В течение ближайшего года количество работающих с нерезидентами банков в Латвии может уменьшиться наполовину

Оскар Цимерманис

Оскар Цимерманис

Foto: BDO

Автор: Наталья Пориете

В ситуации ужесточения требований со стороны регуляторов, для выполнения которых банкам требуется все больше средств, что, в свою очередь снижает их прибыльность, одним из возможных сценариев решения проблемы может стать консолидация банков, работающих в сегменте обслуживания нерезидентов, такое мнение выразил директор по корпоративным финансам бюро финансовых консультаций BDO Оскар Цимерманис. «Это поможет банкам выжить», - считает он.

Согласно статистики, в Латвии сейчас активно работают 16 банков, но фактически их уже 15, так как банк ABLV проходит процесс самоликвидации. Для сравнения – в 90-х годах после восстановления независимости в Латвии было 66 банков, то есть количество банков с того времени уменьшилось в четыре раза.

Банков, которые фокусируются на работе с нерезидентскими вкладами в Латвии, - 12 (из 16 банков), включая банки ABLV и Rietumu, с той разницей, что в плане объема активов эти два упомянутых банка гораздо крупнее остальных десяти, обслуживающих нерезидентов, банков и по размеру равноценны сфокусированным на обслуживании резидентов банках – Swedbank, SEB, Luminor, Citadele banka). Для примера: согласно данным на конец 2017 года, активы банка Rietumu – 3 114 692 евро, активы банка Citadele – 2 674 010 евро, а активы банка Norvik – 857 345 евро.

За последние 10 лет объем вкладов резидентов в банках в Латвии показывал стабильный рост, приблизившись к отметке в 12 млрд евро, рассказал Цимерманис, в то же время объем нерезидентских вкладов рос еще быстрее, в 2015 году обогнав по показателям резидентские вклады. Однако с 2016 года объем вкладов нерезидентов в банки в Латвии упал на треть, и, принимая во внимания тенденции в банковской отрасли страны, можно прогнозировать, что он уменьшится еще больше, считает эксперт.

Он отметил, что банки, ориентированные на нерезидентские вклады, в целом работают успешно и стабильно, если брать во внимание достаточность капитала и показатели ликвидности, однако показатели ROE (рентабельности собственного капитала) и ROA (рентабельности активов) указывают на негативную рентабельность, к тому же в 2018 году все указывает на то, что тенденция к уменьшению активов сохранится, считает Цимерманис. «Те банки, которые сумеют выжить, свои активы увеличат, те, которые не смогут, - просто исчезнут», - говорит он.

Банкам, которые по размеру активов существенно отстают от топовых банков в Латвии, особенно следует задуматься о консолидации, считает эксперт. Он напомнил, что прошедший недавно процесс консолидации банков банков Nordea и DNB, в результате чего был создан банк Luminor, усилил позицию объединившихся банков на рынке. Цимерманис подчеркнул, что в случае консолидации банки получают не только более сильную позицию на рынке, но и больший капитал, более масштабную территорию деятельности и больше клиентов. Одновременно повышается эффективность работы, а риски диверсифицируются. Консолидация увеличивает эффективность капитала и снижает соотношение затрат на выполнение требований регулятора к доходам. Объединение также помогает создать синергию между банками, у которых могут быть разные клиенты и портфели продуктов, сферы деятельности и охват территории.

Благодаря объединению, банк может заполнить свои слабые места и усилить свою команду, подчеркнул эксперт. Однако, консолидация несет с собой и некоторые риски, признал он, как, например, недостаточная подготовленность сотрудников к переменам, сфокусированность только на финансовых результатах и т.д. Также существует риск недостаточной информированности клиентов, что может привести к тому, что клиенты, неуверенные в будущем банка, начнут уходить к другим банкам, говорит Цимерманис. «Это может происходить и уже происходит. Чтобы этого не допустить, банкам нужно срочно действовать – чем быстрее, тем лучше. Если клиенты не будут видеть у банка будущего, то они, скорее всего, из банка уйдут», - говорит он.


Для банков, работающих в Латвии с вкладами нерезидентов, самым худшим сценарием может стать ликвидация, считает он, однако если есть необходимые финансовые средства, банк может найти для себя другую нишу. Также банк может попробовать найти новый капитал, увеличив таким образом свой, и создать новую финансовую модель работы, привлекая, например, предприятия сферы Fintech для создания инновативных продуктов. «Некоторые банки уже сейчас активно ищут сегменты новых направлений, другим неизбежно придется это делать», - подчеркивает он.

Цимерманис считает, что процесс консолидации банков может занять долгий период – до нескольких лет, в зависимости от размеров объединяющихся банков. При нынешней ситуации с банками, ориентирующихся на нерезидентские вклады, сценарии консолидации банков в Латвии могут быть разными, говорит он. Если крупный банк, работающий с резидентами, увидит нишу, в которой он может работать с ориентированными на нерезидентов банком, возможен вариант, что эти банки объединятся. Возможен и вариант объединения двух похожих банков, которые обслуживают нерезидентов, что даст им возможность увеличить капитал, сегмент рынка и эффективность. Также есть решение, что банк, работающий с вкладами нерезидентов, может перейти под управление крупного зарубежного банка, если его заинтересует конкретное предложение, полагает эксперт.

Он считает, что всем банкам в Латвии, работающим с нерезидентами, стоит задуматься о консолидации, особенно банкам, у которых финансовая ситуация более сложная. Прогноз эксперта – в результате консолидации банков, работающих с нерезидентами, в Латвии могут остаться пять из 12 (после самоликвидации банка ABLV – из 11). «В течение ближайшего года количество таких банков может уменьшиться на треть или даже наполовину, таким образом, вероятно, выживут лишь те банки, которые переориентируют свою работу и найдут свои ниши», - говорит Оскар Цимерманис. 

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.