Воскресенье с Александром Лежавой: «О пластиковых картах»

Сколько сил было потрачено банками на рекламу пластиковых кредитных и дебетовых карточек. Сколько красивых слов говорилось различными ответственными лицами из банковских и властных кругов о том, что необходимо самым срочным образом переходить на безналичные расчеты с помощью пластика, а наличные – это, дескать, вчерашний день. И вот тебе раз! Платежные системы VISA и Mastercard вдруг перестали обслуживать держателей своих карточек, выпущенных российским банком. Не потому, что банк перестал выполнять свои обязательства перед вкладчиками и клиентами, а в результате решений и действий властей страны, где находятся штаб-квартиры этих компаний.

Нечто подобное уже было как-то раз в 1998 году, когда в результате дефолта по ГКО в России и начавшейся волны банковских банкротств банки определенных стран и их торговые точки перестали обслуживать карты международных платежных систем, выпущенные российскими банками. Но и тогда это были по большей части отдельные местные прецеденты, а не действия самих платежных систем.

Обычного клиента банка мало волнует высокая политика, но не вопрос доступности к принадлежащим ему средствам. Таким образом, действия международных платежных систем оказались направленными не столько против конкретного банка, для которого пластик – это лишь один (к тому же не самый главный) из видов предлагаемых клиентам услуг, сколько против обычных людей, пользовавшихся его картами с логотипами международных компаний. Подобный шаг платежных систем VISA и Mastercard в отношении отдельного российского банка может повлечь за собой гораздо более значимые последствия, чем кажется на первый взгляд. Принципиальным становится вопрос о том, насколько российские банки могут доверять американским платежным системам. И могут ли вообще? Это тянет за собой вопросы по гораздо более обширной проблеме, связанной с доверием к американской финансовой системе в целом, включая и саму американскую валюту.


Могут сказать, что это наиболее распространенные платежные системы в мире, и особых альтернатив для них не просматривается. При более серьезном изучении вопроса оказывается, что ее можно обнаружить. Причем хотя система и мало известна на Западе, но она является лидером по количеству карт, находящихся в обращении. Их количество равно 3,53 миллиардам или примерно четверть от всех выпущенных в мире карт. В первой половине 2013 года VISA оставалась лидером по объемам операций с суммой в 4,6 триллионов американских дензнаков, тогда как данная платежная система занимала уверенное на тот момент второе место с оборотом в 2,5 триллиона американских дензнаков. Гораздо более известная компания Mastercard существенно отстает. Теперь самое интересное – это название самой платежной системы. Она называется China UnionPay, и как ясно следует из названия, это китайская платежная система, которая незаметно для своих конкурентов стала одним из ведущих мировых пластиковых брендов и принимается в 142 странах мира. Поэтому в современных изменяющихся экономических и политических условиях она может оказаться довольно интересным вариантом для российских банков и их клиентов, пользующихся пластиком.

Поскольку речь зашла о пластиковых картах, а основная масса банкоматов использует программное обеспечение на базе операционной системы Windows XP, поддержку которой американская компания Microsoft планирует завершить 8 апреля 2014 года, то у пользователей пластиковых карт и владельцев банкоматов могут возникнуть серьезные проблемы, связанные с риском резкого роста хакерских атак. И хотя центральные банки рекомендуют своим подопечным принять немедленные необходимые шаги по защите возникающих уязвимостей, уверенности в том, что все успеют всё сделать ко времени нет. Это создает дополнительные риски владельцам денежных средств, которые пользуются пластиком.

Современная финансовая система остается подверженной массе системных, политических и технологических рисков, и тем, кто хранит свои сбережения в банках и/или пользуется высокотехнологичными банковскими продуктами, стоит об этом помнить, принимая те или иные решения, затрагивающие сохранность заработанных средств.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 35

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

1 22.03.2014 в 09:50
Кошмар !!!!!!!! Все бросаем и бегом в Западную Украину... спасаться...
