Воскресенье с Александром Лежавой: «По подозрению в желании»

ABLV

Одной из довольно широко освещаемых тем последних дней стал скандал, разразившийся вокруг одного из крупнейших латвийских банков, ABLV, известного до 2011 года как «Aizkraukles banka». В 2013 году журнал «Euromoney» назвал ABLV лучшим банком Латвии, а 24 февраля текущего года Европейский центральный банк заявил, что обвиненный ранее американцами в отмывании денег ABLV будет ликвидирован в соответствии с законами Латвии.

С момента (12.02.2018) появившейся публикации Бюро министерства финансов США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) до момента ликвидации младшими партнерами американцев второго по величине своих активов латвийского банка не прошло и двух недель.

Сам документ, представленный FinCEN, на который ссылаются многие публикации, но который, судя по всему, мало кто из их авторов читал, может произвести на подлинных знатоков бюрократического стиля поистине неизгладимое впечатление, и кое-какие пассажи стоит привести полностью, чтобы оценить всю глубину обвинений, подтолкнувших ЕЦБ пустить это заведение под нож:

«FinCEN располагает разумными основаниями верить, что исполнительное руководство, акционеры и сотрудники ABLV узаконили отмывание денег как основу деловой практики банка.»

«ABLV предлагает банковские, инвестиционные и консультационные услуги. ABLV в настоящее время не имеет прямых корреспондентских счетов в американских банках, но вместо этого имеет доступ к американской банковской системе через корреспондентские отношения с другими иностранными финансовыми институтами в долларах США. Те иностранные финансовые институты, в свою очередь, располагают прямыми корреспондентскими счетами в США.»

«FinCEN расценивает, что ABLV использовался, чтобы облегчить отмывание денег, незаконные финансовые схемы и иную незаконную деятельность, осуществлявшуюся его клиентами или иными незаконными субъектами, включая субъектов, связанных с транснациональной организованной преступностью, получением Северной Кореей или экспортом баллистических ракет, уклонения от санкций и широкомасштабной коррупцией.

С учетом того, какую угрозу такая деятельность представляет для национальной безопасности, FinCEN полагает, что введение запрета, согласно пятой специальной мере, будет достаточно и необходимо, чтобы воспрепятствовать дальнейшему доступу ABLV к финансовой системе США. … Хотя американские финансовые институты заранее прекратили прямые корреспондентские отношения с ABLV, многие финансовые институты США продолжают обслуживать транзакции для и по поручению ABLV посредством непрямых корреспондентских отношений. Эта акция, если будет осуществлена, разорвала бы прямой или иной доступ ABLV к американским корреспондентским счетам.»

«Хотя ABLV является крупным банком среди латвийских финансовых институтов, он не велик по международным стандартам и не является крупным участником в международной платежной системе.»

«Хотя на американские финансовые институты может лечь небольшая дополнительная нагрузка по проведению проверок иностранных держателей корреспондентских счетов и их уведомлении о запрете, FinCEN полагает, что такая нагрузка, вероятно, будет минимальной, с учетом угроз, представляемых узакониванием ABLV отмывания денег.»

«…FinCEN также учитывала степень, до которой это действие [запрет] могло бы оказать влияние на законную деловую активность ABLV, и приходит к выводу, что необходимость защитить финансовую систему США от ABLV, банка, способствующего незаконной финансовой деятельности, серьезно перевешивает любое такое воздействие.»

«Введение запрета для указанных финансовых институтов на ведение корреспондентского счета для ABLV и предотвращение непрямого доступа ABLV к американским корреспондентским счетам усилит национальную безопасность. Предлагаемая акция служит в качестве меры по недопущению незаконных субъектов к американской финансовой системе. Это укрепит национальную безопасность США и цели их внешней политики по предотвращению уклонения от санкций и проведения через финансовую систему США иной незаконной финансовой деятельности. Введение запрета, согласно пятой специальной мере, также дополнило бы всемирные усилия правительства США по выявлению и нарушению международного отмывания денег.»

«В качестве примера, демонстрирующего неспособность ABLV снизить эти риски, ABLV получил значительную сумму средств от находящегося в России банка соответствующим незаконному переводу активов образом. FinCEN оценивает, что ABLV следовало знать, что подставные компании, получающие средства российского банка на свои счета в ABLV были связаны с конечными бенефициарами находящегося в России банка. Такое действие является характерной чертой вывода активов.»

