Воскресенье с Александром Лежавой: «О центральных банках, населении и цене на золото»

Еще один центральный банк открыто признал, что «золото – это физический, безопасный актив», а его покупка и хранение – «вид диверсификации, позволяющий снизить инвестиционный риск при управлении валютными резервами». На этот раз часть правды сказал Банк Кореи. Южной Кореи. И хотя в тексте для отвлечения внимания публики звучало что-то об инвестициях, самым важным было то, что Банк Кореи рассматривает золото не просто как одну из валют, а как деньги, о чем свидетельствует его ссылка на «физический, безопасный актив». Слова Банка Кореи не разошлись с делом, и он в прошлом месяце увеличил свои золотые резервы на 20%. В натуральном выражении запасы выросли на 14 тонн до 84,4 тонн золота. В целом же за год покупки золота центральными банками в 2012 году, по оценкам Всемирного совета по золоту, вырастут до 500 тонн по сравнению с 465 тоннами в 2011 году или на 7,5%.

Не далее как 04 декабря министр финансов России А. Силуанов заявил корреспондентам, что золото рассматривается Центральным банком РФ как «достаточно стабильный» актив в мире, где все печатают свои валюты. Россия по своим валютным резервам занимает четвертое место в мире после Китая, Японии и Саудовской Аравии, причем более 41% валютных резервов на 30 сентября 2012 года были размещены в евро. Однако Банк России постепенно снижает долю американской и европейской валют в своих золотовалютных резервах.

Еще более активную политику в этой области проводит Китай. Он не только занимает первое место в добыче золота, которое в принципе не поступает на внешний рынок, но и активно покупает драгоценный металл за рубежом, всячески поощряя свое население и компании поступать также. В этом китайское руководство, пожалуй, уникально, поскольку ни одно правительство какой-либо иной страны не только не поощряет покупки золота, но и всячески препятствует этому. Китайские компании следуют рекомендациям своего партийно-политического руководства и скупают не только физический металл, но и компании по его добыче, и принадлежащие им и/или другим странам месторождения золота в Азии, Африке, латинской Америке и Австралии. Причем это относится как к уже действующим месторождениям, так и просто к золотым депозитам, которые еще не начинали разрабатывать. Поэтому несложно предположить, что добытый на принадлежащих китайским компаниям золотых месторождениях драгоценный металл скорее всего не будет поступать на мировой рынок, а будет прямиком направляться в резервы Народного банка Китая. Это, а также выработка наиболее эффективных месторождений, снижение количества вновь открытых залежей и содержания в них золота, будут приводить к тому, что предложение золота на мировом рынке будет уменьшаться, в то время как спрос продолжит свой рост.


Всего несколько лет назад центральные банки были одними из основных источников продажи золота, то теперь они одни из крупнейших покупателей. По сути, происходит постепенный возврат к де-факто золотому стандарту, когда желтый драгоценный металл начинает играть все более и более важную роль в мировой финансовой системе.

Центральные банки максимально заинтересованы в том, чтобы увеличить свои золотые запасы по минимально возможной цене, и именно поэтому текущая ситуация, когда цена на золото практически стабильна и качается вокруг некоего среднего значения, чрезвычайно благоприятна для них. Розничные покупатели, не до конца понимая сущности наметившейся тенденции, в гораздо меньшей степени покупают физическое золото, чем могли бы в случае его резкого роста. И эта относительная стабильность цены на золото позволяет центральным банкам существенно нейтрализовать такого серьезнейшего потенциального конкурента на этом чрезвычайно узком рынке, каким может быть для них население планеты.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 10