Cионский мудрец 22.03.2014 в 10:33
To Лежава Виза ведет активные переговоры с Майкрософт о продлении поддержки за счет Визы.
Александр 23.03.2014 в 12:11
Здравствуйте. Статья по делу. России нужна собственная платежная система, но на создание нужно время и на это время China Union может послужить реальным выходом из складывающейся ситуации. По поводу програмного обеспечения банкоматов...известно, наши программисты выполняют заказы той же Майкрософт, т.е. у нас достаточно квалифицированные специалисты есть. Надо дать таким фирмам заказ на разработку ПО для банкоматов на отечественной основе, тогда западные компании потеряют ещё один сегмент рынка, а мы только выиграем от такой ситуации.
Мари 23.03.2014 в 01:23
У меня в районе 2 года назад сгорела подстанция. Район сидел без света день-вечер-ночь-утро. Такие житейские инциденты очень прочищают мозги: все вдруг убедились что в такой момент карточка в твоих руках - это бусы аборигена - красивые, но бесполезные:))))Да и деньги бесполезные - продать тебе ничего магазин не может. И в ближайшем банкомате ты ничего снять не можешь - света нет! Едешь в другой банкомат в соседний район - а там уже кончились наличные - их сняли люди, которые первые чухнули. Пластиковая карта - это конечно очень удобно. Надо только осознавать, что это всего лишь кусочек пластмассы, который помогает тебе расплачиваться, но это - НЕ ДЕНЬГИ!!!! Прошу прощения, что не совсем по теме - просто очень яркие впечатления остались
А Г 23.03.2014 в 04:18
у меня есть карта China UnionPay и как ее пользователь хочу рассказать о отличи от визы . у карты нет трех значного кода для подтверждения интернет покупок , зато основной пароль шести значный ! по этому интернет магазинам которые орентированы на визу и мастер карт придется чтото менять . и еще забавные особенности ,на карте одновременно могут находится и доллары и юани но прикол в том что в день ты можешь поменять не больше пяти тысяч , я ходил в банк два дня чтобы положить на карту 10000 баксов в юанях . а китайские банки это что то ! обслуживание в нашем СБЕРЕ просто сказочно хорошее по сравнению с банками Китая !Думаю нашей стране нужно делать свой пластик ! пусть дорого пусть сложно но свое есть свое !
Константин 23.03.2014 в 04:59
Я всегда бы против пластика... Буквально недавно по тв прошел репортаж: человек продал через интернет детскую коляску и для получения оплаты сообщил номер своей карты, фамилию и срок ее действия. У него сняли все деньги. Ранее считалось, что зная эти данные невозможно причинить ущерб, банк ничего пояснить не может. Другой случай с моим работником. В банкомате снимал деньги, карта застряла в банкомате, он пошел в ближайший банк, за это время у него сняли все деньги (около 200 тыс руб) и еще на 50 тыс воры сняли кредитных денег. Банки конечно обязаны вам деньги возместить в таких случаях, но доказывать что вас обокрали придется вам. Например, в случае с моим работником ему уже Сбер заявил, что возмещать ничего не будет, тк деньги он сам снял, доказательств того что это сделали злоумышленники, нет. Вся надежда на ментов.
Au 23.03.2014 в 12:11
Нужно изменить состав рублевой корзины, чтобы отвязаться от долларовой зависимости. Например, так: 50% Евро 25% Юань 25% Золото Основные наши торговые партнеры - Европа и Китай, поэтому доллар нам вообще не нужен! Для этого нужно продать все трежерис и купить золото.
