Воскресенье с Александром Лежавой: «О кризисах, валютах и деньгах»


С момента активного появления капитализма во второй половине XVI века биржевые кризисы стали его естественной и неотъемлемой частью. Самый первый из них произошел в 1637 году, когда лопнул пузырь «тюльпаномании». Дальше дело пошло. Самые крупные пузыри лопались на фондовых рынках в 1720, 1772, 1825, 1873 и 1929 годах. Выигрывали от них лишь некоторые, тогда как основной массе поучаствовавших в этих спекуляциях обычных игроков они приносили лишь сплошные убытки. Какими бы ни были серьезными потери во время этих кризисов, у всех этих потрясений была одна общая черта. Все они завершались полностью, и в этом заключалось их принципиальное отличие от кризисов последних лет.

Достаточно вспомнить события 2000 и 2007 – 2008 годов. Когда произошли эти кризисы, им не дали завершиться до конца. Американский Федеральный резерв и другие центральные банки, пользуясь тем, что они могут печатать неограниченное количество необеспеченной валюты, не позволили произойти до конца нормальному, хотя и болезненному краху. Вместо этого с помощью различных финансовых механизмов и инструментов они надули еще большие пузыри.

Другим негативным моментом, серьезно отличающим современный период от прошлых кризисов, является то, что центральные банки, все более активно участвующие в манипуляциях финансовыми рынками, фактически окончательно ликвидировали нормальное ценообразование. Проблемы с образованием цен на весь комплекс товаров и услуг начались сразу после отказа от использования твердых обеспеченных денег и их замены на бумажные необеспеченные валюты. За прошедшие годы эта скрытая для многих проблема усугубилась настолько, что в настоящее время совершенно невозможно определить, что и сколько реально стоит.

Наглядным подтверждением этого могут служить те же биржи, на которых цена акций предприятий потеряла какую-либо взаимосвязь с экономической реальностью, тем, насколько эффективно или нет работают те или иные компании. Те и другие живут совершенно отдельной друг от друга, самостоятельной жизнью.

 

В этих удивительных условиях представители различных ветвей власти со всего мира регулярно дискутируют на тему того, какой их стране нужна та или иная валюта. Одни говорят, что слабая, чтобы стимулировать экспорт. Другие отваживаются говорить для местной публики, что сильная, хотя в подсознании уверены, что слабая лучше. Но никто из них не отваживается заявлять, что нужна твердая обеспеченная валюта, более широко известная как деньги. В их роли исторически использовались физические драгоценные металлы – золото и серебро.

У обеспеченных денег существует масса преимуществ по сравнению с необеспеченными валютами. Однако всё это преимущества, которые может получить все население той или иной страны, а не только и исключительно правящий слой. Ползучая инфляция, о которой любит умалчивать государственная статистика, становится пережитком прошлого. Цены товаров и услуг по мере роста производительности труда и повышения эффективности производства будут снижаться, а реальная заработная плата будет расти, одновременно с этим повышая уровень жизни всех и каждого. Сохраняющие свою покупательную способность неограниченно долгое время деньги можно будет накапливать на самостоятельное приобретение жилья, не прибегая к ипотечной кабале банков. Их можно будет копить на пенсии, больше не полагаясь полностью на те жалкие суммы, которые нынешние пенсионные фонды, включая и государственный, выплачивают пенсионерам.

Вот только депутатам и правительствам придется в этих условиях не столько «пилить» бюджет, но серьезно думать над законами и над тем, как общество реально сможет заработать деньги, ведь именно из них будут затем платиться налоги, на которые живет в том числе и весь государственный аппарат. Деньги в отличие от валюты невозможно нарисовать из воздуха, их требуется заработать. Придется урезать бюрократический аппарат (что хорошо для общества) и расходы на него (что еще лучше). Власти придется научиться жить по средствам и не лезть во всякие никому не нужные мегапроекты и экономические авантюры.

Реальные обеспеченные деньги в отличие от необеспеченной валюты – это прежде всего стабильность экономики и общества, это снижение их уровня неустойчивости и уменьшение целого спектра различных рисков, в том числе и масштабных кризисных явлений, на пороге очередного из которых мы находимся сейчас.

В первую острую фазу кризиса, разразившегося в 2008 году, краха всей мировой финансовой системы все-таки удалось избежать. Многие и не без оснований считали это чудом. На этот раз масштабы проблемы за прошедшие годы выросли многократно. Соответственно снизились и шансы удержать ситуацию.

При наихудшем развитии событий и глобальном крахе может произойти полная переоценка всего и вся, всех без исключения товаров. И криптожетоны, как бы их не рекламировали, для этого не подойдут. Можно с легкостью менять фантики на конфетти, но в условиях глобального финансового кризиса и последующего выхода из него люди будут верить лишь реальным, а не виртуальным ценностям. За свои товары и услуги они будут требовать реальных денег, которыми исторически были золото и серебро, которые с большой степенью вероятности в сложившейся ситуации могут полностью восстановить свои монетарные функции. Что же касается необеспеченных валют и криптожетонов, то в условиях твердых обеспеченных денег они вернутся к своей объективной внутренней стоимости – нулю.

В отношении биржевых пузырей и связанных с ними кризисов стоит отметить, что они в периоды господства обеспеченных денег исторически были заметно меньшими по своим масштабам и продолжительности, чем тогда, когда общество как сейчас использовало бумажные необеспеченные валюты.

Накапливая обеспеченные деньги, обычные люди становятся более независимыми от тех или иных решений властей. У них появляется возможность не столько полностью рассчитывать на помощь властей и зависеть от нее, сколько опираться на свои собственные силы, решения и действия. Именно это не устраивает нынешний правящий слой, и потому он всеми силами стремится избегать разговоров о возможности возврата к системе твердых обеспеченных денег. Сломать такое положение дел может только глобальный финансово-экономический кризис, который в конечном итоге вынудит вернуться к здоровой экономической модели, опирающейся на твердые обеспеченные деньги.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.