Воскресенье с Александром Лежавой: «Борьба властей с наличными (и сбережениями граждан) становится все активнее»

События в Индии, разворачивающиеся с 8 ноября, когда власти объявили о выводе из обращения банкнот в 500 и 1000 рупий, составляющие 86% от всего выпущенного в стране объема банкнот, несомненно остаются самой важной для наблюдения темой настоящего времени. Их мы естественно еще затронем. Однако, схожие процессы происходят, хотя и не в столь жесткой форме, и в других странах.

В Южной Корее в первой половине 2017 года начинает реализовываться проект «общество без монет». Вместо того, чтобы получить сдачу в магазинах, включая продовольственные магазины и аптеки, при покупке чего-либо наличными, она будет вноситься на транспортные карты покупателей. В дальнейшем планируется расширить этот механизм на кредитные и дебетовые карты и банковские счета.

В Таиланде, где 80% расчетов осуществляется наличными и чеками, развернута пропагандистская кампания, агитирующая население использовать системы электронной коммерции и безналичные платежи. Это делается под рекламным лозунгом: «Хочешь выиграть миллион батов (местная валюта, 1 бат равен примерно 1,8 рубля)? Переходи на электронные платежи!» Министр финансов страны рассчитывает, что в результате эта схема позволит увеличить налоговые поступления на 100 миллиардов батов в год, а банки и бизнес смогут получить в год дополнительно еще порядка 75 миллиардов батов. За все должно будет заплатить, естественно, население.

Однако лидером преобразований в этой сфере остается, конечно, Китай. Пока в отношении безналичных расчетов он отстает от США, Западной Европы и Бразилии, но стремится наверстать упущенное, избавляясь от наличных. Ни в Китае, ни в одной другой из трех перечисленных стран пока не произошло полного отказа от использования наличных, но все они пропагандируют одни и те же идеи, что расплачиваться безналичным путем – это модно, удобно и позволяет, что называется, быть в тренде. Что же касается отказа от использования наличных, то, например, в США бывший министр финансов этой страны Ларри Саммерс предлагает избавиться от банкнот с самым большим номиналом в 100 американских дензнаков.

Все эти пляски с бубнами происходят под один и тот же припев, что наличные нужны прежде всего преступникам, они способствуют коррупции и терроризму. Как это ни парадоксально, но текущий опыт свидетельствует скорее об обратном. Самая крупная банкнота Швейцарии имеет номинал в 1000 франков или примерно 1000 американских дензнаков, при этом уровень преступности в стране один из самых низких в мире. В Сингапуре номинал самой крупной банкноты 1000 сингапурских долларов или примерно 700 американских. При этом преступность практически отсутствует.

Или, например, Объединенные Арабские Эмираты с крупнейшими номиналами банкнот в 1000 дирхамов (272 ам.дензнака). Могут сказать, что все это мелкие страны, но тогда можно предложить Японию. Самые крупные банкноты имеют номинал 10 тысяч иен (на настоящее время примерно 88 ам.дензнаков), но и там уровень преступности крайне низок. В это же самое время, если посмотреть на Нигерию, Бразилию или Южную Африку, где банкноты с самым крупным номиналом не превышают эквивалента 30 американских дензнаков, преступность, включая организованную, цветет пышным цветом.

Все это наглядно демонстрирует то, что борьба властей с наличными – это не борьба с преступностью, а борьба со сбережениями граждан и попытки обеспечить тотальный контроль властей над жизнью населения своих стран. Для этого используются все возможные методы – от убеждения в привлекательности безналичных расчетов до откровенно силовых методов, как в Индии.