Оскар 23.03.2014 в 03:11
Все платежные системы уже возобновили свою работу в указаных выше банках, видимо, после звонка из АНБ, где руководству систем, наверное, очень популярно объяснили, что они вторглись в чужую зону ответсвенности. Ну, ни абсурд ли это - шпионить за транзакцими со всего мира с помощью платежных систем и при этом еще и демонстрировать всему миру степень его зависимости . Я бы на месте российского государства, как минимум, задумался бы о том, какой мощнейший рычаг воздействия на весь мир кроется в любом монополизме - особенно западного образца. Проблема, как всегда, лишь в том, что в российском государстве либеральная зараза по-прежнему разъедает всю "ткань" общественной жизни и не дает возможности адекватного развития системы управления - в том числе управления государственного. Китайцы молодцы - смотрят на несколько шагов вперед. При этом аплодирую европейцам и американцам уже даже за намерение наложения санкций на тех лиц, которых многие и в России считают откровенными бандитами. Надо было это сделать давно и не привязывать к событиям в Украине. А то ведь это ж хохма просто, когда нам г-н Путин рассказывает, по секрету всей стране, какой проходимец оказывается Коломойский, на том основании, что он когда-то не вернул долг г-ну Абрамовичу ( страна просто-таки содрогнулась от омерзительности поступка) - человеку с которым он почему-то по-прежнему общается, хотя это и противопоказано любому порядочному человеку ибо, мягко говоря, не способсвует сохранению нравственного здоровья.
nubie 23.03.2014 в 04:49
лично я очень доволен всеми "санкциями", а то пока не пнут, никто не пошевелится :)) с карточками уже года 3-4 тянут резину, чтобы сделать российскую систему, теперь мозг прочистили, надеюсь и санкции против чиновников - просто, песня, бабло в РФ надо держать - спасибо Обаме :)))
kraken 23.03.2014 в 06:34
Доверие к денежно- бумажной системе государства - это абсолютное доверие к его высшему руководству. Это фундамент. Так или почти так нас учил и обосновывал на пальцах тот же Лежава. А вот скажите, пожалуйста, после Крымской истории, осталось ли у ВАС хоть какое-нибудь доверие к Высшим чиновникам USA, Европы? И соответственно к эмитируемым ими бумажным деньгам? У меня лично уже нет. То есть я могу, конечно, принять одномоментно оплату за товары-услуги в валюте, НО хранить её и вверять ей Функцию Накопления личного капитала после всех лицемерных заявлений западных демагогов - уже НЕ Стану. А что, скажите, мешает теперь всем этим деятелям отказать в приёме наличной/безналичной валюты с территории России? Предлоги уже будут не столь важны и сегодняшние разминки с пластиком покажутся детской игрулькой. Только не говорите, что это в принципе не возможно! Теперь возможно ВСЁ! Всегда можно выдумать повод! Обоснование может быть самое что ни на есть простое. Например. Одномоментное обнуление долгов той же Омерики ей очень выгодно. По определению. Точно так же как и развязывание очередной гражданской войны. Теперь и на Украине. Хаос и тучи беженцев в Европе и России и много ещё чего, что жителям континентальной Евразии крайне нежелательно и вредно. Кто что думает про эти звоночки?
Мари 24.03.2014 в 12:05
Любое государство, подчеркиваю - ЛЮБОЕ - склонно обирать граждан с помощью разных методов: налоги, инфляция, пошлины, тарифы госмонополий, невыдача вкладов, национализация и т.д. - арсенал большой. У нас просто это случалось чаще. Просто наше государство всегда грабит своих граждан, а США, скажем, или Британия - грабили кого могут...вернее - кого хотят
Константин 24.03.2014 в 09:53
Согласен с nubie, kraken и Мари... Наше государство действительно часто обворовывало собственный народ, только ведь и находились мы в более тяжелых ситуациях гораздо чаще, чем тот же запад. Запад ни чуть не более морален и нравственен, даже наоборот... Просто они грабят мир уже несколько столетий, привыкли к этому, считают так должно быть всегда... Их элита имеет вековую преемственность (в отличии от нашей) и готова пойти на все, чтобы и дальше ее сохранить, удержать контроль над миром и ресурсами... Когда такие ставки, может быть абсолютно все... Я тоже надеюсь, что наши олигархи поймут, что дома для них безопасней всего, т.к. здесь правила можем устанавливать мы, а там правила устанавливают для нас... Кипр тому пример... Было ваше - стало наше... Я последние лет пять, глядя на своих знакомых и друзей, как они покупают недвижку кто в Испании, кто в Турции, кто в Черногории, кто в Тайланде... тоже поддался на какое-то время купить недвижимость зарубежом... Германию рассматривал... Но сейчас понимаю, что деньги нужно вкладывать в российские активы - сколько бы у них рисков не было, это все равно будет более безопасным, если ты гражданин России... Ну и золото, конечно... Это вечная ценность всех времен и народов...
