Воскресенье с Александром Лежавой: «О драгоценных металлах, драгоценных камнях и ювелирных украшениях»

В настоящее время все большая доля тех, кто хочет защитить свои сбережения от различных негативных финансово-экономических, политических и прочих воздействий, переключает свое внимание с ювелирных украшений на драгоценные металлы в монетах и слитках. Представляется, что это вполне естественный процесс, поскольку все большее количество людей постепенно осознает, что количество драгоценного металла, содержащегося в ювелирных украшениях, слишком мало по сравнению с их ценой продажи. Иными словами, в них слишком велика наценка ювелира, составляющая зачастую от 300 до 1000%. При попытке продать имеющиеся ювелирные украшения их владелец обнаруживает, что ювелиры или ломбарды обращают внимание лишь на вес и пробу содержащихся в них драгоценных металлов, тогда как оценка входящих в них камней становится вообще отдельным вопросом, а то и вовсе не оцениваются.

Покупая ювелирные украшения, не стоит рассчитывать на то, что это какие-то реальные инвестиции. Во-первых, за них невозможно будет получить назад затраченные средства. Во-вторых, для них не существует какого-либо ликвидного рынка с прозрачными рыночными ценами. Какие-то сентиментальные моменты, которые имели место, когда приобретались те или иные украшения, торговцев совершенно не интересуют. Обручальные кольца, серьги, цепочки и тому подобное ценны лишь для вас и членов вашей семьи как некие памятные моменты. Когда же дело доходит до продажи, то для этого лучше подходят золотые и серебряные монеты, ценность которых определяется, содержащихся в них весом и пробой, а не личными вкусами и предпочтениями, как в украшениях.

В качестве небольшой иллюстрации можно сравнить стоимость недорого обручального кольца какой-нибудь известной ювелирной фирмы, скажем, с золотой монетой. Кольцо без каких-либо изысков, вес которого не превышает 5 граммов 18-каратного золота (750 проба), может стоить от примерно 700 до 1300 (а иногда и более) евро или американских дензнаков в зависимости от аппетитов ювелиров. Для простоты будем считать его цену в 1200 – 1300 ам.дензнаков. Соответственно, это цена, которую покупатель платит за 3,75 грамма чистого золота. В то же время за те же 1200 – 1250 ам.дензнаков можно купить инвестиционную золотую монету, содержащую унцию (31,1 грамма) чистого золота.

При обратной сделке за монету ее владелец получит сумму, близкую к мировой рыночной цене, возможно даже премию, если на рынке существует временный дефицит металла, тогда как владельцу кольца заплатят лишь за стоимость металла, вряд ли обратив внимание на ювелирную марку. Золото сохраняло свою ценность на протяжении веков, тогда как на стоимость ювелирных украшений влияли также мода и применявшиеся технологии.


Еще сложнее дело обстоит с драгоценными камнями. Здесь также влияют мода, технологии, а также добавляются региональные предпочтения. Если на Западе особую любовь в последнее время испытывают к бриллиантам, то на Востоке гораздо больше интереса проявляют к изумрудам, сапфирам, рубинам и прочим цветным камням. Если же остановить свое внимание только на бриллиантах, то для того, чтобы получить прибыль на их продаже, владельцу необходимо время, чтобы найти того, кто будет готов заплатить им больше, чем платили они сами. Однако никакого единого рынка для продажи бриллиантов и алмазов не существует. Специалистами насчитывается около 40 тысяч различных дефектов, присущих только этому виду драгоценных камней. Поэтому необходимо четко понимать, что хотя на рынке и присутствуют котировки дилеров, по которым они продают бриллианты инвестиционного класса, они редко дают ту установленную цену, по которой готовы сами покупать точно такие же камни. Рынок драгоценных камней низколиквиден и в большой степени непрозрачен.

Другой проблемой современного рынка драгоценных камней является наращивающее объемы производство их синтетических аналогов. Современные технологии уже позволяют получать алмазы, отличить которые от натуральных не могут и профессиональные ювелиры, не говоря уж об обычных людях. По мере развития этих технологий и расширения их производства может происходить и девальвация стоимости натуральных камней, поскольку отличить одних от других будет невозможно.

Синтез золота из других материалов возможен, но затраты на него в современных условиях таковы, что в обозримой перспективе гораздо проще добывать этот драгоценный металл традиционными способами. В этом плане физическое золото существенно выигрывает, поскольку объемы его добычи в отличие от тех же алмазов, сырье для производства которых существует в практически неограниченном количестве, ограничены. Поэтому в ближайшие годы стоимость алмазов и бриллиантов, выраженная в золоте, может начать снижаться. Естественно речь не идет о каких-то уникальных камнях, а о том, что относится к камням инвестиционного уровня. Конечно, если человек собирается срочно бежать из той или иной страны, то в силу своей компактности бриллианты являются предпочтительным вариантом. Если же нет, то исходя из этих соображений, физические драгоценные металлы – золото и серебро – выглядят гораздо предпочтительнее, чем драгоценные камни, не говоря уж о ювелирных украшениях, в качестве инструмента для долгосрочных сбережений.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.