В общем, сплошные «полагаем», «предполагаем», «верим», «считаем»… и никаких конкретных доказательств. И несомненно мелкий банчишка с четырьмя миллиардами активов, у которого даже нет прямых корреспондентских счетов в американских банках, это реальная угроза национальной безопасности США. Вполне в духе поцарапанных WADA-й пробирок. Пара приведенных конкретных примеров в тексте этого испеченного американским министерством финансов шедевра относится к Молдавии и Украине 2014 года, да и они в свете всего документа вызывают массу вопросов в их достоверности, больше напоминая пробирку с якобы отравляющими веществами, которой в Совете безопасности ООН тряс американец Пауэлл.


Однако всего этого было вполне достаточно, чтобы ЕЦБ, младший партнер большого брата, тут же взял под козырек и пустил в распыл один из ведущих латвийских банков, главной виной которого было не какое-то там отмывание денег (по своим масштабам он ни в коей мере не способен сравниться с занимающимися этим на промышленной основе американскими и западноевропейскими банками), а то, что он позволил себе активно работать со странами СНГ и Россией.

Следствием этого стало то, что бывшие иностранные клиенты ABLV, вынужденные в связи с остановкой его деятельности искать другие банки, в которых они могли бы открыть счета, столкнулись с серьезной проблемой: другие прибалтийские банки, пока еще функционирующие, отказываются открывать им счета. Никто не хочет оказаться следующей жертвой топора Дяди Сэма. Что-то подсказывает, что это их не спасет, и участь местных банков прибалтийских государств уже решена, ведь обвинить в отмывании денежных средств можно кого угодно.

Поэтому не стоит воспринимать ликвидацию ABLV как некую борьбу американцев за чистоту рядов (Заявление, что ABLV - это угроза национальной безопасности и финансовой системе США, вызывает откровенный смех.), банк просто стал очередной жертвой финансовой войны – элементом гибридной войны, которую США не на словах, а на деле ведут против России. (То же самое в полной мере относится и к спорту)

Этот прецедент с ABLV чрезвычайно интересен и показателен с разных точек зрения. Он наглядно продемонстрировал, что в современном мире, даже на считающимся вроде бы как цивилизованным Западе, доказательств чьей-либо вины уже не требуется. Достаточно выбрать себе какую-либо цель, «заподозрить в желании» и обвинить ее в этом. На этом можно ставить точку, поскольку обвинения для обвиняющего вполне достаточно для признания вины обвиняемого.

Это делает потенциальной жертвой такого подхода любого человека, организацию или страну без какого-либо исключения. В том числе их зарубежную собственность и находящиеся в рамках современной финансовой системы сбережения, которые могут быть заморожены или конфискованы в любой момент на основании все того же «подозрения в желании». Если посмотреть на это шире, то в полной мере это относится не только к счетам граждан или компаний, но и счетам государств и их вложениям в иностранные ценные бумаги. У России только американских казначейских облигаций, которые могут быть произвольно заморожены или конфискованы, больше чем на 100 миллиардов американских дензнаков. То же самое относится и к находящейся на руках у населения наличной иностранной валюте.

И такое положение, и связанные с этим риски будут сохраняться до тех пор, пока американская бумажная необеспеченная валюта, а не твердые обеспеченные и наднациональные деньги, будет выполнять роль и мировой резервной валюты. Какие-либо СДР или им подобные продукты, включая криптовалюты, выпускаемые Всемирным банком, Международным валютным фондом или какой-то иной находящейся под полным американским контролем лавочкой ситуацию не изменят. Это может быть возможно лишь при одном условии, когда необеспеченная валюта будет заменена твердыми обеспеченными деньгами, в роли которых исторически использовались физические драгоценные металлы – золото и серебро.

С учетом роста нестабильности в мире и повышения уровня разнообразных рисков только находящиеся под реальным контролем физических лиц, организаций и государств деньги – физическое золото и серебро - являются единственным надежным способом защиты сбережений от возможных замораживаний, арестов и конфискаций со стороны властей или третьих лиц. В ином случае любой человек (организация или страна тем более), как и ABLV, может быть объявлен угрозой национальной безопасности США (Евросоюза, Великобритании… и далее по списку), на его или ее счета будет наложен арест, а имущество конфисковано.

В общем, пользуйтесь современной банковской системой как можно больше, и вас будет ждать масса все более неприятных сюрпризов, но зато какой интересной и насыщенной будет ваша жизнь, и вы сможете всегда гордиться тем, что вас постоянно «подозревают в желании».

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.