Воскресенье с Александром Лежавой: «О пенсиях. Кое-что из иностранного опыта»

российская пенсионная система

Сейчас во властных кругах активно обсуждается вопрос о повышении пенсионного возраста в России. Идею, в частности, активно проталкивает в жизнь бывший министр финансов и нынешний глава Счетной палаты А.Кудрин, которого действующий министр экономического развития М. Орешкин в кулуарах Петербургского международного экономического форума в запале публично и открыто назвал «очкастым козлом». Поскольку они общаются гораздо теснее, чем мы – простые смертные, вероятно, стоит поверить в этом министру Орешкину на слово. Тем более, что на днях было опубликовано чрезвычайно интересное исследование, посвященное как раз теме пенсий Aegon Retirement Readiness Survey.

Это широкомасштабный опрос, проведенный в 15 странах и посвященный тому, насколько их население готово к выходу на пенсию и их опасениях, надеждах и проблемах, связанных с этим. Желающие могут подробно изучить этот документ, в данной же заметке мы уделим внимание лишь ряду моментов, представляющих наибольший интерес для нас. Россия в перечень этих стран не входила, но зарубежный опыт, на который так любят ссылаться российские ветви власти, организуя для граждан нашей страны какую-нибудь очередную пакость, все-таки стоит учитывать, когда речь заходит о столь чувствительном вопросе как изменение или не изменение пенсионного возраста.

Самый интересный график данного опроса для нас находится на странице 26 этого исследования и заключается в том, в каком возрасте население той или иной страны ожидает выйти на пенсию. Ее результаты могут оказаться большим сюрпризом для многих наших сограждан. Прежде всего потому, что население, так называемых, развивающихся стран - Бразилии, Индии и Китая – собирается выходить на пенсию в возрасте… 60 лет.

Как все мы хорошо знаем, именно в этом возрасте у нас в стране на пенсию выходят и мужчины. Что же касается, например, Турции, то там возраст ожидаемого выхода на пенсию еще ниже – 58 лет. Так, может быть, законодателям стоит последовать именно этому зарубежному опыту, и вместо того, чтобы навязывать населению России повышение пенсионного возраста по опыту «развитых» стран, снизить его по опыту Турции?

В конце концов Россия также относится к группе именно этих стран (достаточно вспомнить БРИКС, куда входят три страны, где, в частности, проводился данный опрос), а не к промышленно развитым, где трудящиеся вынуждены работать до 65 лет, а то и дольше. Представляется гораздо более социально справедливым сначала повысить уровень доходов и благосостояния населения до уровня промышленно-развитых стран, а уж только потом рассматривать вопрос о повышении пенсионного возраста, а не наоборот.

Другой интересный момент данного графика заключается в том, что там же содержится информация об ожидаемом сроке дожития (как называют этот период в Пенсионном фонде России) населения различных стран. Так вот для упомянутых развивающихся стран ожидаемый срок дожития находится в диапазоне от 15 (Турция и Индия) до 25 (Китай) лет. Среднее значение по данной группе находится на уровне 18,75 лет, что меньше расчетного срока дожития в России, согласно расчетам ПФР (19 лет). Таким образом, рассказы ПФР о том, что, дескать, люди стали жить слишком долго, и пенсий не хватает все больше, это не более чем, мягко говоря, сказки ПФР и правительства, которые существенно отличаются от объективной реальности.


Стоит отметить, что авторы отчета довольно вольно подошли к этому графику, указав, что ожидаемый срок выхода на пенсию по всей группе стран находится на уровне 65 лет, а срок дожития составляет 20 лет. Если рассчитать эти значения исходя из правил обычной математики, то итоги получаются несколько отличными. Ожидаемый срок выхода на пенсию не дотягивает до 64 лет, а ожидаемый срок дожития – 17,6 года, что заметно меньше расчетного значения российского ПФР. Таким образом, в промышленно-развитых странах ожидания населения, сколько лет они смогут прожить на пенсии, заметно ниже, чем в развивающихся.

Да, кстати. Сказки ПФР и правительства о «большой» пенсии для трудящихся, если они будут работать до 65 лет, опровергаются объективным опытом все тех же промышленно-развитых стран. В тех же США, где возраст выхода на пенсию установлен на уровне 65 лет, 42% американцев, выходящих на пенсию, имеют в сбережениях менее 10 тысяч американских дензнаков. У людей в возрасте старше 50 лет лишь у трети населения сбережения превышают этот уровень, а 6,4 миллиона американских пенсионеров живут на уровне нищеты, пытаясь оплатить базовые расходы на жилье и еду. Поэтому в следующей заметке, посвященной этому отчету, мы поговорим на тему, кому в мире на пенсии жить хорошо. Там тоже содержится масса интересных и неожиданных результатов.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.