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Ринат 09.12.2012 в 02:09
Нет, парни, лично я на золоте не заработаю, скорее я тот на ком заработают. Обвала доллара не будет, просто однажды мы проснёмся, а нам американцы скажет, что отныне принимают только «амеры» по курсу 1 к 100, 500 или 1000, а кому не нравится, идите …, ну, сами знаете куда. Ведь они это уже делали дважды с золотым обеспечением, и ничего, мир утёрся и принял новые правила. В любом случае эти правила лучше, чем неразбериха с долларовой гиперинфляцией. А тем временем котировки золота параллельно будут исчисляться и в юанях, что придаст им ещё большую устойчивость. Нет, на золоте я не заработаю. Всем государствам мира не выгодно дорогое золото. Дорожающее золото – это хаос! А вот золотые монеты, совсем другое дело. Тут Serg стопудово прав! Жаль, что убедятся в этом только наши внуки.
alpet 09.12.2012 в 02:40
To: Ринат Золото в долларах принято измерять лишь ради рекламы и лучших продаж металла. Для объективности надо его оценивать в покупаемых благах: литрах бензина, киловатт-часах электроэнергии, буханках хлеба и килограммах мяса в конце-концов. Сколько там амеро будет стоить после "Большого кидка"? Да нисколько, его в большинстве стран запретят к обороту, как валюту страны изгоя с большой вероятностью.
Ринат 09.12.2012 в 03:44
Да, нет, alpet, большего кидалова чем то, которое было в 70-е, быть уже не может. Ведь тогда доллар, олицетворяющий небольшой кусочек золота, вдруг стал фантиком. И ничего! Мир согласился. А новый вариант предполагает только замену одних фантиков на другие. И мир опять согласится, потому что в этом случае сохранится статус кво, каждый останется при своём, а вот при мировой гиперинфляции ещё не известно, что станется с мировым порядком. Короны будут валяться и некому будет их подобрать)))
alpet 09.12.2012 в 04:09
Разное время, тогда была холодная война и стремление договариваться хотя-бы в пределах "Западного" блока. А сейчас можно сказать век информации, и более чем достаточное количество людей живо интересуются экономикой, финансами и политическими процессами. В 70-ые годы начался процесс медленного, пускай бесповоротного уничтожения американской валюты. Последствия этого кидалова, в то время понимали единицы людей и явно на высоких постах все. Другое дело, если сейчас в одночасье покупательная способность доллара скачком перейдет в качество (согласно фундаментальной оценке), то есть помножится на ноль. Не думаю что президенты остальных стран спокойно смогут объяснить бизнесменам, что их депозиты обнулились и надо товары поставлять американцам за новые фантики. Как раз для сохранения своих должностей им придется объявить США источником экономической катастрофы, тем более что доказательств и сейчас сколько угодно (причины есть, следствия близятся). Особенно в этом плане безвыходной будет позиция Китая, а уж наша клептократия годами вывозившая доллары из страны вообще станет нищей и бесправной. Мировая экономика и так сейчас очень хрупкая, уничтожение главной резервной валюты будет для нее как атомный взрыв для карточного домика - почти все придется отстраивать с нуля. Миллионы людей моментально станут нищими, безработными и очень злобно настроенные к своим властям, в том числе и в США. Очень спорно утверждать что гиперок нанесет меньше ущерба. Очень сомнительно, что США выиграют от дефолта, ведь потом им никто не будет в долг давать, по меньшей мере лет 10 (под отрицательную ставку, лет 50). Кроме как в долг, они уже существовать вообще не способны похоже.
Ринат 09.12.2012 в 04:41
alpet, вот смотрите: при частичном дефолте богатый останется богатым, бедный – бедным, а русский – русским. А при гиперинфляции произойдёт то, что Вы сами так живописно разрисовали. В этой великой смуте может родится какой-нибудь новый фюрер, который всё у всех отберёт и всем устроит обрезание (установит новый мировой порядок). Так может лучше частичный дефолт? А то ведь потом не поймёшь, где татарин, где француз.)))))
alex 09.12.2012 в 04:47
Ринату:что дефолт,что гипер,что новые деньги-это означает одно-что доверие между кредиторами и заемщиками рухнуло.вот в это время золото выходит на первый план и через него восстанавливается доверие.можно через все твердое,но в банках всего мира единственным товаром,т.е.надежным активом,явл.золото.А что еще? ну нефть же с зерном держать банкам в хрантилищах?посм.видео Рон Пола и Бернанке.Рон Пол задает вопрос Бернанке,почему банки не скупают бриллианты и.т.д.?золото - это гамбургский счет.это значит вернуться на круги своя!четыре стадии денег-1.золото 2.бумага ,привязанная к золоту 3.плавающий курс 4.гипер или дефолт. и обратно 1.золото ...Что значит заработать на золоте? Оно мера ценностей-как метр ,килограмм- ед.измерения для длин и весов.Вы просто меняете его на то,что необходимо в жизни.И зачем расставаться с золотом?Для этого и появились векселя и бумажки когда-то ,чтобы не расставаться с золотом и серебром умным людям.Расширение и потребление заканчивается и сменяется сжатием и накоплением,вдох переходит на выдох-циклы.Все уходят обратно и в первую очередь штаты,будут валютные зоны-несколько центров и.т.д.Всем нужна будет универсальная единица богатсва.Здесь на сайте есть все варианты развития.
Dron 09.12.2012 в 08:14
Вы как малые дети, право Большой кидок..гипер :) И так серьезно об этом рассуждаете. Последствия прогнозируете. Рынок ребятки, архи, сверх сложный механизм....и вы знаете, управляемый, да! Ваши школьные линейные логические построения, вряд ли имеют какую то привязку к будущему. . Не всегда, к сожалению, все простое гениально ;)
alex 09.12.2012 в 10:18
to dron:да ,я согласен,что все это фантазии,но они ,самое главное ,не на пустом месте. И ,самое самое главное,какими бы сложными и хитроуправляемыми ни были рынки,у них нет модели роста. нет!А эта экономика не зря называется велосипедной-нужно все время крутить педали- остановка грозит падением,т.е.нужен постоянный рост.А роста не будет-долги вешать не на кого .
Ринат 09.12.2012 в 10:24
Мне нечего Вам возразить, alex, всё верно. А говоря, что не заработаю на золоте, я имею в виду чисто житейский аспект: если сегодня обменяю однушку на золото, то через 30 лет не смогу на них купить трёхкомнатную или там двушку. А вот тот парень с «толстым» пальцем и миллисекундным анализом сможет, в том числе и за мой счёт. Единственный выход для меня – это монеты. Купив сегодня вместо одной унции 4-х Победоносцев, мой престарелый внук сможет их обменять, скажем на полторы или две унции.
alex 09.12.2012 в 10:55
Ринат,тут на сайте есть вся практика и теория этого вопроса-надо все прочитать и самому сделать выбор.очень хороший сайт.и комментарии полезны.все есть.