Оценивая происходящие события в этой стране, министр финансов Индии заявил в пятницу, что неудобства, вызванные выводом из обращения банкнот в 500 и 1000 рупий, не будут продолжаться дольше одного квартала, а выгоды, которые могут быть получены в последующие 12 - 15 месяцев, могут быть значительными. Часть наличных не будет возвращена в Резервный банк Индии, и эти средства пойдут в зачет банку и затем могут быть творчески использованы. В банковской системе будет больше средств, и банки смогут использовать их для кредитования торговли, промышленности, инфраструктуры и социальных нужд. А немедленным преимуществом стало то, что с внесенных на банковские счета наличных можно будет взыскать налоги, а в дальнейшем расширится база для прямых и косвенных налогов. Вывод из обращения 86% от всех обращавшихся банкнот не вызвал нигде в стране общественных беспорядков, а люди в очередях в общем и целом ведут себя дисциплинированно.

По мнению центральной власти, изъятие из обращения 500 и 1000-ых банкнот ничуть не нарушает фундаментальные права граждан, а лишь вводит «разумные ограничения», позволяющие ликвидировать «черный» нал и поддельные банкноты.

Все настолько хорошо и благолепно по всей Индии, что непонятно зачем в десяти районах Западной Бенгалии, включая Калькутту, центральные власти решили ввести войска. Как они заявили, это не более чем рутинные учения, которые проводятся каждые три – четыре года. Чуть позже стало известно, что «рутинные учения» проводятся во всех штатах северо-восточной Индии: Ассаме (18 районов), Арунанчале (13), Западной Бенгалии (19), Манипуре (6), Нагалэнде (5), Мегалае (5), Трипуре и Мизораме. Что же касается главного министра провинции Западная Бенгалия, выразившей свой категорический протест против подобных действий, то правящая партия заявила, что та «потеряла свое душевное равновесие» после того, как лишилась средств после внезапного вывода из обращения банкнот в 500 и 1000 рупий три недели назад.

Что же касается экономики страны, то и там демонетизация сказалась на ней самым «благотворным» образом. Приток средств в банки привел к тому, что те начали скупать государственные облигации Индии, вызвав резкое снижение доходности по ним и неудовольствие центрального банка. Чтобы изъять избыточную ликвидность правительство планирует выпустить «облигации стабилизации рынка».

Банкноты в 100 рупий стали исчезать из обращения, поскольку население начало накапливать их в качестве сбережений, что дополнительно уменьшило количество наличных, находящихся в обращении. Выпущенные Резервным банком Индии банкноты номиналом в 2000 рупий оказались удобны лишь тем, кто дает и берет взятки, тогда как в повседневной жизни их практически невозможно использовать, поскольку у торговцев нет достаточного количества более мелких банкнот для сдачи. Для того, чтобы напечатать достаточное количество новых банкнот, не говоря уж о доставке их в отдаленные районы, по оценкам местных очевидцев, может потребоваться не менее полугода. Качество новых банкнот ничем не лучше старых, и на рынке уже появились их подделки, что еще больше подрывает доверие к ним.

Для обеспечения расчетов при проезде по платным автомагистралям власти вводят в обращение купоны в 5, 10, 50 и 100 рупий. Их начнут выпускать с 5 декабря, и планируется, что они будут использоваться исключительно для оплаты проезда. Ожидается, что ежедневно  будет выпускаться  2,5 миллиона таких купонов, а общая сумма их денежного эквивалента достигнет примерно 10 миллионов рупий. Для борьбы с подделками на них будет голограмма, уникальный номер и двумерное кодирование. Власти заявляют, что их нельзя будет использовать при других расчетах.

Что же касается всех остальных секторов экономики, то в ноябре по вполне очевидным причинам они столкнулись с резким падением объемов своих операций. Объемы продаж мыла, моющих средств, зубной пасты, прочих предметов личной гигиены и косметики упали на 30% по сравнению с этим же месяцем прошлого года.

Падение объемов продаж автомобилей составило от 15 до 40% в зависимости от дилеров.

Продажи тракторов снизились на 24%.

Продажи мобильных телефонов упали на 35% в городах и на 70% в сельской местности. Единственной компанией, выигравшей от демонетизации, в этой сфере стала Apple, поскольку местное население лихорадочно скупало самую дорогую ее модель iPhone 7.

