цена на золото

Теперь, когда на Comex продается слишком много золота, высока вероятность, что цены подрежут, и опять системообразующие банки (TBTF-банки от англ. «too-big-to-fail»). Процесс уже стал привычным на золотых фьючерсных рынках, где спекулянты, скупающие контракты, защищаются стоп-лоссами.

Все, что нужно TBTF-банкам — эта пауза в покупках спекулянтов и немного хороших (плохих для золота) новостей. В идеале срок действующего контракта подойдет к концу, стало быть спекулянтам придется либо действовать, либо отступать: иными словами, продать контракт, продлить срок платежа или завершить его поставкой.

Учитывая высокую долю заемных средств, жадность превращается в страх за копейку. Заняв короткие позиции, TBTF-банки оставляют спекулянтам длинные, а длинный контракт — это ловушка, трейдерский вариант «Отеля “Калифорния”» (Hotel California).

Банки начинают терпеть убытки, но они им не страшны, ведь эти банки слишком велики, чтобы рухнуть. Они знают, как обернуть все в свою пользу: достаточно выбрать подходящий момент, продать контракты на сумму несколько миллиардов и отыграть все стопы. Такой цикл событий происходит раз за разом — денежная машина для слитковых банков. Бывает, что все идет не по плану, потому что контроль цен переходит от фьючерсных рынков физическим. Но черт возьми, в этом случае банки спасает ФРС или Банк Англии, при этом их трейдеры квартал за кварталом получают бонусы.

И каждый раз спекулянты попадаются на эту удочку и верят, что рано или поздно TBTF-трейдерам воздастся по заслугам. Но сейчас, когда золото подорожало на $140 меньше, чем за два месяца, стиральная машина Comex запустила новый цикл отжима. Золото покупают в таких объемах, как никогда раньше. Опять пришло время обчищать биржевых игроков. Так не сделал бы только дурак. Но на этот раз все может сложиться иначе.

Чтобы сложилось иначе, доллар должен продолжать слабеть. Больше ничто не спасет быков от системообразующих слитковых банков. В этой статье мы обсудим перспективы доллара и придем к выводу, что кроме оживления на рынке, будущее не сулит доллару ничего хорошего.

Курс доллара может снизиться по четырем причинам: стагнация американской экономики, отказ от доллара со стороны нефтедобывающих стран, отказ от доллара со стороны Китая, и, наконец, смещение коммерческих интересов крупных слитковых банков в сторону Поднебесной. Давайте разберем каждую причину по порядку.

Стагнация американской экономики

Оживление, царившее первые сто дней президентства Трампа (Donald Trump), когда он, словно новоявленный Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt), лихорадочно начал исполнять свои обязанности, сменила жестокая реальность. Сначала доллар вырос, но потом стал снижаться. Налоговые льготы так и остались недосягаемой мечтой. Если подумать, то стимул для американской промышленности в виде таможенных тарифов и ввозных пошлин на импортные товары, вовсе и не стимул, а обыкновенное повышение цен, свалившееся на потребителей. Большая часть реформистской команды Дональда, выступающей против истеблишмента, подала в отставку. На смену им пришли три генерала из господствующей верхушки. В банановой республике пресса окрестила бы такие события военным переворотом. «Вернем Америке былое величие» (Make America Great Again) — теперь всего лишь пустые слова.

После избрания Трампа, по мере того, как реальность стала доходить до сознания людей, доллар ощутимо упал. Политический курс нового президента называют помпезным и автаркическим. Лишенная преимуществ мировой торговли, Америка практически ничего не получает от стремительных изменений, превративших когда-то отсталый азиатский континент в экономический локомотив.

Между тем, накопление долга не приносит никакого дохода, а лишь тянет экономику вниз; деньги все также идут на финансирование дефицита госбюджета и покрытие все увеличивающихся расходов. По меньшей мере два последних кредитных цикла потребительский доход отстает от прожиточного минимума. А когда потребитель в долгах — экономика в бедственном положении, уже не в кризисе, но все еще в тупике.

