Политик из Каталонии переступает запретную черту – угрожает кредиторам Испании

Есть некоторые вещи, которые просто непозволительны для политиков, желающих сохранить свои рабочие места. Например, использование ругательства на «с» - «суверенитет» запрещено строго настрого. Также в первых строчках списка запретов находятся угрозы в адрес иностранных кредиторов и владельцев облигаций.

Но именно их произнес лидер второй по величине партии в правительственной коалиции Каталонии Esquerra Republicana Catalana (ERC) Ориоль Хункверас (Oriol Junqueras). Мало кто узнал об этом за пределами Каталонии, поскольку об этом почти ничего не сообщалось в международной прессе.

Это было в Брюсселе, на конференции молодёжного отделения движения «Европейский свободный альянс». Перед аудиторией из двадцати- и тридцатилетних людей из разных стран Европы Хункверас произнёс слегка завуалированную угрозу испанским кредиторам по поводу опасности провала, чтобы разрядить тлеющий конфликт.

Вероятно, в получении решения больше заинтересованы кредиторы, а не политики. В прошлом году дефицит бюджета Испании превысил 10% её ВВП... При том, что Каталония поставляет четверть налоговых доходов, и у нас есть средства, чтобы вывести на улицы Каталонии два миллиона человек, неужели кто-то всерьёз верит, что мы не способны остановить на неделю каталонскую экономику? Если мы это сделаем, можете представить себе, какое влияние это окажет на ВВП Испании? Или что внезапно поймут иностранные кредиторы об испанском долге, и что это будет означать для рисковых премий по испанским облигациям?

Для этого у нас есть собственные инструменты. Европейские организации должны решить, что является превалирующим: демократические принципы или фактические действия испанского государства? Если второе, то, разумеется, мы задействуем все доступные средства.

По возвращении в Барселону Хункверас был встречен настоящем ураганом грязной критики со всех сторон политического спектра, как в Каталонии, так и в Испании. Советник по бизнесу и занятости Каталонии Фелип Пуиг (Felip Puig) выразил сомнение даже в том, что в Каталонии возможна всеобщая забастовка. «Каталонская экономика не может остановиться даже на два часа», сказал он.

Ещё более жгучей была критика представителя правящей в Испании Народной партии в Каталонии Алисии Санчес Камачо (Alicia Sanchez Camacho), которая назвала действия Хунквераса достойными камикадзе и призвала каталонского премьер-министра Артура Маса (Artur Mas) денонсировать действия своего крупнейшего партнёра в правительстве. Мас к этому явно не склонен, и не зря: левая республиканская партия быстро набирает поддержку в регионе. Действительно, последние опросы показали, что будь выборы завтра, ERC станет основной партией в парламенте.

Всё больше каталонцев обращаются к более радикальным, сепаратистским партиям. В их числе относительно новая партия CUP, решительно выступающая за независимость и против Европейского союза. На последних выборах эта партия получила 3.5% голосов и три места в региональном парламенте. Одно из них принадлежит Давиду Фернандесу (David Fernandez), который постоянно вызывает бурную реакцию. На прошлой неделе во время сессии вопросов и ответов по поводу банкротства Bankia он пригрозил запустить ботинком в Родриго Рато (Rodrigo Rato), бывшего главу Bankia и некогда президента МВФ.

Хотя действия Фернандеса были осуждены большинством источников, все члены парламента от ERC (их 21) выразили ему полную поддержку. Это был ещё один признак нарастающего раскола хрупкой коалиции под руководством Артура Маса. Как предупреждал Джайлз Тремлетт (Giles Tremlett) из The Economist, наращивая каталонские националистические устремления, Мас, возможно, оседлал «тигра, которым не сможет управлять».

В своей наводящей на размышления статье для Эль Паис каталонский писатель Хавьер Серкас (Javier Cercas) предупредил, что Каталония и Испания могут столкнуться с катаклизмом:

Маршрут может быть следующим: сначала, возможно в 2014 году, каталонский парламент примет одностороннюю декларацию о независимости. Затем произойдёт одно из двух, и наиболее вероятным является то, что испанское правительство приостановит полуавтономный статус региона и объявит осадное положение.

Начиная с этого момента возможно всё, в том числе эскалация насилия... наиболее вероятным следствием будет соскальзывание Испании в очень сильный кризис... К такому катаклизму нас толкают две основные силы: безответственность нескольких известных деятелей, которые не колеблясь запрыгивают на кентавра, порождённого экономическим кризисом; идеализм и благие намерения вкупе с неосведомлённостью у многих достойных людей; и неуправляемое упорство испанского национализма.