Запросы на совершение сделок с недвижимостью упали на 50%.

Объемы пассажирских авиаперевозок сократились на 15%, что вынудило авиакомпании снизить цены на 11 самых напряженных маршрутах на 20 – 30%.

Что же касается продаж бытовой техники и товаров длительного пользования для дома, то уже в первую неделю они упали почти на 80%.

Последствия всего этого падения объемов производства могут оказаться крайне неприятными в социальном плане, поскольку влекут за собой массовые увольнения и резкий рост безработицы. Особенно сильно это скорее всего затронет становой хребет индийской экономики – малый и средний бизнес. Массовые увольнения уже начали приводить к тому, что обездоленные люди стали все больше обращаться в храмы за бесплатной едой. Однако это лишь часть проблемы. Рост числа оставшихся без средств к существованию людей неизбежно ведет к росту отчаяния, голода, социальной напряженности и, как следствие, всплеску преступности и насилия.


Одной из важнейших тем для Индии во время этой демонетизации стал вопрос о золоте. Драгоценный металл традиционно пользуется заслуженной любовью местного населения и тесно вплетен в национальные обычаи и традиции. Поэтому слухи о возможном запрете на импорт желтого металла в страну, а то и полном запрете на владение им вызвал серьезное беспокойство в индийском обществе. Немедленно после объявления о демонетизации цены на золото в некоторых местах достигали отметок в 2800 американских дензнаков за унцию, а в настоящее время в среднем находятся на уровне 1700 дензнаков при мировой цене в 1170 дензнаков.

Ближе к концу текущей недели власти, похоже, определились в своем отношении к золоту. Новый налог в 85% не будет относиться к законному владению драгоценным металлом и ювелирными украшениями, включая металл, полученный в наследство или приобретенный на средства от реализации сельскохозяйственной продукции. Если металл был приобретен законным путем, то никаких ограничений на владение им власти вводить не намерены. По крайней мере пока. Также власти установили предельные нормы, ниже которых драгоценный металл не будет изыматься у его владельца, даже если задекларированный уровень доходов меньше имеющегося у него количества драгоценного металла. Для замужних женщин – это 500 граммов золота, для незамужней – 250 граммов, и 100 граммов – для мужчины. Если же драгоценный металл приобретался на средства, с которых были не уплачены налоги, то, согласно планируемым изменениям в законодательстве, в зависимости от статьи они будут подпадать под 75- или 85-процентный налог.

Наряду с этим в местное законодательство планируется внести и другие изменения. Согласно им, если неучтенный доход будет признан виновным, и он уплатит с него налоги самостоятельно, то с него будет также взыскан штраф в размере 30%, что доведет общую сумму налога до 60%. Если же это сделано не будет и «в иных случаях», и власти это выявят, то сумма налога и штрафа достигнет 90% от суммы такого дохода.

В общем, все дело исключительно в налогах и тех денежных поступлениях, которое правительство хочет собирать со своих граждан. Декларируемая борьба с коррупцией, «черным» налом, фальшивомонетничеством и прочим злом на практике оказалась борьбой властей со сбережениями граждан и экономикой страны, а вся ее тяжесть пришлась на самые обездоленные слои населения.

Выводы из происходящего в Индии довольно просты: держитесь как можно дальше от современной финансово-банковской системы, и учитывайте современные уроки Индии при принятии своих решений по сбережению своих заработанных средств.

НОВЫЙ YOUTUBE КАНАЛ GOLDENFRONT.RU СМ. ЗДЕСЬ.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

romantic 05.12.2016 в 03:44
Не облагаемый налогом максимум в 600 грамм золота на супружескую пару - это около 20 000$. Значит новая налоговая реформа направлена на раскулачивание Индийских нуворишей (ибо согласно закону, старым деньгам - "доставшимся в наследство" - ничего не грозит).