Воскресенье с Александром Лежавой: «О золоте, криптовалютах и банках»

криптовалюты и золото

Почтеннейшая публика, проявляющая интерес к ценам мировых рынков, может посчитать поведение золота, в частности, и драгоценных металлов, в целом, в этом году довольно скучным. Особенно, если сравнивать его с тем, что происходит на рынке криптовалют. Если же не обращать внимание на искусственный ажиотаж с этими электронными жетонами, то выясняется, что цена золота в этом году может продемонстрировать свой самый большой рост, начиная с 2011 года, когда рост составил 10%, и даже превзойти этот уровень.

Как оценивают более широкие специалисты по товарным рынкам, уже начался новый товарный суперцикл, при этом цены на биржевые товары, а золото и серебро также входят в эту группу, находятся на исторически низком уровне относительно других видов активов. Однако драгоценные металлы и прежде всего золото – это не вполне обычные товары. Прежде всего это твердые обеспеченные деньги, и они являются самыми опасными конкурентами бумажных необеспеченных валют, выпускаемых центральными банками.

Именно поэтому они и их коллеги из тесно связанных с ними транснациональных банков делают все возможное, чтобы цена золота оставалась на искусственно заниженном уровне и не начала свой резкий и тем более экспоненциальный рост. Когда что-то похожее начало происходить в 2011 году, банки и власти бросили все силы, чтобы остановить этот процесс. О причинах речь пойдет чуть ниже, но вначале стоит остановиться на том, почему биткойн и прочие криптовалюты не рассматриваются банками в качестве такой угрозы, как никому ненужный «варварский пережиток».

При всей своей кажущейся независимости от существующей финансовой системы криптовалюты фактически являются ее составной частью. Транзакции можно отследить, а на сами криптовалюты невозможно незаметно сделать какие-либо крупные покупки. К тому же это прямое нарушение действующего законодательства подавляющего большинства стран. Вывод крупных сумм с рынка криптовалют также надежно контролируется все теми же банками. Так что для них какой-то существенной угрозы нет. Владелец криптовалюты рано или поздно придет к ним. А вот с физическим золотом у банков сразу же возникают проблемы.

В отличие от других товаров золото обладает одной чрезвычайно характерной чертой, отличающей ее от зерна, нефти или меди. Чем выше на него становится цена, тем больше оно привлекает желающих купить его, тогда как с обычными товарами все обстоит с точностью до наоборот. Чем выше цена на золото, тем больше людей начинает уделять ему внимание и тем больше средств направляется на его покупку, еще больше повышая его цену и снижая интерес к самим валютам.

В практическом виде это выливается в своего рода набег вкладчиков на банк, снятие средств с его счетов и направление их на покупку драгоценного металла. Банки зарабатывают прибыль на том, что контролируют средства вкладчиков. Чем их больше, тем выше и прибыль, чем меньше, тем она ниже, а то и вместо прибыли получаются одни убытки. При этом банки ничего не зарабатывают, если вместо банковского вклада человек предпочел зарыть банку с золотыми монетами под любимым дубом или вишней.

В современных условиях клиентские депозиты необходимы банкам и для того, чтобы осуществлять контроль за движением капиталов, а также за их счет остаться на плаву в случае банкротства. Банки из инструмента развития экономики, которыми они в значительной части были в прошлом, все больше превращаются в финансовые тюрьмы, контролирующие своих клиентов и то, на что и в каких количествах этим клиентам будет разрешено потратить имеющиеся у них на банковских счетах средства.

Для того, чтобы не допустить массового изъятия средств со счетов и бегства вкладчиков из бумажной валюты в золото, банкам требуется представить драгоценный металл в качестве совершенно неинтересного для вложений актива. И криптовалюты предоставляют для этого прекрасную возможность.

Может возникнуть вопрос: почему тогда банки не могут опустить мировую цену золота до 1000, 500, 300 или менее американских дензнаков или евро? Проблема заключается в том, что в отличие от криптовалюты покупателю по его требованию необходимо поставить физический металл, запасы которого ограничены, и который необходимо откуда-то реально взять. Если с какими-то небольшими клиентами банки могут договориться и вместо поставки рассчитаться с ними большим количеством бумажной валюты, заплатив какую-то премию, то с некоторыми более крупными и серьезными клиентами и особенно странами такой номер уже не проходит.

Если, скажем, Россия или Китай купили на бирже миллион унций золота по 1300 ам.дензнаков за унцию, то они потратили 1,3 миллиарда. Если же цена 1200, то на те же 1,3 миллиарда фантиков можно купить уже на 80 тысяч унций больше, а если 1000, то уже потребуется поставить дополнительно 300 тысяч унций, а их физически необходимо найти и доставить контрагенту. Ведь в противном случае это означает банкротство контрагента-поставщика, будь то банк или биржа. Этого Запад допустить категорически не может, поскольку последствия этого могут оказаться еще более тяжелыми.

Поэтому процесс манипуляций рынком золота – это долгий, сложный и изматывающий процесс, который решается на самых высоких эшелонах финансовой и государственной власти. За это отвечает Банк международных расчетов, специально созданный прежде всего в этих целях, этот банк центральных банков, который координирует весь процесс и через подчиненные ему центральные банки транслирует торгующим золотом банкам, что они конкретно должны делать. Пока все относительно нормально банки могут спекулировать желтым металлом и получать прибыль, если же цена приближается к критическим уровням, то ее будут удерживать по приказу сверху вне зависимости от возможных затрат. Фантики можно нарисовать в любых количествах, главное, чтобы бумага не кончилась.

Однако главной проблемой всех этих манипуляций являются ограниченные запасы физического металла, и то, что в последние пару лет вновь началась фаза роста, говорит о том, что эти ресурсы постепенно истощаются, и у банковского картеля становится все меньше возможностей манипулировать этим рынком. А это означает, что на смену ажиотажу вокруг криптовалют может в недалеком времени прийти золотая лихорадка со всеми характерными для нее последствиями. Ведь в мире не было и нет другой такой заразительной лихорадки как золотая лихорадка, от которой нет никаких иных лекарств кроме физического золота.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.