Воскресенье с Александром Лежавой: «Об опросах общественного мнения, общественном сомнении и драгоценных металлах»

золотые монеты

Текущая обстановка все больше напоминает старый анекдот, когда встречаются два приятеля, беседуют о том, что жизнь состоит из черных и белых полос, и один другому говорит: «Я думал, что у меня в жизни была черная полоса, а оказалось, что она была белая.» Представляется, что этот анекдот вполне отражает результаты свежего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) о худших временах: прошли ли они, имеют место сейчас или только будут. 31% респондентов считают, что прошли, 21% полагает, что мы в них живем, а 41% не испытывает иллюзий и ожидает их в будущем. Забавно то, что в соответствии со схожим октябрьским опросом фонда «Общественное мнение», 44% респондентов считают, что их жизнь не изменится, 36% надеются на то, что станет лучше, и всего 8% думают, что она ухудшится. Как говорится, почувствуйте разницу.

Как в свое время писал классик: «Есть ложь, есть гнусная ложь, а есть статистика.» Аналогично стоит относиться и к подобным опросам, результаты которых зависят от постановки и формулировки задаваемых вопросов, и, что важнее, кто заказывает опрос, и какой результат требуется заказчику.

В какой-то степени подобные результаты двух различных опросов напоминают и противостояние в денежной сфере. Сторонники твердых обеспеченных денег, которыми исторически были физическое золото и серебро, уверены в том, что их цена существенно вырастет относительно бумажных необеспеченных валют, их противники настаивают на том, что она резко снизится. Одни считают, что цена унции золота в любые выходные может быть переоценена до 10000 американских дензнаков, а то и больше, другие, по большей части представляющие собой за хорошее вознаграждение интересы центральных и транснациональных банков, убеждают почтеннейшую публику, что золото неизбежно обесценится до 700 американских дензнаков за унцию.

Пока же после завершения праздников в Китае цена унции золота вновь находится чуть выше отметки в 1300 американских дензнаков и демонстрирует все признаки того, что она продолжит свой рост. Этому может несколько помешать локальное по времени заметное укрепление американской валюты, если оно все-таки в ближайшие пару месяцев произойдет, но принципиально картину это не изменит. График поведения мировой цены желтого металла продолжает рисовать фигуру, известную в техническом анализе как «перевернутая голова и плечи», а это означает лишь одно: даже без заметных возможных потрясений цена золота будет в общей перспективе расти. Есть лишь одна специфическая деталь. Эта фигура сформировалась на протяжении шести последних лет, что может свидетельствовать о предстоящем не менее долголетнем периоде роста мировой цены драгоценного металла.

Другим косвенным подтверждением такой возможности является и то, что розничный спрос на монеты из драгоценных металлов в США и биржевой «индикатор страха» VIX упали до минимальных значений за последние десять лет или до уровней 2007 года, предшествовавших острой фазе глобального финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008 году. Что последовало за этим, хорошо известно. Разница заключается лишь в том, что сейчас масштабы накопленных глобальной экономикой проблем стали несравнимо больше по сравнению с тем, что было десять лет назад.

Однако мир клином на американском внутреннем рынке драгоценных металлов не сошелся, и растущие поставки золота, например, австралийским Монетным двором в Перте демонстрируют то, что спрос на наиболее надежный из всех защитных активов – физическое золото – остается на высоком уровне. Его реальный уровень определить невозможно, но то, что по всему миру еженедельно ловят массу контрабандистов, перевозящих драгоценный металл, является подтверждением того, что спрос на желтый металл велик. Обычно крупнейшими покупателями физических драгоценных металлов всегда считались Китай и Индия, но недавно неожиданно выяснилось, что больше всех золота на душу населения в последнее время приобретают жители Германии.

Если бы все в мире было хорошо, то спрос на физические драгоценные металлы – золото и серебро – вряд ли был бы велик, а свободные средства использовались бы их владельцами несколько иначе. Рост спроса же демонстрирует то, что население в мире все менее уверено в светлом будущем в недалекой перспективе и предпринимает реальные шаги по защите своих сбережений. В этом они вполне сходятся во взглядах с теми 62% опрошенных ВЦИОМ, о которых шла речь в начале этой заметки. В подобных условиях эти люди представляют собой потенциальных участников рынка драгоценных металлов, поскольку именно твердые обеспеченные деньги во все времена и особенно в неспокойные были самым надежным инструментом защиты благосостояния людей. Их приход на этот рынок может занять определенное время, но то, что растущее число российских граждан обращает свое внимание на драгоценные металлы как инструмент сбережений, является позитивным моментом для создания определенной уверенности на будущее. Рост числа таких людей с 5% населения до 13% или более чем в 2,5 раза за несколько последних лет является позитивным моментом как для них самих, так и для всего рынка драгоценных металлов.

Что же касается цен драгоценных металлов в необеспеченных бумажных валютах, то стоит помнить, что покупательная способность любой валюты, что бумажной, что криптовалюты, неизбежно стремится к ее истинному пределу – нулю, и в этом заключается ее принципиальное отличие от твердых обеспеченных денег – физического золота и серебра, которыми человечество пользовалось на протяжении тысячелетий.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.