Константин 24.03.2014 в 09:55
Сейчас жду когда российские застройщики в Крым зайдут. Хочу двушку в Севастополе, в новостройке... Это будет надежней, чем Испания, Турция и иже с ними...
Константин 24.03.2014 в 10:10
Всегда удивлялся тому, как люди недооценивают золото... Сколько бы я ни агитировал и не расписывал преимущества владения физическим золотом (монеты, слитки, лом), я так и не смог сподвигнуть к покупке хоть одной монеты хоть одного своего друга... В теории со мной соглашаются, но не покупают...Купят все что угодно, новый таурег, шубу жене, дачу, но только не золото... Даже сейчас, когда я на пальцах объясняю, что золото = доллар, только лучше и безопасней, меня не слышат... Все готовы как бараны бежать в обменники и скупать баксы, но ни у кого не хватает мозгов доехать до банка и взять хоть пару победоносцев... В свете последних событий, что еще должно случиться, чтобы народ понял, доллары сегодня деньги, завтра "дребеденьги"... Нет, нужно дождаться очередного кидалова, а потом винить во всем Путина... Идиоты...
Константин 24.03.2014 в 10:17
Наше правительство народ конечно грабило... но Остапа Бендера ограбили румыны...
Aston 24.03.2014 в 11:44
Большинство комментаторов единодушны в том, что следует срочно создавать российскую платежную систему, как альтернативу международным. Да, возможно она заработает в России. Но что вы, уважаемые, будете делать с этими карточками за рубежом? Или вы туда ехать не собираетесь? Или после Крыма нас дальше Китая с Индией не пустят? Все эти попытки "отвязаться" от мировых систем, смастерить что-то свое рассейское выглядят, на мой взгляд, убого. Это- путь Северной Кореи. Цивилизованный путь- это интеграция в мировое сообщество, а не противопоставления себя ему.
zavhoz 24.03.2014 в 11:54
платежная система наша давно работает, ПРО100 называется, УЭК на ней работает
Константин 24.03.2014 в 01:43
Aston прежде чем что-то написать вы хоть немного хронологию событий изучите... Во-первых, не Россия инициирует отказ от мировых платежных систем, а эти самые мировые платежные системы в одностороннем порядке грубо нарушили свои обязательства, дискредитировав в первую очередь самих себя... Ведь совершенно очевидно, что Visa и Mastercard, ввязавшись в политические игры, потеряли больше, чем российские банки. Доверие сегодня - самый ценный актив, особенно на финансовом рынке. Теперь всем очевидно, что доверять таким партнерам в нашем нестабильном мире нельзя. Не надо нести чушь про изоляцию по типу Северной Кореи. Кто кого будет изолировать ??? ЕС, что самоизолирует себя от российского газа, или он может самоизолирует себя от миллиардов евро, получаемых от экспорта в Россию своей продукции ??? Пока что все санкции - это шипение и брюзжание... Неприятно конечно... А если ума хватит на большее, то мир очень быстро скатится в пропасть. По поводу интеграции России в мировое сообщество. Я за такую интеграцию, но только не по сценарию Украины. Если мне предлагают дружбу, но я должен встать на колени и открыть рот, то я лучше как-нибудь сам... Чем иметь таких друзей, пусть уж лучше будут враги.
