Пять и снова: власти обсуждают отмену порога беспошлинного ввоза покупок из-за рубежа

отмена порога беспошлинного ввоза

Власти рассматривают возможность отмены порога беспошлинного ввоза иностранных товаров, купленных за рубежом, узнали «Известия». Сегодня он составляет €1 тыс. и 31 кг. После устранения такого порога продукцию из-за границы предложили обложить единой пошлиной, размер которой составит около 5%. Вопрос уже обсуждают в ЕЭК. Такой шаг симметрично увеличит стоимость зарубежной продукции, продажи сократятся на треть, предупреждают представители ритейла. О перспективах трансграничной онлайн-торговли и аргументах основных игроков — в материале «Известий».

Обнулить порог

В конце 2023 года главы государств — участников ЕАЭС одобрили и направили на ратификацию поправки в Таможенный кодекс, которые касаются трансграничной торговли. Например, в союзе появился новый термин — «товары электронной торговли, приобретенные физическими лицами». Эти изменения предоставили Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) право вообще отказаться от установления нормы беспошлинного ввоза таких товаров. Об этом сказано в письме Ozon в адрес помощника президента РФ Максима Орешкина (есть у «Известий»). Издание направило запрос его представителю.

Сейчас люди могут заказать в Сети и получить из-за границы товары стоимостью до €1 тыс. и весом до 31 кг, выше этого лимита придется доплатить 15% от стоимости продукции.

С учетом нововведений на площадке уже начали обсуждать отказ от порога беспошлинного ввоза, сказано в письме маркетплейса. Готов и направлен в страны соответствующий проект решения Совета ЕЭК: власти не только обнуляют нормы бесплатного ввоза, но и устанавливают единую ставку пошлины на уровне 5%, подчеркивает Ozon.

Это коснется 34 млн российских граждан — так компания оценила число покупателей трансграничных товаров. Цены на них вырастут на 5%, плюс кардинально усложнится процесс покупки — после каждой придется по отдельной процедуре оплачивать пошлину, уверены в компании. В итоге до 80% покупателей откажутся от покупки товаров по данной модели. На этом негативные эффекты не исчерпаны: продажи на площадках упадут на треть.

— Это нанесет существенный финансовый урон российским маркетплейсам: в других странах ЕАЭС отсутствуют сопоставимые по масштабам деятельности компании, — уверены Ozon.

В ЕЭК «Известиям» сказали, что «по вопросу введения беспошлинного порога позиции государств-членов союза еще формируются». Как только страны представят свои позиции, на площадке начнут их обсуждение.


Насытить рынок

Отмена порога бесспорно отразится на российских потребителях, считают в Ozon.

— Многие люди могут отказаться от покупки, если с учетом пошлины стоимость нужного товара окажется выше, чем они могут себе позволить. Поэтому мы рассчитываем на взвешенное решение регуляторов в этом вопросе, — добавили «Известиям» в компании. Маркетплейс поддерживает сохранение порога в €1 тыс.

Причины введения порога беспошлинной торговли в €1 тыс. не потеряли актуальности, отметили в «Яндекс Маркете». Действующий лимит позволяет покупателям с невысоким доходом приобрести товары по доступным ценам, добавили там.


С этим согласны в Wildberries. Снижение порога или отказ от его применения существенно снизит товарный ассортимент для покупателей из России, подчеркнули в компании.

В целом отрасль не выработала единой позиции по вопросу изменения порога беспошлинного ввоза, уточнили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Ассоциация сегодня объединяет компании с разными бизнес-моделями, сказал президент АКИТ Артем Соколов.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Согласно данным Ozon по итогам 2023 года, объем трансграничной торговли составляет 0,3 трлн рублей, всей онлайн-торговли — 8,3 трлн рублей, оборот всего ритейла — 47 трлн рублей. Большая часть торговли приходится на КНР. Товары по трансграничной модели продаж приобретают в основном граждане с более низким доходом, 54% ввозимой продукции относятся к категории электроники, 18% — одежды (прежде всего ушедших из России брендов), 20% — товаров для дома (инструменты).

Письмо Ozon поступило в аппарат правительства, где его распределили в Минфин. Министерство подтверждает в своих бумагах (есть у «Известий»), что в ЕЭК обсуждают проект акта, который определит единую ставку пошлины для товаров, купленных за границей в Сети. Ее предлагают установить в размере 5%, но не менее €1 за 1 кг. В Минфине уверены, что такой шаг экономически обоснован, ведь товары, которые ввозит в РФ офлайн-торговля, облагаются пошлинами.

Вместе с тем ведомство отрицательно отреагировало на аргументацию Ozon, следует из документа. В апреле 2022 года порог беспошлинного ввоза повысили в пять раз — до €1 тыс. и 31 кг, напомнили там. Основная цель этой меры — насытить внутренний рынок необходимыми товарами для личного пользования и удовлетворить спрос на импортную продукцию, которую люди сами покупают в интернет-магазинах третьих стран или провозят в багаже.

Это помогло избежать дефицита товаров, в том числе критического импорта, в условиях нарушения логистических поставок продукции, уверены в Минфине. Но «на сегодняшний день большинство из указанных факторов нивелированы и дальнейшее продление повышенного беспошлинного порога ввоза товаров в адрес физических лиц нецелесообразно», сказано в документе Минфина.

Окончательное решение относительно порога беспошлинного ввоза примет правительство, уточнили в Министерстве финансов.

— Нормы беспошлинного ввоза утверждены на уровне Евразийской экономической комиссии, их изменение потребует принятия решения всеми государствами — членами ЕАЭС, — напомнили «Известиям» в ФТС.

В Минэкономразвития на вопросы издания не ответили.

Общественники выступили против того, чтобы власти оставили порог беспошлинного ввоза на уровне €1 тыс., следует из письма «Общественной потребительской инициативы» в адрес Минэкономразвития (есть у «Известий»). Эксперты уверены, что такое значение оборачивается ввозом фальсифицируемых и контрафактных товаров, что подкреплено статистикой Роспотребнадзора. Так, снижение порога до €200 в 2020 году привело к уменьшению предъявленных, рассмотренных и удовлетворенных исков о защите прав потребителей в сфере торговли: на 14, 17 и 19% соответственно. А вот в 2022 году, когда лимит повысили, исковые показатели выросли на 11, 14 и 19%.

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.