Воскресенье с Александром Лежавой: «Несколько мелких технических проблем»

электромобили

На прошлой неделе в немецком Франкфурте-на-Майне прошел очередной автосалон. Он был характерен тем, что ведущие автоконцерны из Европы, Азии и Северной Америки били себя пятками в грудь, наперегонки заявляя о том, что уже в 2025 году они полностью перестанут выпускать автомобили, оснащенные двигателями внутреннего сгорания (ДВС), и перейдут на использование электродвигателей. Все ради экологии. Внешне это, конечно, выглядит крайне привлекательно, но есть пара мелких технических проблем.

Для начала стоит вспомнить, сколько всего автомобилей в мире. На начало 2010 года их число превысило 1 миллиард. В 2012 году Международное энергетическое агентство оценивало, что к 2035 году их количество составит 1,7 миллиарда штук. С учетом бурного роста китайской экономики и благосостояния граждан КНР за последние годы эта цифра может составлять в настоящее время примерно 1,3 миллиарда, но для простоты и наглядности дальнейших оценок возьмем цифру 2010 года в 1 миллиард.

Второй важный показатель – это количество электромобилей в мире. По итогам 2016 года их число удвоилось и составило целых 2 миллиона или 0,2% от автомобильного парка с ДВС. Теперь сторонники электромобилей надеются, что их общее число вырастет на порядок уже в 2019 году и составит 20 миллионов. Это маловероятно и скорее всего в 4 – 5 раз превышает реально достижимые уровни.

Это все замечательно. Не жечь бензин и не дышать выхлопными газами в городах, но это значит, что для зарядки электромобиля где-то будет необходимо получить электричество, а для этого сжечь топливо, превратить его в электроэнергию, а затем с потерями передать по линиям электропередач к месту зарядки. С учетом того, что основу мировой электроэнергетики составляют теплоэлектростанции, работающие на угле, газе или ядерном топливе, сторонники электромобилей проявляют поистине наглядную заботу об экологии под лозунгом езды на экологически чистых автомобилях, но загадив вредными выбросами все вокруг, поскольку для зарядки сходного по количеству парка электромобилей потребуется по меньшей мере на порядок увеличить мощность существующих ныне электростанций.

Этим дело не ограничивается. По данным Геологической службы США за 2012 год, мировые запасы кобальта на месторождениях оценивались в 7,5 миллионов тонн, по более свежим данным из других источников эта цифра сейчас достигает 10 миллионов тонн. На каждый электромобиль приходится примерно по 15 килограммов этого металла, ведь без аккумуляторов ездить он не будет. Ожидается, что в 2017 году потребление кобальта в мире достигнет 100 тысяч тонн, при этом дефицит составит примерно 885 тонн и в дальнейшей обозримой перспективе будет только расти, составив в 2020 году 5340 тонн. Из этих объемов на долю производства аккумуляторов приходится примерно 42%, остальные идут на военные и промышленные цели. Таким образом, максимально возможного количества кобальта в 2017 году теоретически может хватить на выпуск всего лишь 2,8 миллионов электромобилей. За прошедшие пять лет добыча этого металла в мире возрастала в среднем на 5 тысяч тонн, поэтому теоретические темпы прироста объемов производства аккумуляторов для электромобилей могут ограничивать рост объемов их числа дополнительными 130 -150 тысячами в год.

При таком развитии событий к 2025 году в мире может насчитываться порядка 30 миллионов электромобилей, а к 2035 году - не более 80 миллионов или 3% и 8% от общего числа автомобилей с ДВС. И это при условии, что обычные автомобили во всем мире все немедленно и полностью прекратят выпускать. В реальности же процент может оказаться еще меньше и притом существенно, поскольку аккумуляторные батареи необходимо довольно часто менять.

Справедливо могут возразить, что в аккумуляторах используется не только кобальт, к тому же технический прогресс никто не отменял. С этим никто и не спорит, речь здесь лишь о том, что чтобы ни говорили автопроизводители о полном отказе от производства автомобилей с ДВС в ближайшие годы, в обозримой перспективе это не более чем реклама, если, конечно, автоконцерны не планируют вдруг резко отказаться от своих основных прибылей.

По своей экономической эффективности на текущий момент электромобили хуже и дороже обычных автомобилей. В этом они совсем не одиноки в современной экономике. Особенно в последние годы производство подобных товаров находит все большее распространение. Еще одним подобным продуктом может стать очередное новейшее специализированное устройство по «добыче» биткойнов. При продажной стоимости с блоком питания в 4168 американских дензнаков его экономическая эффективность за день работы равна примерно -3,5 американским дензнакам или чуть более -100 американских дензнаков в месяц. Как хорошо известно, убыток – это та же прибыль, только с минусом.

Что касается криптовалют, то интерес к ним, помимо надежд на чисто спекулятивные прибыли, довольно ярко отражает степень недоверия общества к современной финансово-банковской системе, в частности, и глобальной экономике, в целом. Он отчасти отражает страх обычных людей за свои сбережения в условиях нарастающей экономической нестабильности и все более проявляющих себя кризисных явлений. Находящиеся вне рамок нынешней банковской системы криптовалюты некоторая часть населения готова рассматривать как некий вариант защитить свои сбережения. Представляется, что это в корне ошибочный подход, сходный по своей сути с надеждами сторонников полного перехода на чистый и экологичный электротранспорт уже в ближайшие годы. Никогда не надо забывать, что деньги – это овеществленный труд. И они всегда и при всех условиях будут добываться реальным производительным трудом.

Со временем, когда человечество сможет получить источник чистой и ничем неограниченной энергии, переход с ДВС на электродвигатели может состояться. Но когда такой источник будет получен, то одновременно с ним скорее всего будет создано и надежное компактное оборудование для хранения в течение неограниченного времени без каких-либо потерь энергии и ее обмена с другими участниками мирового рынка. Когда это произойдет, сможет осуществиться и переход с нынешних форм денег – физического золота и серебра как овеществленной в металле энергии и затраченного человечеством труда - на их наивысшую возможную форму – чисто энергетическую. Тогда уже не нужны будут какие-то денежные суррогаты вроде бумажных необеспеченных валют или столь же необеспеченных криптовалют. Все смогут рассчитываться поистине абсолютными деньгами – чистой энергией. Хотя вопрос о том, нужны ли в принципе будут деньги в обществе, обладающем неограниченным источником энергии, наверное, стоит пока оставить открытым.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.