Воскресенье с Александром Лежавой: «О текущих делах»

Пока средства массовой (дез)информации старательно пытались отвлечь внимание населения чемпионатом мира по хоккею и содранным у американцев шоу под названием «праймериз», правительство трудилось в поте лица, придумывая как бы еще можно что-нибудь содрать со стремительно беднеющего под его мудрым руководством населения. Еще бы. Семнадцатипроцентное падение налоговых поступлений в бюджет надо срочно чем-то компенсировать. Поскольку юристы в правительстве смогли придумать только повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 7,5 тысяч рублей, в помощь министрам экономики и финансов и главе центрального банка срочно пришлось стряхивать пыль и вытаскивать из шкафа пропахшего нафталином бывшего министра финансов Кудрина. Предложения и этого старого, проверенного американского кадра новизной не отличаются. В общем-то, это не удивительно. Странно, если было бы иначе, ведь его просто в несколько ином качестве вернули в его же старую команду. Поэтому предложения предсказуемо сводятся к бюджетной консолидации, проще говоря, к урезанию расходов бюджета и повышению пенсионного возраста населения.

Рассмотрим все эти «новые» инициативы правительства, и чем они в реальности грозят населению. Начнем с повышения минимального размера оплаты труда. На первый взгляд всё выглядит красиво. Власти вроде как заботятся о тех, кто мало зарабатывает и стремится поднять величину оплаты их труда. Даже вроде бы из бюджета какие-то средства придется на это выделять.

Однако, существует целый ряд проблем, о которых правительство старательно помалкивает. Во-первых,  величина многих различных государственных сборов напрямую зависят от величины МРОТ. Чем больше МРОТ, тем больше гражданам и предприятиям придется платить для получения тех или иных бумажек в государственных органах. Во-вторых, повышение МРОТ автоматически влечет за собой повышение величины суммы налогов на заработную плату, отчисляемую предприятиями, и подоходного налога с физических лиц. Ставки прежние, но сама минимальная величина заработной платы выросла. Поэтому каждая 1000 рублей увеличения МРОТ приносит властям без малого 500 рублей дополнительных налогов. Или теоретически должна приносить. Практически же это может привести к дополнительному снижению налоговых поступлений.

Страна у нас большая, и далеко не все предприятия, по крайней мере пока еще, являются государственными и имеют возможность спокойно работать себе в убыток, зная, что их всегда за счет собираемых налогов или вновь напечатанных фантиков поддержит государство. Есть и небольшие частные лавочки, которые, нравится им или нет, доступа к государственной кормушке не имеют и вынуждены работать в плюс или, по крайней мере, сводить концы с концами. Повышение МРОТ неизбежно приведет к тому, что ряд предприятий, находящихся на грани экономической целесообразности продолжения своей деятельности, и прежде всего это относится к малому бизнесу, будет вынужден уйти с рынка. В условиях повышения МРОТ для них будет выгоднее не делать ничего, чем работать себе в убыток.

Поэтому результат от повышения МРОТ вполне предсказуем: сокращение количества действующих предприятий, особенно в малом бизнесе, увольнение работавших там трудящихся, дальнейшее сокращение налоговых поступлений и рост социальной напряженности в обществе.

Разговоры представителей власти о повышении МРОТ как некоей заботе о низкооплачиваемом населении – это либо искреннее заблуждение, можно допустить, что уже много лет  сидящие в правительстве юристы до сих пор не вполне компетентны в финансовых вопросах, либо это сознательный обман населения. Если бы слова представителей правительства про повышение МРОТ действительно соответствовали реальности, то почему бы не поднять его размер, скажем, до греческого уровня? МРОТ в этой стране уже не один год живущей в долг тем не менее равен почти 650 евро в месяц или по текущему курсу без малого 50 тысяч рублей. При средней зарплате по стране даже в 40 тысяч рублей следствием такого шага станет волна закрытия предприятий и массовые увольнения. В результате без работы останется больше половины трудоспособного населения нашей страны. Причем затронет это и государственный и негосударственный сектора экономики. Хотя вас наверняка порадует то, что на рабочие места правительства и депутатов этот шаг никак не повлияет.

Так что повышение МРОТ никакого отношения к повышению уровня жизни граждан не имеет. Как раз наоборот. Оно нужно, чтобы у некомпетентного правительства появилась возможность хоть немного подлатать дыры своего бюджета. Хотя вряд ли этих средств хватит, поэтому расходы бюджета естественно необходимо сократить. Вот только за счет кого?

Если бы власть была социально ориентированной, то значительные средства можно было бы сэкономить за счет сокращения оплаты труда членов правительства, депутатов, губернаторов и прочих руководящих лиц во всех ветвях власти. То, что их работу сложно назвать удовлетворительной, видно по результатам. Далеко ходить даже не надо. Вполне хватает  несбалансированного государственного бюджета, инфляции, роста реальной, а не официальной, безработицы и снижения общего  уровня жизни населения страны. Руководство государственных компаний также вполне могло бы поделиться частью своих личных доходов с обществом. Одно дело, когда компания показывает существенную прибыль, и совсем другое, когда она оказывается из года в год убыточной. Но это, конечно, из области ненаучной фантастики. Ведь их текущие доходы, и их неуклонный рост никоим образом не зависят от получаемых результатов. Здесь главное не прибыль или убыток, а чьих будут.