Пока администрация Рахоя (Rajoy) продолжает убивать всякую надежду на урегулирование с северо-восточной провинцией путём переговоров, можно ожидать дальнейшего ухудшения отношений между Мадридом и Каталонией. Симметричный торговый бойкот уже собрал свою дань с обеих экономик, и снадобье мер строгой экономии от Тройки [Европейская комиссия, МВФ, ЕЦБ] продолжает сеять хаос - особенно в Каталонии, где мусорный статус облигаций препятствует привлечению внешних средств. Каталония вынуждена обращаться к Мадриду за каждым грошом. Когда деньги не поступают в необходимых количествах, что бывает часто, растут подозрительность и возмущение.

Сейчас Европейский союз по-прежнему уделяет очень мало внимания этому вопросу. Он постоянно предупреждает Каталонию о риске остаться в изоляции. Смысл понятен: любой шаг к провозглашению независимости вызовет отторжение образующейся страны из Еврозоны и ЕС. Однако, как предупредил Хункверас, сохранение статус-кво более невозможно - по крайней мере не для постоянно растущего числа каталонцев.

«Мы будем использовать все доступные демократические инструменты, и не откажемся ни от одного из них - потому что... без них у нас нет возможности победить. А мы намерены победить!»

Вместо того, чтобы игнорировать проблему, Евросоюзу следовало бы прислушаться к Хункверасу, а также обратиться к урокам истории. В конце концов, не в первый раз Каталония пытается разорвать свои связи с Испанией. В начале 1930-х она дважды в одностороннем порядке провозглашала независимость. Вскоре после этого последовала одна из самых кровопролитных гражданских войн в истории современной Европы, ставшая также прелюдией к самой опустошительной войне в истории человечества.

Несмотря на чудесное экономическое «восстановление», безработица среди молодёжи достигла 24%. Новые рекорды были установлены в Испании (56,5%), Греции (57,3%), Италии (40%), и Франции (26%). Исторические сигналы ясны: правительства, которые позволяют расти безработице среди молодёжи, делают это на свой страх и риск.

аватар

Рихтер, Вульф

Richter, Wolf

Предприниматель и венчурный капиталист. Автор блога Wolf Street.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 4

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Дмитрий Вексельбергович 25.11.2013 в 11:32
Очнулись. Как?? Долги разве нужно возвращать?? Не-е-ет, мы лучше два миллиона человек на улицы выведем, а то работают, понимаешь, на каких-то там иностранных кредиторов...
Ринат 26.11.2013 в 10:33
Я не знаю, о чём вы здесь говорите, но брать надо! :)
Сионский мудрец 26.11.2013 в 10:49
Ценообразование на золото происходит с 1919 в Лондоне на ежедневных встречах представителей 5 банков (Barclays Plc, Deutsche Bank AG, Bank of Nova Scotia, HSBC Holdings Plc, Societe Generale SA.), на которых определяется ключевая ставка London gold fix, которая потом используется добывающими, ювелирными компаниями, центробанками и спекулями. Ставка определяется целиком по усмотрению пяти банков, без необходимости представлять обоснование и аргументацию. Очевидно, те, кто заблаговременно получают инсайд о изменениях ставок, имеют преимущества перед остальными спекулями. Лондон является самым большим центром в мире по торговле золотом, это одна из его кормушек. *Ежедневные* объемы торгов (с широким использованием деривативов, когда торгуется не само рыжье, а ставки на изменения его котировок) - превосходят $33 ярда. Процесс определения ключевой ставки gold fix при этом, подчеркнем, совершенно непубличен и непрозрачен. Любопытно, что когда Bloomberg попытался связаться с London Gold Market Fixing Ltd. - компанией, контролируемой этими пятью банками, администрирующей ставку gold fix, выяснилось что работников в постоянном штате в ней нет, а на звонки отвечает некий Дуглас Бидл, банкир, работающий на Рошильда.
DELETE 28.11.2013 в 04:02
Некие люди устроились очень хорошо, в одном месте они захватили печатный станок, в другом - рынок, т.е. место где эти бумажки обмениваются на реальные товары, в т.ч. золото. Одно без другого - бесполезно,тк если печатаешь много, то бумажки обесцениваются. А когда владеешь и рынком и станком, то можно делать чудеса, например, извлекать золото из воздуха,тк от распечатки триллионами бумажки не обесцениваются и банкроты не банкротятся, а даже наоборот )))