Воскресенье с Александром Лежавой: «О золотом транзите»

Экономическая ситуация в Иране крайне непростая. Риал обесценивается быстрыми темпами, что вызывает справедливое недовольство местного населения. Но как и всегда, когда какая-то валюта начинает обесцениваться, сразу же начинаются поиски другой стабильной валюты или даже денег, на которые можно было бы опереться, чтобы не терять покупательную способность ранее заработанных средств. Аналогичные процессы идут и там.

Ярким показателем этого процесса является резкий рост объемов перевозок золота через стамбульский международный аэропорт им. Ататюрка. Основным пунктом назначения перевозимого драгоценного металла обозначен Дубай. Оттуда золото уже в более спокойном режиме может быть переправлено в Иран, не привлекая излишнего навязчивого внимания американцев и европейцев с их антииранскими санкциями.

Скачок объемов подобных грузоперевозок более чем значителен. Если еще в июле 2012 года этим путем в Дубай было доставлено золота всего на 7 миллионов американских дензнаков, то уже в августе объемы экспорта золота и изделий из него почти достигли отметки в 2 миллиарда. Всего в ОАЭ за один месяц было переправлено 36 тонн золота. Причем из всего общего количества, экспортированного в августе из Турции на 2,3 миллиарда этого товара, на металл в слитках и монетах приходится 2,1 миллиарда.

Санкции западных стран, практически парализовавшие расчеты Ирана в основных иностранных валютах, естественным образом подтолкнули его к использованию в своих расчетах с иностранными контрагентами абсолютных денег – физического золота. От него практически никто не отказывается даже в условиях войны, и оно вполне успешно позволяет обходить любые финансовые и иные санкции, кого бы то ни было. Например, в период войны с Британией за независимость США американские фермеры с удовольствием продавали свои товары британцам, расплачивавшимся за них в отличие от новоявленных революционеров золотом. Так что несмотря на прошедшие годы с его помощью Иран также может вполне успешно осуществлять свои международные расчеты вне зависимости от того, где произведены нужные ему товары и продукты.


Также золото обладает еще одним неоспоримым преимуществом по сравнению с любыми бумажными валютами. Любую валюту при желании можно отследить, в то время как золото полностью анонимно. Оно само по себе представляет ценность, и никого не волнует, где и как оно было произведено, добыто, или какими путями попало в руки конечного получателя. Оно представляет ценность само по себе. Причем совершенно не зависит от страны, где золото будет предъявлено в качестве оплаты.

Так и в этом случае невозможно однозначно сказать, кто является конечным получателем всего того золота, которое попадает в ОАЭ через Стамбул. Можно лишь предполагать, исходя из объемов операций, что в данном случае приобретателем этого золота в первую очередь является правительство Ирана. Такой окружной путь для золота был выбран, чтобы Турция не подпадала под европейские санкции, после поднявшейся в средствах массовой информации шумихи, да и иранцам совершенно не нужна излишняя огласка. Как известно, деньги любят тишину, и уж тем более тишину любит золото, как их абсолютная форма.

Пример с Ираном и золотом лишний раз показывает, что в условиях обострения политической ситуации только золото остается теми деньгами, на которые всегда можно купить необходимые товары, а оплата Муаммаром Каддафи своих сторонников золотом свидетельствует, что оно и в современных условиях обеспечивало полную поддержку и лояльность войск своему лидеру даже в условиях вооруженной борьбы с многократно превосходящими по силам противниками.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.