Средства европейской программы количественного смягчения не поступят в экономику

Автор: князь Михаэль фон Лихтенштейн (Michael von Liechtenstein)

Программа, согласованная 22 января 2015 года, позволяет ЕЦБ скупать европейский суверенный долг на сумму до 60 млрд евро в месяц, с марта 2015 года по сентябрь 2016 года. Общая сумма превысит 1 трлн евро. Помимо этого, была принята программа разделения рисков с государственными центральными банками, а также установлен критерий качества для приемлемых долговых обязательств.

Программа КС широко обсуждалась, решение было известно заранее, и рынки его ожидали. Без нее на финансовых рынках случилась бы кровавая бойня.

Логическое обоснование решения существует в двух вариантах:

Во-первых, увеличение денег в обращении практически без процентных выплат должно стимулировать потребление и инвестиции, а также создать рост и занятость. Существует надежда, что это создаст контролируемую инфляцию, так как, в соответствии с мантрой президента ЕЦБ Марио Драги (Mario Draghi), инфляция необходима для создания роста.

Во-вторых, это усилит уверенность в ценности суверенного долга еврозоны.

Это только одна сторона монеты.

С другой стороны, мы можем видеть, что это не ситуация обоюдного выигрыша. Это выражение беспомощности. Беспомощность перед тем фактом, что политики стран Европейского союза не готовы взяться за необходимые реформы.

Так это бездействие основывается на идеологических убеждениях, популистских причинах или на полном невежестве?

Европа крайне нуждается в базовых реформах, если она намерена восстановить международную конкурентоспособность, увеличить производительность труда и справиться с безработицей. Они включают сокращение участия национального и местного правительства в экономике. Это снизит неэффективные расходы в государственной экономике и уменьшит дефицит. Отмена действия законов, которые являются слишком жесткими, например, закона о труде и закона о защите конкуренции, стимулировала бы деятельность и упростила инновации и создание рабочих мест.

Радикальная оптимизация налогового законодательства обеспечила бы безопасность плана, что важно для новых инвестиций. Она также сократила бы колоссальные административные издержки оперирования и администрирования налоговых вопросов для правительств, бизнеса и частных лиц.

Есть еще одна проблема – похоже, что КС, проводимое Федеральной резервной системой США (ФРС), помогло вернуть американскую экономику к росту. Существует, однако, одно большое различие между Европой и США – собственный капитал банков.

Во время банковского кризиса 2008-2009 годов США сконцентрировались на восстановлении собственного капитала банков до уровня, который позволил банкам кредитовать юридических лиц. Вместо этого Европа выбрала путь стресс-теста. Говоря простыми словами, получается, что если банк сократил свой кредитный портфель для бизнеса, вместо того, чтобы увеличить свой качественный собственный капитал, он также смог пройти стресс-тест. Это также означает, что банки неохотно кредитуют компании. Это не позволяет новым деньгам поступать в экономику.

Нулевые и отрицательные процентные ставки также разрушают сбережения и сокращают личные пенсионные накопления. Пенсии испытали тяжелый удар. Эта ситуация усугубилась тем фактом, что государственные пенсионные программы недостаточно финансируются.

Реальная проблема, связанная с программой КС по скупке государственных облигация, состоит в том, что она избавляет политиков от необходимости проводить реформы. ЕЦБ уже помог нескольким европейским правительствам выиграть время, чтобы они могли осуществить реформы. Большинство из них – и особенно Франция – не сумели воспользоваться этой возможностью.

Маловероятно, что с КС это безответственное отношение изменится.

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Investor 30.01.2015 в 01:14
Slash, позвольте с Вами не согласиться. Одна из проблем Европы заключается именно в том, что бизнес поставлен в крайне не благоприятные условия. Это и излишние регуляции, навязанные евро-бюрократами и высокие налоги, масса обязательств и многие ограничения. Во второй половине 20 века во многих странах сложилась такая ситуация, что не работник работает на бизнес, а наоборот бизнес работает на работника. Это заметно снизило эффективность и производительность труда и доходность бизнеса. Порой нерадивый офисных планктон проще и дешевле держать и опоачивать, чем уволить и найти более эффективного работника. Тем самым фактор здоровой конкуренции на рынке труда был фактически нивелирован. С другой стороны, высокие налоги, обусловленные крайне тяжелым бременем социалки. Они не дают бизнесу продохнуть, но зато стимулируют раз растение класса паразитов, живущих на пособия. Причем за вычетом всех налогов реальные доходы среднего работника порой сопоставимы с заоявой, которую получает паразит. Естественно, это никоим образом не стимулирует производительность труда, а наоборот демотивирует потенциально активных людей. Еще одна проблема - слишком высокая доступ гость образования за счет кредитования и субсидий. Порой влезая в долги бывший стулент, окончивший даде самый дорогой и престижный ВУЗ идет работать на низкооплачиваемую для не квалифицированного персонала. Просто потому, что свободных рабочих мест для людей его квалификации нет. Отчасти потому, что многие рабочие места уже из заняты планктоном, увольнять который бизнесу себе дороже, а отчасти потому, что по многим престижным профессиям имеет место многократное перепроизводство кадров. В итоге большая часть обращованной и энергичной молодежи либо сидит без работы. То есть простаивает наиболее деятельная и наименее прихотливая часть трудовых ресурсов. Так, что в "мантрах" князя как раз есть таки смысл и здравое зерно.