Константин 24.03.2014 в 01:59
To Аston Вы никогда не получите от евроинтеграции каких-либо выгод, пока правила устанавливают они. Нужно стремиться устанавливать свои правила, по крайней мере, хотя бы у себя дома. А если брать за основу некие общемировые стандарты, например, нормы международного публичного и частного права, то именно наши западные "друзья" систематически эти нормы нарушают... Потому что слабого уважать никогда не будут. Интересы слабого партнера всегда будут нарушены, и плевать им но нормы права, публичного и частного. Право нации на самоопределение ??? Это только для албанцев в косово. А как насчет крымчан ? - Нет, не слышали о таком. Неприкосновенность суверенитета - это только для Грузии и Украины. А как насчет Сербии - Нет, не слышали о таком. Неприкосновенность и незыблемость права частность собственности - это только в Лондоне и Нью-Йорке. А как на счет конфискации имущества на Кипре ??? - Нет, не слышали о таком. И все в таком духе, продолжать можно до бесконечности.
Aston to Konstantin 24.03.2014 в 02:19
Согласен с Вами, что первым опаснейший прецедент создал Запад (назовем его так обобщенно)в Косово. Вряд ли это означает, что мы должны идти по этому пути и вести себя как государство-гопник. Не пойди мы на Крымскую авантюру, у наших дипломатов всегда была бы (да и была!) козырная карта на любых переговорах, теперь ее нет. Имеющие дипломатическое образование поймут сразу о чем речь. Однако, похоже все мы в данном случае говорим не о том, что лежит в фокусе вопроса: экономическое положение России весьма шатко и продолжает снижаться. Крым и даром не нужен нам (разве что нашим телезрителям), однако на какое-то время удалось консолидировать народ и отвлечь его внимание от повседневных проблем. Но и этот мой пассаж не совсем о том: полагаю, что ожидают нас очень смутные времена и вот тут то и стоит подумать и принять меры по диверсификации своих активов, а короче- приобретении золотых активов, если кто их еще не имеет...
Константин 24.03.2014 в 02:32
Ну приобретение золотых активов, оно, допустим, вообще вне обсуждения... - для меня, по крайней мере... И независимо от ситуации в Крыму... То, что рейтинг власти сейчас в России высок как никогда - это да. Оно и к лучшему. Меньше шансов у либералов страну развалить. То, что не все хорошо в России с экономикой. Так а у кого сейчас хорошо ??? Высокий рейтинг есть подушка безопасности для власти. А преемственность властных элит - есть залог стабильности и безопасности. Ну а вот насчет того, какого козыря мы лишились, то я как человек, изучавший в высшем учебном заведении международное права, не понимаю о чем вы говорите. А ведь у меня красный диплом. Я кстати и по формальной логике пять получил на экзамене... А вот сделать вывод из ваших посылок не получается.
Aston 24.03.2014 в 02:49
Когда экономическое положение страны ухудшается, перед руководством всегда встает выбор: начать реформы и поиск инвестиций или развязать маленькую, но обязательно победоносную войну. Первый путь- тяжелее, но перспективнее, поэтому иногда выбирают второй- он легче и в ближайшей перспективе дает результат- консолидацию общества, крики "ура", "победа" и т.д. Угар проходит позже, когда отрезвевший обыватель, оглянувшись вокруг, задается вопросом: "где деньги, Вань?" И почему это другие мельчайшие страны ушли вперед так далеко, а мы остались, где были,только пахнет еще хуже? Решусь на крамольную для этого сайта мысль:то, что мы ценим золотой актив и верим в него- очень плохой знак. Мы (и другие граждане) должны ценить активы, приносящие прибыль: вложения в ценные бумаги, национальную валюту на депозитах, но все это справедливо для иной страны, где власть руководствуется экономическими законами, а не собственными амбициями и культом себя, любимого.