Аналитики, глупо полагающие, что торговый протекционизм даст Америке рабочие места, никак не поймут, что торговый дефицит складывается из дефицита госбюджета, увеличения банковских кредитов и низкого уровня сбережений. Однако правительство и ФРС активно продвигают именно такой курс оздоровления экономики. В результате дефицит бюджета на следующий финансовый год, скорее всего, составит дополнительные $500 млрд, которые можно добавить к общим расходам.

Что касается будущего доллара, то важно знать, что с 1980 г совокупный дефицит платежного баланса, где основной компонент — торговый баланс, к концу этого года составит $11 трлн. Совокупный дефицит платежного баланса указывает на то, сколько долларов находится в руках у иностранцев, при том, что в центральных банках по всему миру хранится всего $4.36 трлн. Большая часть зарубежных долларов принадлежит компаниям, занимающимся международной торговлей.

Управление долларовым остатком имеет критическое значение для рентабельности компаний. Они заметят, что в торгово-взвешенном исчислении американская валюта достигала максимума в январе, но с тех пор потеряла 7.5%, что серьезно сказалось на прибыли. Они будут внимательно следить за другими признаками ослабления и увидят рост торговых перспектив для Европы и Еврозоны, благодаря которым евро в этом году уже на 15% вырос относительно доллара. Более того, в 2017-ом активное сальдо торгового баланса Еврозоны оценивается в €200 млрд, что ведет к сокращению европейской валюты в иностранном владении. Китайский женьминьби (или юань) вырос в этом году на 7.3% относительно доллара, повлияв при этом на корпорации, торгующие с Поднебесной. Но что еще важнее, он повлиял на нефтедобывающие компании, торгующие на крупнейшем едином рынке. С этого момента они будут следить за успехами доллара.

Никто не сомневается в том, что зарубежные страны владеют большими объемами долларов и, напугавшись, начнут их продавать. По этой причине, неважные экономические показатели Америки по сравнению с более динамичными данными Китая, Японии и Европы надолго ставят доллар в весьма невыгодное для него положение на валютном рынке.

Производители нефти отказываются от доллара

После прекращения действия Бреттонвудского соглашения в 1971 г, Никсон (Richard Nixon) заключил в 1973-м пакт c Саудовской Аравией, превратив доллар в эксклюзивную валюту расчетов для экспорта нефти. С тех пор в тех немногих странах, пригрозивших продавать нефть за другие валюты, в частности в Ираке при Саддаме Хусейне (Saddam Hussein) и Ливии при Кадаффи (Muammar Gaddafi), стали происходить печальные события. Только России, Китаю и Ирану удалось успешно справиться с нефтяной гегемонией доллара, но не без негативных для них последствий. Теперь и Венесуэла пытается уклониться от американского империализма, продавая нефть за разные валюты, но не за доллары.

Видимо, Венесуэла ослепла. На примере Ирака и Ливии всем остальным странам должно быть ясно, чем грозит отказ от доллара. В 2012 г американцы даже надавили на SWIFT, якобы независимую межбанковскую систему расчетов, чтобы заморозить все иранские операции. Но даже под таким давлением иранская валюта не сдалась. Такая тактика лишь наращивает неприязнь к Америке и уже подорвала доверие неприсоединившихся стран. Россия, достаточно сильная, чтобы справиться с разрушительными финансовыми тактиками Америки, уже создала свою альтернативу системе SWIFT и предпринимает все возможное, чтобы стать независимой от доллара.

Русские и китайцы, а также вся Шанхайская организация сотрудничества, побуждают нефтедобывающие компании продавать нефть в Азии за азиатские валюты, в частности за юани. Для достижения поставленной цели Китай развивает рынки капиталов, пытаясь тем самым повысить ликвидность и использование юаня в качестве валюты расчетов. Впрочем, он осознает, что юань, репутация которого не столь надежна, не может так просто стать альтернативой доллару. И здесь на помощь приходит физическое золото, металлические деньги, за которые не несет ответственность ни одно из государств, и которые признают во всем мире, включая тех, кто публично отрицает его денежную ценность.

