Воскресенье с Александром Лежавой: «О золоте для ювелирных украшений и инвестиций»

На страницах этого журнала уже говорилось о том, что окончание 2007 года стало своего рода водоразделом между тем, что было характерно для таких рынков драгоценных металлов как золото и серебро до кризиса, и тем, что стало после него. Отдельные моменты этого уже рассматривались, а одному мы уделим внимание на этот раз.

Речь пойдет об изменении отношения почтеннейшей публики к золоту. Если до конца 2007 года покупки желтого металла рассматривались главным образом как приобретение ювелирных украшений при медленно растущем и относительно небольшом инвестиционном спросе, то с 2008 года доля ювелирных изделий в общем объеме покупок золота начала существенным образом сокращаться, а инвестиционный спрос на золото стал активно расти.

В 2000 году на долю ювелирных украшений в мире приходилось 3817 тонн золота, тогда как на покупки слитков и монет – всего каких-то 156 тонн или 4% от объемов продаж золотых ювелирных украшений. С тех пор продажи ювелирных изделий из золота уменьшились до 2153 тонн в 2014 году, тогда как покупки участниками рынка слитков и монет выросли за тот же период до 1064 тонн или примерно до половины от объемов ювелирных продаж. За эти году покупки украшений сократились на 44%, а инвестиционные выросли в 6,8 раза. Стоит отметить, что 2014 год не был по покупкам монет и слитков каким-то рекордным годом в отличие от 2013-го, когда с этой целью было куплено 1765 тонн драгоценного металла.

Если смотреть на картину более усредненно, то покупки ювелирных украшений за период с 2000 по 2007 год включительно составили 21503 тонны, а слитков и монет – 2712 тонн. Соотношение покупок 89% против 11% в пользу ювелирных украшений. За период с 2008 по конец 2014 года победитель  хоть и не изменился, но существенно сбавил свое лидерство. На ювелирные украшения за эти годы пришлось 14375 тонн, а на инвестиционный спрос – 8436 тонн. Соотношение уменьшилось до 63% к 37%. Таким образом, если раньше на золотые слитки и монеты приходилось чуть более 10% от совокупного спроса населения на золото, то теперь эта доля составляет уже значительно более трети.


Рост инвестиционного спроса с 2712 до 8346 тонн (или в 3 раза) происходил на фоне общего снижения покупок золота с 24215 до 22811 тонн (или примерно на -6%) и гораздо более заметного уменьшения спроса на ювелирные украшения с 21503 до 14375 тонн (или на -33%). Несмотря на то, что по объемам продаж золота продолжают лидировать ювелирные украшения, не стоит забывать о том, что в Индии и целом ряде других азиатских стран золотые украшения рассматриваются прежде всего не как украшения, которые можно воткнуть в уши или повесить на шею, а как одна из форм богатства, отличающаяся от тех же слитков и монет лишь своей художественной формой.

Если в 2000 году на каждую унцию золота в виде инвестиций приходилось 25 унций золота в ювелирных украшениях, то теперь это соотношение сократилось до 1 к 2 или на порядок. По всей вероятности, по мере дальнейшего ухудшения финансово-экономической ситуации в мире, проблем на фондовом рынке и прежде всего в условиях падения покупательной способности бумажных валют и обесценивания прочих бумажных активов в недалеком будущем мы сможем увидеть, как покупки физического золота в целях сбережений превысят спрос на ювелирные украшения.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.