Воскресенье с Александром Лежавой: «О стабильности номинальных цен и об удорожании реальных товаров»
- дата: 23 марта 2014 (источник от 20 марта 2014)
Когда на товарных рынках начинает все более отчетливо проявляться инфляция, власти и компании начинают «бороться» с ней. Борьба эта, правда, ведется не с сутью проблемы, а с ее внешними проявлениями. И один из видов борьбы заключается в фиксации цен, когда гласно или негласно компаниям указывают, что дальше поднимать цены на тот или иной товар будет не совсем верно. Может быть и так, что экономическая ситуация не позволяет поднимать цены, поскольку это приведет либо к снижению уровня потребления, либо переключению на более дешевые аналогичные товары.
Оказавшись в таком положении, когда цены на исходные сырье и материалы растут, а на готовую продукцию номинальные цены оказываются зафиксированными, компании вынуждены решать задачу по сохранению расчетного уровня доходности при сохранении необходимого уровня продаж иными путями, чем в нормальной экономической обстановке.
Первый способ – это продажа воздуха, когда, например, в ту же самую стандартную и привычную для покупателя упаковку вместо 500 граммов того или иного продукта кладется всего 450, а то и 400 граммов. Номинальная цена осталась без изменения, а фактически произошло удорожание самого товара на 10 – 20%. Причем в лучшем случае на консервной банке мелким шрифтом укажут изменение веса, а в худшем оставить указанный вес на упаковке тем же, а для компенсации недостающего продукта, например, налить воды. В случае с конфетами, достаточно сделать красивую пластиковую вставку, и в ту же самую коробку станет помещаться не три десятка, а всего лишь пятнадцать тех же самых конфет.
Другим распространенным приемом является продажа за ту же, что и прежде, номинальную цену упаковки меньшего размера, соответственно содержащую и меньшее количество товара. Далеко не всегда чисто визуально можно отличить друг от друга, например, пакеты с крупой или сахарным песком, которые весят килограмм или 900 граммов, и компании рассчитывают, что потребитель не заметит подмены.
Третьим способом является замена в товаре высококачественных составляющих на менее качественные, но более дешевые компоненты. Это довольно характерно в последнее время, например, для производителей кофе. Если это кофе, то достаточно повысить долю, например, более дешевой робусты вместо дорогой арабики. И хотя качество кофе снизится, но компания от этого точно выиграет в краткосрочной перспективе. Когда цена килограмма (или фунта) арабики была в три раза выше, чем робусты, то такая игра для производителей явно стоила свеч, поскольку в обычных условиях разница в ценах двух сортов существенно ниже.
Можно стараться не замечать инфляции, ссылаясь на стабильность номинальных цен на рынке, но подобное поведение не говорит о том, что реальные цены на товары не растут. Получается, что все мы платим больше, а за это получаем либо меньше того или иного продукта, либо получаем его более низкого качества. И это в цифрах официальной статистики никак не отражается.
Комментарии 0
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.