Воскресенье с Александром Лежавой: «Черная пятница в золоте»

"Черная пятница" в США является днем старта традиционных рождественских скидок и распродаж, а сам термин связан с тем, что чёрный цвет в бухгалтерской системе в США (и не только) означает прибыль торговцев, а красный - убыток.

Это чрезвычайно важный день, поскольку в период предрождественских распродаж американские торговцы получают примерно 30-40% ежегодной прибыли, а сам день является предвестником того, насколько активно население будет тратить кровно заработанные средства до ближайшего Рождества.

В этот день 23 ноября 2012 года покупатели в США потратили в магазинах, по данным аналитической компании ShopperTrack, 11,2 млрд. дензнаков. Это хуже, чем было в 2011 году, когда расходы покупателей в «черную пятницу» были на 1,75% выше и равнялись 11,4 миллиардам дензнаков. Однако объемы продаж по интернету в этот же день выросли с 812 миллионов в 2011 году до 1 миллиарда, что означало рост операций почти на четверть по сравнению с прошлым годом. Если сложить объемы продаж в магазинах и через интернет, то в целом объемы продаж в «черную пятницу» остались на уровне прошлого года.


Это свидетельствует о том, что расходы населения в такой значимый для потребителей день, несмотря на все предоставленные торговыми сетями и магазинами скидки, в номинальном выражении практически не изменились, а доля интернет-продаж выросла. И хотя крупнейшие сетевые магазины США - Wal-Mart, Sears и Macy’s - открыли свои торговые залы для начала распродаж в 8 часов вечера 22 ноября, то есть фактически на день раньше, результаты за два дня 2012 года остались на том же уровне, что и в один день прошлого года. Также совершенно незамеченным прошел тот банальный факт, что покупательная способность американской валюты довольно существенно изменилась за прошедший год.

В «черную пятницу» 2011 года унция золота на мировом рынке стоила 1688,5 американских дензнаков за унцию. В этот же день 2012 года она была равна 1734,5 дензнакам. При пересчете местной американской (пусть по совместительству и мировой резервной) валюты в твердые деньги оказывается, что в 2011 году в «черную пятницу» население потратило в магазинах и торговых сетях сумму эквивалентную 6751554,6 унциям или 209,97 тонн золота. В 2012 году эти же расходы составили 6572500 унций или 204,4 тонны. Таким образом, реальное снижение расходов населения в твердых деньгах в ночь четверга и «черную пятницу» 2012 года (то есть фактически за полтора торговых дня) по сравнению с одной «черной пятницей» 2011 года составило 5,57 тонн золота или чуть более 2,65%.

Могу ошибаться, но ситуация все больше напоминает пир во время чумы или наркомана, когда общество потребления не может и не хочет останавливаться в своих тратах. И пусть оно все в долгах, но если есть возможность потратить сегодня еще что-нибудь, то оно тратит, либо не задумываясь, либо пытаясь таким образом отогнать от себя мысль, что уже завтра может наступить расплата.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 2

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

1 02.12.2012 в 05:10
немного банально, но верно
fashio 03.12.2012 в 09:20
Как обычно у Лежавы все притянуто за уши... Так уж получилось, что 23 ноября 2011г. цена на золота была минимальная за месяц! Уже через 7 дней (30.11) она была уже 1744 $, и используя лежавовский "перерасчет" - "деньзнаки/твердые деньги" результат получается уже другой...