Воскресенье с Александром Лежавой: «Об одной унции золота»

На страницах этого журнала часто говорится о золоте, в том числе о его роли в качестве твердых обеспеченных денег и о том, что оно представляет собой для обычных людей наилучший возможный инструмент для долгосрочных сбережений. Иногда стоит вернуться к истокам и более внимательно посмотреть на то, что для ее владельца в современных условиях представляет из себя одна унция золота. Поскольку унция желтого металла сама по себе неизменна в отличие от российского рубля или какой-то иной валюты на протяжении неопределенно долгого времени, это дает отличные возможности для сравнения настоящего и прошлого.

Поскольку биржевые курсы валют и драгоценных металлов постоянно колеблются, для простоты сравнения примем текущую (на момент написания данной заметки) мировую цену унции золота за 1250 американских дензнаков, а курс российской валюты в 60 рублей за 1 американский дензнак. Отклонение в 2 – 3 рубля или 10 – 20 американских дензнаков в ту или иную сторону принципиально картину не меняют. Итак, в рассматриваемом нами случае унция (31,1 грамм) золота стоит 75 тысяч рублей. Сразу же возникает вопрос: это много или мало? Попробуем ответить на этот вопрос с позиций доходов и расходов обычных людей.

Средняя заработная плата в России в 2016 году составила 36,2 тысячи рублей. Это примерно половина унции золота. Если в семье работают оба взрослых, то унция золота – это средний доход российской семьи в месяц. По крайней мере, так говорит статистика. Говоря о зарплате, стоит отметить одну крайне интересную деталь. По идее, заработная плата должна отражать производительность труда. Если она растет, то должна расти и заработная плата, и наоборот. Но вот, что интересно. Перед Первой мировой войной в 1913 году средняя зарплата в России достигла отметки в 40 рублей в месяц. Это четыре золотых николаевских десятирублевки, в совокупности содержавшие фактически ту же самую унцию золота.

Таким образом, на текущий исторический момент средняя по стране заработная плата российских трудящихся вдвое ниже той, которая была при «кровавом» и «антинародном» царском режиме. В Москве средняя зарплата заметно выше, чем в среднем по России, и в 2016 году достигла почти 66,9 тысяч рублей, но и она еще довольно много не дотягивает до средней зарплаты царских времен. Можно много, долго и красиво рассуждать о том, как хорошо работает нынешнее российское правительство, но гораздо лучше об этом свидетельствует заработная плата, когда она выражена в твердых и обеспеченных деньгах.

С точки же зрения расходов семьи, унции золота вполне хватает для вполне комфортной, хотя и без особых изысков, жизни даже в российской столице. В этой связи довольно интересным становится вопрос, связанный с выплатами пенсий российским пенсионным фондом и уровнем жизни на пенсии будущих пенсионеров. Величина средней пенсии по России на 2017 год оценивается в 13,7 тысяч рублей, поэтому можно допустить ее округление до 14 тысяч рублей. Это без малого одна пятая унции золота или от трети до 40% от нынешней величины средней заработной платы работающего.

Совершенно очевидно, что самой выплачиваемой государством пенсии будет совершенно недостаточно для сохранения существовавшего уровня жизни после выхода человека на пенсию. Для того, чтобы его сохранить, человек оказывается вынужден либо продолжать свою трудовую деятельность и после достижения пенсионного возраста, либо надеяться на финансовую помощь детей или близких, либо рассчитывать на свои сбережения, если ему или ей удалось накопить и сберечь хоть что-то в период своей трудовой деятельности. Возможна и какая-то комбинация всех этих вариантов.


Если человек рассчитывает только на свои силы и не планирует работать по достижении пенсионного возраста, то он может прикинуть, сколько ему может потребоваться финансовых средств для того, чтобы сохранить устраивающий его уровень жизни. Это несомненно индивидуальная и исключительно личная тема. Тем не менее, поскольку как процесс формирования собственных пенсионных накоплений, так и их расходования представляют собой длительные промежутки времени (накопление – примерно 35 – 40 лет, расходование – примерно 20 лет (это на год больше, чем рассчитывает дожитие пенсионный фонд)), за это время может случиться многое. Единственным надежным инструментом сбережений в таких условиях остаются твердые обеспеченные деньги – золото.

Исходя из того, что ежемесячные расходы могут составлять от половины до одной унции золота в месяц при отсутствии других денежных поступлений, поскольку надеяться на государство – дело рискованное, можно прикинуть, что для вполне комфортной в финансовом плане жизни после окончания трудовой деятельности может понадобиться от 120 до 240 унций золота. Это означает, что за год работы семье нужно накапливать от 3 до 6 унций драгоценного металла. Казалось бы, не так уж и много. При высоком уровне доходов семьи это вполне достижимо. Но, если исходить из средней зарплаты по стране, получается, что работающей семье необходимо сберегать в золоте от четверти до половины своего годового дохода.

В то же время в мире много разных соблазнов. Хороший компьютер можно купить за 1 унцию золота, автомобиль - за 5 – 20 унций, а квартиру - примерно за 50 – 100 унций. Их отличие от кусочка желтого металла лишь в том, что он остается неизменным и сохраняет свою покупательную способность на десятилетия и века, тогда как компьютеры, машины, квартиры изнашиваются морально и физически и неизбежно со временем теряют свою стоимость. К тому же за многое из этого необходимо еще и платить в процессе их использования. Об этом стоит помнить, когда возникает вопрос о том, потратить ли появившиеся свободные средства на что-то не такое уж и нужное или отложить в свой личный, не зависящий от государства пенсионный фонд.

В завершение заметки стоит сделать еще одно небольшое замечание. С учетом того, что мировая цена золота в обозримой перспективе продолжит свой рост, в будущем может потребоваться меньше желтого металла, чтобы поддерживать существующий уровень жизни. Проблема заключается лишь в том, что и на его покупку также потребуется существенно больше бумажной валюты, чем сейчас. С учетом этого, чем раньше начнут формироваться подобные долгосрочные сбережения, тем меньше на них может быть потрачено ресурсов, и тем большей может оказаться в итоге выгода, полученная от этого дальновидного шага.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.