Константин 24.03.2014 в 02:52
Если Крым даром не нужен нам... Если уж это такая совсем бесхозная ненужная земля, то чего ж от него Украине не избавится, да вздохнуть спокойно, мол камень с плеч... Крым этот... А вот насчет нужен или нет - я думаю тут и дипломатом быть не надо , чтобы понимать геополитическое значение этого региона для России. Кроме того, США наделяет себя правом устроить вооруженное вторжение, используя в качестве повода всего лишь нарушение прав одного единственного гражданина США. Почему Россия должна молча смотреть как русский народ целого региона будут уничтожать уже не только морально , но и физически. Опять же не надо иметь образование дипломата, чтобы понять, что меры по усмирению революции в Крыму привели бы к кровопролитию... Я уж не говорю об уголовно-правовом запрете на использование русского языка !!! Даже немецкие фашисты на оккупированных территориях до такого не доходили (а может и доходили). И потом почему вооруженный переворот в Киеве и самозахват власти, сопровождавшийся грабежом, насилием, рэкетом и рейдерскими захватами - это есть демократическое добро и либеральные ценности, а вот мирный референдум с беспрецедентной явкой, последующее установление порядка и стабильности в регионе, защита прав людей на физическую неприкосновенность, прав на использование родного языка, прав на сохранение национальных и культурных ценностей, в конце-концов гарантия права на неприкосновенность частной собственности, - это все есть самое что ни на есть злейшее зло и следствие агрессивной политики России !!!???
Aston 24.03.2014 в 03:23
Дорогой Константин, понимаю Ваши чувства патриота и (чуть было не написал: разделяю их!), но это было бы неправдой. Любить Родину не означает всегда одобрять политику ее руководства и электората, иной раз приходится быть и в меньшинстве. По существу: отбор или увод Крыма- в экономическом отношении это подарок Украине. Во-первых: регион депрессивный, сидевший все 20 лет на дотациях (картинкам: Чудный Отдых в Крыму не верьте!). 300 тыс татарского населения, считающего русских врагами на генетическом уровне- это факт, который мы ощутим уже в ближайшее время. Из всего населения, включая огромный процент пенсионеров, лишь около 20%- заняты в производственной сфере и услугах. Большая часть энтузиастов объединения с Россией имеют весьма завышенные социальные ожидания- попробуйте теперь не угодить им. Насчет геополитической составляющей: никогда на протяжении всей истории России Черное море и Крым не были столь ценным подарком, чтобы за них отдать все. Без проливов Черное море- обычная лужа, Вам это подтвердит любой моряк, у них даже отношение к матросам-черноморцам пренебрежительное. Со времен Екатерины Россия боролась за выход через проливы, в Первую Мировую Войну ввязались только из-за них, но так и не получили, только положили лучших своих сынов. Что же касается Ваших рассуждений о грабежах, насилиях и пр.- оставляю на совести телекомментатора Киселева. Рискну посоветовать: смотрите не только российское ТВ, в интернете сейчас навалом независимых каналов
Константин 24.03.2014 в 04:33
Aston (чуть было не написал дорогой, но я не либерал и врать не люблю), слушай че скажу... Подарки делать приятно, это знаю все !!! По поводу депрессивности региона - его намеренно таким делали все 20 лет. Теперь все изменится. По поводу генетической ненависти татар к русским - уверен татары об этом не слышали, а теперь им просто об этом говорить не будут. Они в первую очередь люди, для них важно , что их никто не режет, не бьет, землю не отбирает и не выгоняет. Стабильность знаете ли дорогого стоит. Язык их уже признали государственным, еще и мечеть построим. Геополитика - пока в Черном море наши корабли и подводки, здесь нет американских, это вопрос выживания. Дальше продолжать ??? По поводу СМИ. Отстаньте вы уже от Киселева. Рупор партии для населения - это нормально. Это есть везде. CNN не лучше, только вектор противоположный. Кто платит, тот и музыку заказывает. Технология обработки населения везде примерно одинаковая. Наше население хотя бы не зомбируют массовым психозом по типу "кто не скачет тот москаль" (посмотрите на ютубе, забавно, я думал секта - оказалось митинг). Ну а более менее
Aston to Konstantin 24.03.2014 в 04:46
Полагаю, что следует завершить эту дискуссию, так как она начинает переходить в перепалку. В подобной ситуации нам рекомендовали предложить: Just a small cup of coffe?, но Вам я предлагать не буду (еще выльете мне за шивором- будет больно!) P.S. Не помню, чтобы мы были на ты...
