Воскресенье с Александром Лежавой: «О доверии»

Доверие – это та фундаментальная основа, на которой сейчас держатся все центральные банки и их необеспеченные бумажные валюты. Если есть хоть какое-то доверие, то их принимают. Нет доверия, то никаких товаров и услуг за них не получишь. Исключение из этого правила может быть только одно, если товары и услуги приобретаются за эти фантики под дулом автомата. Но когда такое происходит, фантики по большому счету уже и не нужны, можно обойтись и совсем без них.

Эта основа современной финансово-банковской системы за последние годы не просто катастрофически деградировала, но, что гораздо хуже для центральных банкиров и их хозяев, этот факт начинает становиться все более очевидным для широкой публики. Причем вопросы на эту тему, пусть и в довольно мягкой форме, начинают задавать и официальные средства массовой информации. Дело дошло до того, что даже такая газета как американская Wall Street Journal, выражающая взгляды местного истэблишмента, начала критиковать Федеральный резерв США за его неспособность предвидеть кризис и преодолеть его последствия. До серьезной критики дело пока еще не дошло, но первый шаг, а это зачастую самое трудное, в этом направлении уже сделан.

Это может свидетельствовать о том, что открыто декларируемая Федеральным резервом США политика игнорирования реальной экономики ради прибылей для ограниченного круга инвесторов на фондовом рынке начинает серьезно беспокоить даже ближайших приближенных власть предержащих. Слишком большим стал разрыв в благосостоянии между 5% самых богатых людей и 95% населения. Это, а также растущее понимание почтеннейшей публики того факта, что именно центральные банки обеспечивают перераспределение общественного богатства в пользу отдельных лиц, становящихся все более богатыми за счет широких масс, ведет к росту социальной напряженности и падению доверия граждан к этим заведениям и проводимой ими политике. Наиболее ярким проявлением такого перераспределения общественного богатства в сжатые временные сроки стал период после первой острой волны текущего кризиса, при этом основными действующими лицами, открыто обеспечившими это, были центральные банки и принимаемые ими решения.

Падение доверия к центральным банкам и проводимой ими политике имеет место как среди самых обычных граждан, так и непосредственно между самими центральными банками. Именно об этом свидетельствует ускоряющийся отток иностранного золота из хранилищ Федерального резервного банка Нью-Йорка. За первые семь месяцев 2016 года он был вынужден вернуть владельцам 87 тонн драгоценного металла. Это на 25% больше, чем за тот же период 2015 года (69 тонн), и на 60% больше, чем в 2014-ом (55 тонн). Количество иностранного золота, хранящегося в Нью-Йорке, с начала кризиса в 2007 году сократилось с 6606 до 5807 тонн. При этом и на острую фазу кризиса в 2007 – 2009 годах и на период с 2014 года, когда кризиса вроде бы как еще и нет, приходятся практически равные объемы изъятий, составляющие порядка 400 тонн. Ширится и география желающих вернуть свое золото – Германия, Нидерланды, Австрия.

Пока различные официальные экономисты и профессора экономики ратуют за изъятие из оборота наличных, центральные банки различных стран активно запасают и возвращают под свой собственный контроль не просто какие-то очередные валюты, а самые настоящие обеспеченные деньги.

Граждане различных стран также все более активно реагируют на эксперименты центральных банков. Отрицательные процентные ставки по депозитам привели к тому, что население ответило на это ногами, закупая сейфы и складируя туда снятые со своих банковских счетов наличные. Если в начале года так поступали японцы, то теперь хоть и с некоторой задержкой к ним стали присоединяться и немцы. Гениальная идея центральных банков и их экономистов брать с клиентов банков комиссии за то, что те накапливают сбережения, удивительным для этих экономистов образом не нашла поддержки у населения, не желающим не только платить за это, но и предпочитающим сохранять анонимность своих покупок благодаря наличным, а не объявлять о них на весь белый свет. Те, кто еще сохраняет какое-то доверие к центральным банкам, продолжают накапливать бумажную валюту в наличной форме. Те же, кто им не доверяет, предпочитает физическое золото и серебро, справедливо полагая, что любая бумажная валюта со временем полностью теряет свою покупательную способность, тогда как золото и серебро служили в качестве денег на протяжении тысячелетий человеческой истории.


Алчность центральных банков и их желание все знать и тотально контролировать столкнулись со здравым смыслом общества. В результате этого население начало задумываться над их действиями. Естественным следствием этого стало то, что недоверие к системе центральных банков и проводимой ими политике стало расти. И чем больше оно будет, тем меньше становятся шансы на выживание всей схемы с необеспеченными бумажными валютами и центральными банками. Чем больше центральные банки будут стремиться силой протолкнуть свои безумные идеи в жизнь, тем меньше будет к ним доверия, тем сильнее будет становиться противодействие им здравого смысла и тем быстрее наступит их крах.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.