Воскресенье с Александром Лежавой: «К вопросу о планах по введению налога на доходы по депозитам в России»

Поведение правительства и особенно Минфина все больше похоже на истерику. Не успели коллеги из других министерств и ведомств предложить кто «налог на тунеядство», а кто налог на зарубежный отдых, как Минфин блеснул своей «новой» идеей: ввести налог на доходы с депозитов. Собственно говоря, идея не нова. Ее уже как-то обсуждали, но тогда здравый смысл восторжествовал, и налог вводить не стали. С тех пор прошли годы, все всё забыли, а в нынешней обстановке, когда расходы бюджета запланированы в 16 триллионов, доходы – в 13 триллионов, а дефицит, как недавно доложил премьер-министр президенту, соответственно равен «трем процентам», Минфину требуются экстраординарные меры для затыкания этой «трехпроцентной» (это для юристов, а для всех остальных примерно 20%-ной) бюджетной дыры.

Путей для этого несколько. Первый и самый надежный – это развивать свою собственную экономику и давать ей возможность создавать новые эффективные рабочие места, а не вкладывать полученные страной валютные средства в якобы ценные бумажки иностранных государств, как это на протяжении длительного времени делали сначала бывший министр финансов, а ныне председатель совета фонда «Центр стратегических разработок» при президенте РФ Алексей Кудрин и его последователи. Однако это требует довольно долгого времени, и поскольку этого сделано не было, у правительства остается два возможных варианта (или их комбинация) для решения существующей проблемы: либо резко увеличить налоговое бремя на население и бизнес, либо запустить печатный станок.

Запустить печатный станок правительство может всегда, но в современных условиях, когда оно и прочие относящиеся к финансам ведомства борются за достижение уровня инфляции в 4%, подобный подход представляется не самым лучшим вариантом. Печать новых бумажек естественным образом поставит жирный крест на декларируемых целях по «таргетированию» инфляции, а это совсем не то, чего хотелось бы Минфину или Банку России. Допечатывать, скорее всего, будут, но не в таких объемах, чтобы полностью решить существующую проблему. Поэтому правительство видит для себя лишь один магистральный путь – повысить старые и придумать новые налоги. Для этих целей обложить налогом доходы с депозитов выглядят крайне привлекательным.


Действительно. Клиенты вроде как ничего со своими средствами не делают, а просто так на счетах в банках держат, банки им за это проценты платят, а государство от этого «обогащения» населения ничего не имеет. Непорядок. Ведь если население и компании держат свои средства на долгосрочных депозитах, значит, они им особенно и не нужны. А раз так, то отщипнуть свою долю от того, что наросло на это что-то ненужное, для государства дело просто святое. Ведь оно-то их в отличие от этих вкладчиков сразу потратит на себя любимых. Или как в свое время в подобных случаях говаривал один бывший руководитель российского Минфина: «Делиться надо!»

К тому же Минфин и Банк России смогут не только пополнить доходную часть бюджета, но и решить целый ряд дополнительных проблем. Введение налога на доходы по вкладам с большой степенью вероятности приведет к оттоку этих средств из банков. Но, как известно, если где-то что-то убудет, то оно где-то должно и прибыть. А тут как раз и облигации Минфина, доходы по которым президент предлагал освободить от налогообложения. И средства богатых физических лиц, раньше лежавшие в депозитах, плавно перетекут на фондовый рынок. Однако рынок облигаций – это лишь одна часть фондового рынка. Другая, хотя и считающаяся более рискованной, это рынок акций. Приток туда средств позволит обеспечить их дополнительный рост. Поскольку выходить на фондовый рынок с небольшими суммами экономически не особенно эффективно, то перетекать туда будут прежде всего средства крупных вкладчиков, чьи суммы существенно превышают суммы, подпадающие под страхование депозитов. Введение подобного налога - это отличный способ дать возможность подзаработать и приближенным к власти различным финансовым и управляющим компаниям, оперирующим на фондовом рынке.

Замена банковских вкладов на облигации федерального займа порождает для их владельцев новые виды рисков, связанные прежде всего с их ликвидностью и возможным дефолтом (или их реструктуризацией) по обязательствам. В случае с банковскими вкладами физическое лицо может в любой момент востребовать возврат своего вклада, рискуя по большому счету только накопленными за определенный период (обычно месяц) процентами.  И если банк не идет камнем ко дну, то владелец вклада с большой степенью вероятности сможет получить его обратно.

Когда же дело касается облигаций, обращающихся на открытом рынке, то при необходимости их срочной реализации их владелец может столкнуться с ситуацией потерять не только накопленные за период проценты, но и часть первоначально вложенных средств. Это возможно, когда стоимость облигаций по тем или иным причинам окажется существенно ниже цены их первоначального размещения или цены покупки, если они приобретались затем на вторичном рынке. Еще более неприятным может стать то, что на момент, когда владелец облигации захочет ее продать, на рынке будут только продавцы, но не будет покупателей. Проще говоря, рынок будет полностью неликвиден. Такое бывает характерно для периодов резких колебаний цен на рынках. И самое неприятное, если государство объявит дефолт по своим обязательствам. Формы могут быть разными, но суть у них одна – вернуть держателю долга существенно меньше средств, чем было у него занято исходя из их покупательной способности.

В результате действий властей богатые, с точки зрения получения доходов, по крайней мере на первых порах, никак не пострадают. Борьба Минфина и Банка России за снижение темпов инфляции в случае ее успеха неизбежно повлечет за собой и снижение процентных ставок по банковским вкладам. Ведь в итоге все эти меры правительства по перераспределению общественного богатства направлены также и на то, чтобы сделать богатых богаче, а владельцев небольших вкладов, составляющих основную массу вкладчиков, беднее.

Будет ли в конечном итоге принят закон о введении налога на доходы с банковских вкладов или нет, покажет ближайшее время. Важно другое. Законодательная и исполнительная ветви власти судорожно ищут, что бы еще можно содрать с населения и бизнеса, а это верный путь к дальнейшему сокращению объемов производства и падению уровня жизни населения. Следствием этого станет дальнейшее сокращение налоговой базы и налоговых поступлений в бюджет. Поэтому проекты по введению налогов на погоду, на настроение и в конечном итоге на воздух еще ждут своего часа. Чтобы не попадать под них, можно лишь порекомендовать почтеннейшей публике хранить свои деньги в банке, желательно трехлитровой. Будут ли это рубли, доллары США, фунты стерлингов, евро, юани или что-то иное, принципиального значения не имеет, если, конечно, они будут в виде монет, выполненных из золота и серебра.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.