Поэтому вполне естественно, что сокращения бюджетных расходов  будут происходить за счет урезания выплат рядовым сотрудникам, учителям, врачам и прочим и так далеко не богатым бюджетникам. Другое направление – это сокращение финансирования социальных программ. Формально на бумаге ничего урезаться не будет, но, например, квоты на операции гражданам страны можно будет выделить не в начале года, а за неделю или за пару дней до его окончания, а то, что медицинские учреждения не успеют ими воспользоваться, так это уже их (и граждан) проблема, а никак не правительства или министерств экономики или финансов.

Одно дело списывать ежегодно по бюджету миллиарды на «лечение» наркоманов, и совсем другое выделить триста тысяч или миллион рублей на операции отдельным детям с редкими заболеваниями. Там – серьезный «бизнес», а тут – никакого навара.

Или вот в качестве небольшого примера. У близкого человека в связи с возрастом возникла необходимость полечиться. Врачи посмотрели и сказали, что нужны две операции с разрывом по времени примерно в три месяца. Первая была сделана в прошлом году. Поскольку ситуация с  бюджетом была в начале 2015 года получше, у больницы были соответствующие квоты на импортные материалы. Когда обсуждались вопросы о сроках операций, медицинские работники высказали вполне здравую мысль – провести первую операцию в ноябре в рамках имеющихся квот, а вторую попробовать подгадать примерно к марту.

Исходя из опыта 2015 года, они надеялись, что к этому времени вопрос с квотами на материалы будет уже решен. Из разговора с врачами в марте следовало, что они ждут эти квоты, но когда и сколько будет выделено, так и оставалось неясным. Они на что-то надеялись, но для любого здравомыслящего человека было вполне очевидно, что при текущем состоянии экономики ждать эти квоты можно до второго пришествия. Если необходима операция и есть на это средства, то откладывать ее совершенно бессмысленно. Как и следовало ожидать, ни в марте, ни в середине апреля никаких квот так выделено и не было. Нет их и на момент написания этой статьи, и врачи уже и не надеются, что они в этом году появятся.

Другим довольно показательным моментом могло служить наличие свободных коек в больнице. Если в прошлом году свободных коек в палатах не было вовсе, то в этом году часть палат были практически пустыми. Можно, конечно, предположить, что граждане внезапно перестали болеть, но гораздо более правдоподобным представляется то, что средств на то, чтобы оплачивать свое лечение, у них просто нет. Что же касается врачей, делавших операцию, то можно сказать лишь одно: спасибо им. Они – молодцы. Не оскудела талантами и мастерами земля Русская, но вернемся к основной теме.

Итак, медицину без лишнего шума министерство финансов может поджать, а вот на строительство стадионов для разнообразных чемпионатов мира средства у него всегда найдутся. Это же отличная статья расходов. Но не слишком ли много по нынешним временам тратится ради внешней мишуры и престижа? Получается, что в стране и у ее жителей так все хорошо, что у правительства нет гораздо более важных и первоочередных задач, чем потратить большие миллиарды на кучу новых стадионов, которые не окупятся никогда, а после проведения каких-нибудь очередных чемпионатов так и останутся недоступными для обычных людей. А если экономический смысл в подобных проектах напрочь отсутствует, то воспринимать строительство подобных «чудес света» можно лишь как нерациональное использование общественного богатства. Или за этим имеется злой умысел, и это банальное перераспределение государственных средств в пользу конкретных физических лиц?

Вообще у нас в стране министерство финансов становится такой лавочкой, которая лучше всех разбирается во всех без исключения вопросах. Например, в каком возрасте граждане должны уходить на пенсию. Могу ошибаться, но состоянием здоровья граждан страны у нас занимается министерство здравоохранения. О том, как ему выделяет средства министерство финансов, мы уже говорили. Поэтому ожидать, что с такой заботой министерства финансов о здоровье граждан эти самые граждане будут способны сохранять свою трудоспособность до намеченного им министерствами экономики и финансов возраста в 63 - 65 лет как-то не особенно приходится. К тому же есть и еще несколько довольно интересных вопросов к правительству, о которых власти стараются помалкивать.

Во-первых, это срок средней продолжительности жизни в России. По официальным данным, в 2015 году она составила  71,4 года. С учетом того, что расчетный срок дожития Пенсионного фонда России (ПФР) для граждан после ухода на пенсию равен 19 годам, легко подсчитать, сколько наши граждане не доживают до этого расчетного рубежа. Поскольку мужчины пока еще могут уходить на пенсию в 60 лет, а женщины - в 55 лет, то мужчины не доживают до расчетного рубежа 7,6 года, а женщины – 2,6 года. Даже сейчас не доживают. Если пенсионный возраст поднять, то не доживать будут еще больше.


