2014 в 10:31
И пусть удавятся противники золота!
den 17.01.2014 в 07:13
"Золото нельзя есть" - это никогда не было достойным аргументом. Лично я на такую фразу всегда предлагал собеседнику съесть банкноты из его кошелька, или закусить акциями Сбербанка...
romantic 18.01.2014 в 02:03
Причём тут духовность. Золото использовалось в древности: 1) в качестве украшений (не теряющих свой товарный вид тысячелетиями), 2) в качестве денег (практически неразрушимых), 3) в одежде из парчи (которая благодаря вшитым в неё золотым и серебряным нитям не завонивалась при длительном ношении), 4) в быту (жидкости хранившиеся в серебряных или золотых сосудах или в сосудах с покрытием из этих металлов не портились даже в условиях жаркого климата пустыни), 5) в медицине (в Китае, например, золотые нити использовали для подтяжки щёк, широко использовались золотые коронки, а ношение золотых колец предотвращало артрит пальцев), 6) в приёмных установках на вершинах пирамид ("звёздных батареях" того времени), черпавших энергию от звёзд входящих в состав известных издавна созвездий, расположенных на одних и тех же энергетических нитях (что-то подобное создал Тесла на Лог-Айланде, только его установка черпала энергию из ионосферы Земли, а не от далёких звёзд)