Китай всегда знал, что золото будет играть решающую роль в его геополитической стратегии и долгосрочной безопасности страны. Последние несколько лет Китай доминировал на физических рынках. На сегодняшний день это сама крупная золотодобывающая страна. Можно не сомневаться, им удалось накопить немало золота с 1983 г, когда весь запас стал храниться в центральном банке. Китай уже готов предложить нефтедобывающим компаниям торговать на Шанхайских фьючерсных рынках и обменивать нефть на юани, а юани на золото, добытое за пределами Китая. Производителей нефти наверняка заинтересует такая альтернатива доллару. Россия и Иран уже в деле. Другие страны, включая Венесуэлу, в значительной степени зависящие от китайского спроса на нефть, находятся в процессе присоединения. Но настоящей наградой станет Саудовская Аравия.

Саудовской Аравии нужны деньги, и если западные рынки капитала не хотят платить за миноритарный пакет акций в Aramco, то, скорее всего, Китаю удастся провернуть свою сделку. Политика по переводу мировых поставщиков нефти с расчетов в долларах на расчеты в юанях при экспорте нефти в Китай достигла существенных успехов в последние месяцы. Следующим ключевым этапом станет полный переход на фьючерсные контракты на нефть в юанях, что может случиться уже в ближайшие месяцы. И тогда функция доллара как единственной резервной валюты будет весомо подорвана.

Валютные резервы Китая

У Китая накопился немалый валютный резерв, равный $3 трлн, при этом больше $2 трлн, возможно, хранится в долларах. Такие запасы стали следствием валютного управления, целью которого было повысить прибыль китайских производителей, экспортирующих в другие страны. Раннее развитие китайской экономики было лишь начальной стадией, способствующей значительному притоку капитала, за которым последовал чистый экспорт. Более того, китайцы — очень экономный народ, они откладывают не меньше 40% от зарплаты, что ведет к появлению крупного и постоянного активного сальдо торгового баланса.

По этой причине экономический успех страны помог в значительной степени повысить уровень жизни населения Китая. Сегодняшняя экономика сменила курс и направлена на сферу обслуживания и технологии. Из страны, ориентированной на расширение экспорта, Китай превратился в полностью развитую передовую экономику с крепнущим средним классом. Более того, для воплощения своих планов по развитию инфраструктуры на территории всей Азии Китаю требуются огромные объемы сырья.

Необходимости в хранении большого количества долларов, ставшей результатом нейтрализации притока капиталов и последующего сдерживания юаня для обеспечения конкурентоспособности экспортной цены, больше нет. Сегодня Китаю уже не нужны американские деньги в таких объёмах, поэтому, скорее всего, он будет вкладывать их в цветной металл и сырье, необходимое для будущего. В результате за этот год юань поднялся на 7% относительно доллара, а, следовательно, импортные товары, приобретаемые за доллары, на столько же подешевели.

Поэтому можно не сомневаться, что совсем скоро Китай начнет активно продавать доллары. Однако слишком агрессивный подход со стороны Китая может спровоцировать продажу американской валюты другими центральными банками Азии. В этом случае Китай очень рискует, ведь правительство США может заморозить гособлигации на сумму $1.1 трлн, принадлежащие Поднебесной. Китай должен действовать осторожно, постепенно обостряя финансовую войну. Поэтому политика, направленная на продажу долларов, скорее будет способствовать укреплению страны, нежели ее ослаблению. Последствия для доллара — любое восстановление уровня цен будет остановлено, а значит ограничено по масштабу и продолжительности.

Банки меняют гражданство

Крупные мировые банки вынуждены переориентировать свою деятельность в сторону Китая и его азиатской стратегии. Развитие инфраструктуры требует финансирования, которое осуществляет Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (Asian Infrastructure Development Bank). Китай интернационализирует свои рынки капиталов через Гонконг и Лондон. Америка сознательно исключена из этих операций.