Константин 24.03.2014 в 05:32
Закончим так закончим... Про вежливость. Посмотришь бывает на досуге в ютубе ролики... Ссылки кидать не буду... Просто наберите в поиске фашисты украины, фашисты львова, марш фашистов, москали на ножи... Вопрос сколько можно быть вежливым ??? На наших вежливых глазах воспитали целое поколение потенциальных убийц. Сегодня они ходят с факелами по ночам и орут Москали на ножи, а завтра приедут в Крым, Харьков, Донецк и ночью будут вытаскивать вас из постели и резать ваших детей... Вы будете вежливо смотреть на это ??? Любой кто поддерживает фашизм есть враг. К врагу уважения и вежливости быть не может.
Константин 24.03.2014 в 05:43
Хотя о чем это я ? Это ж все проделки Кремля... Это Киселев и сотоварищи ходят под флагами нацистов и призывает убивать русских, а потом выкладывает в ютуб... Это он ограбил пассажиров с российскими паспортами поезда Москва-Кишинев на станции Винница, это он избил директора национального канала украины..., это он берет штурмом банки и заводы, это он занимается рэкетом и вымогательством... А вы Aston... продолжайте изображать из себя вежливого... Хотя я бы закупался патронами (если конечно есть из чего стрелять... у меня есть...)
Kraken 24.03.2014 в 08:54
Константину Вы же умный человек, интеллигентный..! Неужели вы не видите, что вас разводит очередной проплаченный бот? Вам этих "постулатов" не достаточно? " Не пойди мы на Крымскую авантюру...:то, что мы ценим золотой актив и верим в него- очень плохой знак... Рискну посоветовать: смотрите не только российское ТВ..."
Константин 24.03.2014 в 09:41
Вот откуда это желание навесить штампы ??? Я вообще ТВ смотрю редко... А если уж и смотрю, то веселей смотреть как раз CNN и прочие евроньюс... Особенно меня умилило, когда по евроньюс показали "многотысячный" митинг в Москве "в поддержку евромайдана" в лице пусси райотс и десятка прочих маргиналов... Такие репортажи воздействуют на порядок сильней ,чем все российское ТВ
nubie 24.03.2014 в 10:16
Aston "Все эти попытки "отвязаться" от мировых систем, смастерить что-то свое рассейское выглядят, на мой взгляд, убого. Это- путь Северной Кореи." первый признак пропагандиста - откровенное и наглое вранье :)) в Китае и Японии работает родная карточная система, все довольны
nubie 24.03.2014 в 10:20
Константин "право нации на самоопределение" вообще, США - сепаратисты, нелегитимно отделившиеся от БритИмп, причем безо всякого референдума :))
Андрей 25.03.2014 в 04:12
Если россияне завладели Крымом, то не надо удивляться, что украинцы их теперь очень не любят. Точно так же было бы, если бы украинцы забрали у РФ Белгородскую область или Красодарский край.
nubie 25.03.2014 в 04:42
Андрей а вот не надо за всех говорить! мои родственники на Украине считают, что все правильно сделано, Крым был российским - российским и остался
смешно 26.03.2014 в 11:26
Легко понять кто боты- те кто раскачивает- Константин, nubie, kraken.