Стоит напомнить, что те, кто не дожил до расчетного срока, всю свою трудовую жизнь перечисляли средства на свои будущие пенсии. Поэтому было бы справедливо, чтобы те образующиеся в результате более раннего, чем расчетный, ухода из жизни остатки ПФР перечислял бы наследникам умершего. Но этого, как известно, не происходит, а накопленные средства остаются в бюджете государства.

Повышение пенсионного возраста в результате приведет к тому, что граждане будут вынуждены дольше на пять, восемь, а то и десять лет (пока неизвестно, на чем власти решат остановиться) перечислять зарабатываемые ими средства в пенсионный фонд, а по их смерти государство сможет изымать гораздо большие суммы их накоплений. Ведь никаких разговоров о том, чтобы возвращать эти накопления законным наследникам не идет. Фактически часть наследства умершего конфискуется государством, но почему-то сидящие в правительстве юристы да и депутаты всех присутствующих в законодательном органе партий об этом стараются не вспоминать, а то и вообще не задумываются.

Могут сказать, что у пенсионного фонда дефицит, который правительство «вынуждено» закрывать перечислениями из бюджета. Но тогда возникает очередной вопрос: кто виноват в том, что этот дефицит образовался? Граждане, вынужденные перечислять туда свои кровно заработанные, точно не виноваты. Остаются только два возможных кандидата – руководство пенсионного фонда и/или правительство. Более конкретно на этот вопрос, вероятно, должны ответить правоохранительные органы, но у них есть тоже гораздо более интересные и главное финансово емкие вопросы, чем какие-то пенсионные накопления отдельных граждан.

Они то преобразуются из милиции в полицию, то внутренние войска и прочие силовые ведомства становятся национальной гвардией. А на все эти преобразования ведь требуются бюджетные средства и к тому же немалые. Но это ведь не какие-то там образование, медицина или пенсии, тут надо смотреть масштабнее. Правда и здесь ничего своего придумать не смогли и попросту содрали  у американцев. У них есть, и нам надо. Правда в нашем конкретном случае возникает вполне логичный вопрос: а это гвардия какой нации? Страна-то у нас – многонациональная. Можно говорить о российском народе, как некоем объединении наций и народностей нашей страны, но как-то не припоминается, чтобы хоть кто-то из высокопоставленных военных или сотрудников силовых ведомств, преобразованных в эту самую национальную гвардию, открыто повторил слова А.В.Суворова: «Я – русский! Какой восторг!» Но мы несколько отвлеклись.

Если кто-то думает, что если правительство, подняв пенсионный возраст до 63 или 65 лет, на этом успокоится, то это откровенно наивные рассуждения. Это станет лишь первым шагом, за которым последуют следующие. И российские власти будут ссылаться на зарубежный опыт. Например, один из английских лордов в Великобритании тоже предложил решить проблему с нехваткой средств в пенсионом фонде за счет повышения пенсионного возраста до 70 лет. Если граждане России не отстоят свои права и позволят правительству в этот раз поднять пенсионный возраст, то оно на этом уже не остановится. Как известно, трудно сделать лишь первый шаг.

Однако здесь стоит вспомнить про клоунаду, организованную правящей партией под названием «праймериз». Дело идет к выборам. Совершенно очевидно, что нынешняя правящая партия сама осознала, что ни контролируемый ею высший законодательный, ни высший исполнительный органы власти не способны имеющимися у них силами решить стоящие перед страной и российским обществом задачи. Это можно охарактеризовать одним словом: дорулились. Проведенные ими предварительные выборы явились наглядным тому свидетельством. Влияют ли они на что-либо? Нет, поскольку решать, кто будет, а кто не будет участвовать в предстоящих осенью выборах, будут наверху, так что большая часть лиц из ныне правящей партии, которая может занять места в парламенте, и так известна. Если, конечно, свое слово на выборах не скажет народ, и не прокатит с треском эту «партию власти». В условиях снижающегося уровня жизни и возможного повышения пенсионного возраста это становится все более реальным.

В России живет 138 миллионов человек, и нет никаких сомнений, что среди них можно найти гораздо более компетентных в финансово-экономических вопросах людей, чем те, кто на протяжении многих лет занимает эти места сейчас.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 2

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

Serg 29.05.2016 в 11:23
и прямо тут справа ссылка на статью в НГ Неделя в экономике. «Денег нет, но вы держитесь» – эта фраза уже вошла в историю Ребята, ваше будущее в ваших же руках...
Кармер 30.05.2016 в 02:00
Не понял, на Мрот в Россеюшке можно прожить ?? Тут , даже на 15000 будешь выглядеть как узник Бухевальда. И эта сумма больше , что старой, что новой МРОТ !!