Воскресенье с Александром Лежавой: «Первые последствия демонетизации»

Последствия проведенной 8 ноября в Индии демонетизации, в результате которой самые ходовые банкноты в 500 и 1000 рупий были выведены из обращения, начинают все активнее проявляться в экономике страны. Довольно интересно посмотреть, кто оказался в выигрыше от действий властей, а кто начинает заметно проигрывать.

Сначала стоит сказать несколько слов о тех, кто оказался в выигрыше. Просто потому, что таких подавляющее меньшинство. Это различные компании, предлагающие своим клиентам разнообразные электронные кошельки. Если объемы безналичных расчетов с помощью различных дебетовых карт, выпущенных банками, за рассматриваемый период выросли на 300 – 400%, то крупнейшая система электронных кошельков Paytm установила рекорд в 5 миллионов транзакций, и после 8 ноября к ней ежедневно подключалось в среднем по 40 тысяч торговцев. Объемы расчетов ее конкурента MobiKwik за это же время выросли на 7500%, а облегченная версия ее приложения была скачана 2 миллиона раз всего лишь за два дня после ее запуска. Однако при этом стоит учитывать, что население Индии превышает 1,3 миллиарда человек.

Что же касается проигравших, то их оказалось гораздо больше. Прежде всего, это те же самые пользователи банковских пластиковых карточек. Резкий скачок в использовании безналичных расчетов привел к тому, что существующая компьютерная инфраструктура оказалась неспособна справиться с этим. Большое количество запросов на проведение транзакций вызвало ее перегрузку, в результате чего-либо идут отказы в авторизации сделок, и пользователи вместо покупки товаров и услуг могут рассматривать, а могут и грызть свою пластиковую карточку, либо карточку приходится вставлять несколько раз для того, чтобы транзакция была одобрена. Это подрывает не только и так небольшое доверие к безналичным расчетам новых пользователей, но и доверие тех, кто пользовался пластиком уже сравнительно давно.

Другим минусом для пользователей стало и то, что сразу же выросли комиссии за проведение безналичных расчетов, а торговые точки отказываются принимать пластик, когда сумма платежа оказывается меньше определенной (от 70 до 250 рупий), поскольку в этом случае торговец вынужден сам доплачивать банку за проведение операции. Также многие торговцы сами настаивают на 2% дополнительной комиссии к цене продаваемого товара при безналичных расчетах. Это происходит несмотря на требования центральной власти, чтобы подобные комиссии не взимались до 31 декабря 2016 года. Дополнительной статьей расходов для торговцев стала и необходимость покупать платежные терминалы, которые стоят несколько десятков тысяч рупий.

Что же касается банков, то, казалось бы, приток наличных должен был бы восприниматься банками как позитивное для них событие. Однако и здесь все далеко не так хорошо, как может показаться на первый взгляд. Причем и для банков, и для клиентов. Во-первых, Резервный банк Индии основное свое внимание уделяет крупным банкам и подкрепляет наличными прежде всего их в ущерб средним и мелким банкам. Последние вполне справедливо опасаются, что это может ухудшить или вовсе подорвать к ним доверие со стороны их клиентов.

Во-вторых, центральный банк объявил, что все поступившие после 8 ноября средства в обязательном порядке подпадают под резервирование. Даже если затем клиентами будут изъяты 85% поступивших средств, то на банковских счетах дополнительно останется 1,94 триллиона рупий, из которых им придется держать на счетах в центральном банке 481 миллиард рупий, не приносящих доходов.

В-третьих, поступившие в результате демонетизации на банковские счета средства для того, чтобы они приносили доход, необходимо где-то размещать, например, в те же кредиты. Но, с одной стороны, совершенно непонятно, сколько средств останется на счетах в виде долгосрочных остатков, а, с другой, быстро разместить такую массу средств, чтобы они работали эффективно, а не превратились в невозвратные кредиты, невозможно. К тому же у эффективно работающих предприятий есть достаточно свободных средств, которые они не используют. В то же время демонетизация вызвала падение экономической активности, а вместе с ней упал и спрос на кредиты. Процентные расходы по привлеченным средствам у банков остались, а вот с дополнительными доходами как-то особо не получается.


В-четвертых, приток средств на счета привел к тому, что банки начали снижать процентные ставки. Это наносит прямой удар по сбережениям вкладчиков. Ожидалось, что Резервный банк Индии также снизит ключевую процентную ставку, чтобы стимулировать потребление после проведенной демонетизации, но этого не произошло. Результатом стало падение акций индийских компаний, как в банковском, так и в промышленном секторе.

Отсутствие наличных начало сказываться на функционировании крупных предприятий. Особенно это касается тех, кто закупает сырье у местных фермеров. Поскольку лишь 10 – 12% крестьян согласны, чтобы за отгружаемую ими продукцию с ними рассчитывались безналичным путем, перерабатывающие их продукцию предприятия, израсходовав имевшиеся запасы, остаются без сырья. Ответом становятся массовые увольнения рабочих. Первой такой ласточкой стало производящее джутовые мешки предприятие в Западной Бенгалии. В понедельник 5 декабря 2500 рабочих были отправлены в неоплачиваемый простой на неопределенный срок, поскольку в условиях отсутствия достаточного количества наличных руководство предприятия не смогло закупить необходимое сырье. Фермеры требуют рассчитываться с ними наличными, поскольку посевной материал, топливо и удобрения они также покупают за наличные.

Истинные последствия демонетизации 86% наличных только начинают проявляться в полной мере, и оценки властей, что темпы роста индийской экономики могут снизиться на 1-2% с 7% до 5%, могут в итоге оказаться излишне оптимистическими, ведь массовые увольнения и разрыв экономических связей не способствуют стабильности и социальному спокойствию в стране.  Над ее гражданами поставлен крупнейший социально-экономический эксперимент современности, и население других стран может извлечь для себя уроки того, как там будут развиваться события, и какие последствия они могут иметь для каждого. Ведь, если индийский эксперимент будет сочтен успешным, то его можно будет повторить в любой другой стране. Мы же продолжим внимательно наблюдать за его ходом.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 1

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

romantic 13.12.2016 в 09:17
Крупнейший эксперимент был поставлен на жителях СССР, которым не просто пришлось положить крупные купюры на депозит и рассчитываться карточками, а потерять все свои рублёвые сбережения. По сравнению с крахом советского рубля происходящее в Индии - детский сад.