Но это совсем не значит, что Китай действует против американских банков. Его цель — работать со всеми иностранными банками на конкурентной основе при условии, что в операциях не участвует доллар. Американские банки должны принять решение: оставаться с Трампом и возвращать Америке былое величие, но при этом воздержаться от помощи Китаю, или же исполнить свой коммерческий долг в интересах своих акционеров и попытаться извлечь выгоду из антидолларовой стратегии Китая.

Нигде так остро не ощущается эта борьба, как на рынке золота и серебра. Теперь, когда Китай контролирует оба этих физических рынка, у крупных слитковых банков не остается иного выбора, как присоединиться к Шанхайской бирже золота и международным фьючерсным биржам. Совсем скоро они уже не будут снижать цены на Comex, преимущественно будучи медведями, заключающими со спекулянтами бумажные контракты. Вместо этого им придется покупать физические слитки, чтобы поставлять их на Шанхайские физические и фьючерсные рынки. Еще рано что-либо утверждать, но на переход решились уже такие ведущие банки, как ANZ Bank, UBS, BNP Paribas, Standard Chartered, HSBC, JP Morgan (лондонское отделение) и Goldman Sachs.

Выводы

Из-за рубежа уже ожидается отток большого количества долларов — наследие тех дней, когда компании были рады иметь их в качестве основного резерва и торговой валюты. До сегодняшнего дня альтернативы доллару практически не было. Более того, половина мировых запасов долларов, вероятно, принадлежит центральному банку Китая, в интересах которого снизить этот риск.

Америка не участвует в мировом экономическом росте, сконцентрированном на Китае и развитии азиатского региона, инициированного опять же Китаем. Много лет Америка злоупотребляла своей долларовой привилегией и в результате потеряла доверие неприсоединившихся стран. Сегодня за этими странами мировой экономический прогресс. На азиатский экономический праздник, который проводят Китай и Россия, не пригласили только Америку.

Неважное состояние финансовой системы США и их зависимость от кредитно-денежного стимулирования гарантируют бесперебойную поставку долларов на иностранные фондовые биржи из-за хронического дефицита торгового баланса. Президентство Трампа кажется настоящим бедствием для доллара, и как только это станет очевидным на иностранных биржах, продажи, скорее всего, увеличатся. Тогда доллар начнет терять свой статус валюты расчетов в странах-экспортерах нефти.

Финальной сценой мантры «Вернем Америке былое величие» станет растущая тайная поддержка Китая со стороны крупных международных банков, руководствующихся торговой реальностью. Они просто не смогут остаться в стороне. JPMorgan и Goldman Sachs уже называют себя физическими трейдерами и поставщиками слитков в Шанхай. Было бы удивительно, если бы и другие западные банки не последовали их примеру.

Будет ли ценообразование на фьючерсных рынках зависеть от спроса на физическое золото — покажет только время. Но не остается никаких сомнений в том, что сейчас Китай заинтересован в ослаблении доллара. Китай, конечно же, понимает, какие разрушительные последствия ждут западные рынки, ориентированные на доллар, в случае существенного падения американской валюты и повышения цены на золото. Поднебесная действует осторожно, потому что не хочет, чтобы ее обвинили в открытом уничтожении доллара как резервной валюты, чем, вероятно, и объясняется отсрочка введения контрактов на нефть за юани.

Очевидно, геополитика играет центральную роль в определении сроков. Америка не может противостоять партнерству Китая и России, доминирующих стран Евроазиатского континента. Последствия конца финансовой гегемонии США нельзя недооценивать, поэтому Китай будет тщательно обдумывать каждый шаг. Однако инвесторы на финансовых рынках Запада, похоже, начинают понимать, что эпоха доллара подошла к концу, впереди его ждет значительный спад, а значит крупные инвестиционные институты должны пересмотреть размещение своих активов в пользу физического золота и в ущерб доллару.


Конец 2016. http://www.reuters.com/article/us-currency-reserves-imf/dollar-gains-share-of-global-fx-reserves-euro-shrinks-idUSKCN0WX1WR

аватар

Маклауд, Алесдер

Macleod, Alasdair

Британский финансовый аналитик и комментатор.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.