Воскресенье с Александром Лежавой: еще об отмене наличных
- дата: 27 мая 2012 (источник)
В заметках, посвященных ответам на вопросы читателя, затрагивалась тема чисто безналичных расчетов и желании центральных властей каким-нибудь образом ликвидировать все наличные расчеты. Свое мнение по этому вопросу я высказал. Однако есть один интересный аспект, оставшийся вне поля нашего зрения и требующий отдельного разговора.
Сейчас мы продолжаем жить в условиях широкомасштабного глобального кризиса, способного внести в вопрос о наличных и безналичных валютах свое существенное влияние. Причем здесь уже идет даже не об абсолютных деньгах вроде золота (и серебра), а о гораздо более банальных бумажных валютах. Развитие финансового кризиса может привести к тому (и отчасти уже приводит в той же Греции), что люди начнут востребовать у банков, снимать со счетов и накапливать на руках бумажную валюту, тогда как остатки на электронных счетах будут приниматься со все увеличивающимся дисконтом (или скидкой). И это может продолжаться до тех пор, пока электронные остатки на счетах не превратятся в полный фактический ноль, поскольку участники рынка, несмотря на принимаемые властями разнообразные драконовские законы, будут их полностью игнорировать.
Центральные банки будут не способны разрешить эту проблему. Обычно на страницах данного журнала говорится, что они могут напечатать любое количество дензнаков в отличие от золота. Однако, это некоторое преувеличение, поскольку объемы производства даже бумажных дензнаков ограничены технологическими параметрами используемого для их печати полиграфического оборудования. И хотя его мощности для изготовления дензнаков многократно превышают объемы добываемых реальных денег – золота и серебра, но и они не абсолютно безграничны в отличие от производительности компьютеров, позволяющих создать практически неограниченное количество электронной валюты. Поэтому даже количество бумажных билетов, изображающих дензнаки, окажется ограниченным по сравнению с объемами электронных остатков на клиентских счетах в банках, что естественным образов может повлечь за собой обесценивание электронных остатков относительно валюты, которую можно подержать в руках.
Поэтому в условиях катастрофического развития кризиса люди будут пытаться предпринимать определенные конкретные шаги, чтобы защитить своих близких, себя и имеющиеся у них накопления, что с большой долей вероятности повлечет за собой расхождение в стоимости между бумажными и электронными дензнаками, когда последние будут обесцениваться гораздо быстрее первых. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и во взаимоотношениях обеспеченных денег – золота и серебра – и необеспеченных валют в их бумажной форме.
Это приведет, с одной стороны, к тому, что стоимость бумажных дензнаков относительно электронных начнет неограниченно расти, также как и спрос и цена на золото со стороны обладателей бумажных дензнаков. В своей самой крайней форме обладатели бумажных дензнаков сформируют неограниченную заявку на покупку золота, как фактически единственных безопасных денег, не являющихся ничьими обязательствами, в то время как предложение физического золота на рынок его обладателями будет практически отсутствовать.
В определенном смысле наличные дензнаки ведут себя как физический товар, существующий здесь и сейчас. И покупка чего-либо за наличные – это с определенным допущением непосредственный немедленный обмен одного товара на другой. В то же время электронную оплату за тот же товар в рассматриваемом нами случае можно воспринимать как обещание заплатить в будущем. Поэтому продавцы, готовые принимать безналичные средства, по мере развития кризиса будут требовать с покупателей все более высокую плату, чем при расчетах наличными, а их готовность поставлять реальные товары за электронные дензнаки будет снижаться. (В определенной степени такое положение вещей, когда один и тот же товар за наличные стоит дешевле, чем за безналичные средства, в большей или меньшей степени существует как в современной России, так и в массе других стран.) Это в свою очередь будет вызывать к жизни все большую потребность в бумажных фантиках, называемых нотами Федерального резерва, евро, рублями Банка России и так далее.
Это нестабильная в целом ситуация, а представленные выше процессы будут еще более дестабилизировать ее, повышая неустойчивость всей финансовой системы. Долго существовать в таком состоянии она не сможет, а это неизбежно ведёт ее к краху. В отличие от золота (и серебра) бумажные валюты не имеют собственной стоимости и обеспечены не раз нарушавшимися обещаниями политиков и центральных банкиров, поэтому, когда произойдет распад современной, построенной на долге и необеспеченных валютах, финансовой системы, рынок будет готов принимать только обеспеченные деньги.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.