Воскресенье с Александром Лежавой: «Об индексах Банка России и его же официальных цифрах»

Эльвира Набиуллина

Марк Твен когда-то заметил, что «есть ложь, есть гнусная ложь, и есть статистика». Подход Йозефа Геббельса заключался в том, что часто повторяемая ложь становится правдой. Оба этих подхода в одинаковой мере в зависимости от того, что в данный конкретный момент выгоднее, любит использовать Банк России. К чему это всё? Да, всё к тому же. Когда необходимо приукрасить реальность, руководство центрального банка готово использовать любые фокусы, чтобы впечатлить почтеннейшую публику. Последним таким хитом сезона Банка России стал расчет индексов салата «Оливье» и «Селедки под шубой».

Глава ЦБ, выступая перед высоким собранием, гордо заявила, что, по подсчетам, сделанным в находящемся под ее руководством заведении, салат «Оливье» подорожал на 1,2% до примерно 312 рублей по сравнению с прошлогодним значением, а «Селедка под шубой» даже подешевела на 0,9% и стоит чуть более 150 рублей. И эти результаты лучше, чем официальная реальная годовая инфляция в 2,6%. При расчете индекса «Оливье» учитывались цены на майонез, консервированные огурцы, зеленый горошек, вареную колбасу, репчатый лук, морковь, яйца и картофель, при расчете стоимости «Селедки под шубой» — цены на соленую сельдь, свеклу, а также на всё те же, что и в «Оливье» картофель, морковь, яйца, майонез и репчатый лук.

Банк России объяснил выбор именно этих двух блюд тем, что это вроде как традиционные блюда к новогоднему столу. При этом он как-то проигнорировал то, что столь же традиционными на новогоднем столе можно считать шампанское и красную икру. Но эти продукты как-то сразу портят всю благолепную картину, нарисованную центральным банком. Цены на шампанское к Новому году вырастут на 15%, а на красную икру – так и вовсе вдвое, что сразу же заметно портит все рассчитанные выше показатели.

О цене черной икры – этой традиционной еде русских ямщиков при кровавом царском режиме - и ее нынешней (не)доступности для самых широких слоев населения и говорить не приходится, а ведь она была неотъемлемым компонентом того самого изначального салата «Оливье». В него входили 2 рябчика, телячий язык, четверть фунта паюсной икры, полфунта свежего салата, 25 штук отварных раков, полбанки пикулей, полбанки сои-кабуль, два свежих огурца, четверть фунта каперсов, 5 яиц вкрутую, а майонез для него готовился на французском уксусе из 2 яиц и 1 фунта прованского (оливкового) масла. Как-то по своему составу (о цене и ее изменениях за прошедший год вообще молчу) салатик несколько отличается от того, что предлагает Банк России.

Кто-то может сказать, какой смысл сравнивать то, что было когда-то, и то, что есть сейчас? Подобный вопрос имеет полное право на существование, поэтому имеет смысл обратить свое внимание на гораздо более скучный, но информативный по сравнению с салатными индексами документ того же Банка России под названием «Инфляционные ожидания и потребительские настроения населения» No10 от октября 2017 (http://cbr.ru/Collection/Collection/File/2525/Infl_exp_17-10.pdf).

Из него можно узнать, что 63% опрошенных Банком России наших сограждан считают, что цены на продукты питания, непродовольственные товары и услуги выросли очень сильно (24%) или умеренно (39%). Еще 17% оценивают рост как незначительный, что в итоге дает 80% заметивших рост цен. При этом 65% считают, что цены и в ноябре продолжат свой рост. Рост цен за предыдущие 12 месяцев отметили 92% опрошенных, а 83% полагают, что в следующем году цены продолжат свой рост. Доля тех, кто считает, что цены за год выросли на 50%, в октябре составила 2,3%. Это меньше по сравнению с октябрем 2016 года (4,5%), но больше по сравнению с сентябрем этого года (1,4%). Тех, кто считает, что инфляция по итогам текущего года будет заметно выше, чем 4% в год, насчитывается 56%. При этом 47% полагает, что и через три года инфляция будет превышать этот уровень.

Что касается материального положения опрошенных, то 56% полагает, что оно не изменилось, тогда как у 31% оно ухудшилось. При этом 20% надеется, что оно улучшится, а 18% опасается, что ухудшится, тогда как 45% полагают, что не изменится. В то же время по сравнению с сентябрем текущего года выросло число тех, у кого выросли семейные расходы (с 14% до 17%), и тех, кто потерял работу или стал меньше зарабатывать (с 13 до 14%). Основные крупные расходы приходятся на ремонт жилья, лечение и образование, тогда как 61% не планирует никаких крупных трат, при этом в первую очередь с целью экономии люди отказываются от поездок на отдых и ремонта жилья.

Наибольший рост цен отмечен по мясу и птице, рыбе и морепродуктам, ЖКХ, сыру и колбасам, молоку и лекарствам. В то же время с точки зрения отказов от текущих покупок лидируют мясо и птица, рыба и морепродукты, сыр и колбасы, одежда и обувь, а также фрукты и овощи.

С точки зрения сбережений 21% полагает, что сейчас для этого хорошее время, тогда как иначе считают 44%. В то же время 53% настроены сберегать свободные средства, а тратить на дорогостоящие покупки – 33%. Однако эти настроения расходятся с реальностью, поскольку 72% не смогли сделать в октябре никаких сбережений, а у 64% их нет вообще. Это самое большое значение с февраля 2015 года. Также максимального значения (41%) достигла доля тех, у кого есть требующие выплат кредиты, причем их количество стабильно растет на протяжении трех последних месяцев.

Однако это взгляды и настроения населения. Данные Банка России показывают, что на 01.11.2017 она составила 12,8632 трлн. рублей. На 01.01.2017 года она равнялась 11,8827 трлн. рублей. За прошедшие десять месяцев она выросла на 0,98 трлн. рублей или на 8,25%. Поскольку инфляция является прежде всего монетарным явлением, связанным с увеличением денежной массы, находящейся в обращении, указанная в официальной публикации величина как-то несколько расходится с официально озвученными главой Банка России значениями.

Впереди выборы, и властным структурам, включая Банк России, требуется рассказывать электорату, какие они молодцы, и как заботятся о народе. Вот только реальные цифры упрямо не хотят с этим соглашаться. Поскольку мы начали с цитат, то и закончить свою заметку хотелось бы, процитировав одну восточную мудрость, которая гласит: «Сколько ни говори «хурма, хурма», во рту от этого слаще не становится».

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.