Воскресенье с Александром Лежавой: «Месье, же не манж па сис жур.»

российские школьники

Обычно мои заметки посвящены вопросам экономики, финансов, сбережений и тому подобным темам, но в этой мне хотелось бы поговорить о современном российском образовании. Поводом к этому стал случай. Ребенок одного из моих друзей вместе еще с примерно полутора сотнями наших юных дарований сдавал тестирование при поступлении на подготовительные курсы в Московский государственный университет. В этом не было бы ничего особенного, если бы не результаты того, как далеко не худшие представители российского подрастающего поколения сдали это тестирование. Признаюсь, лично меня они потрясли до глубины души. Из нескольких страниц результатов тестирования для нашего рассмотрения была взята лишь самая первая, поскольку в последующих картина по большому счету от нее ничем не отличается.

Итак, вначале об условиях тестирования. Поступающие сдавали тесты по русскому и английскому языку и математике. Тест по русскому языку оценивался в 20 баллов, а при каждой ошибке вычитался 1 балл. Десять задач по математике оценивались в 20 баллов, при этом каждая задача равнялась 2 баллам, а 100 заданий по английскому языку составляли 100 баллов, и при каждой ошибке вычитался 1 балл. В качестве теста по русскому языку был текст на 2/3 страницы формата А4, в котором надо было исправить имевшиеся там ошибки.

Сначала о, так сказать, позитивном. Математику в школе у нас пока еще как-то преподают. Были даже ребята, которые выполняли предложенные задания без ошибок. Это плюс. Возможно, в этой области знаний еще не все потеряно. В то же время средний уровень знаний по математике в рассматриваемой группе находится на уровне 11,78 балла или чуть-чуть выше среднего значения. Если вспомнить традиционную шкалу отметок советской школы, то тот 1 балл равен 4 баллам этого тестирования. Получается, что средний уровень знаний математики наших школьников, стремящихся поступить на подготовительные курсы в МГУ, находится на уровне советской «тройки с минусом».

Знания английского языка среди тех, кто сдавал данный тест, в среднем даже еще чуть лучше. Это 59 баллов из 100 (или почти советская «тройка»), хотя до полной «пятерки» результат ни у кого не дотягивал. От силы были «четверки с минусом».

Что же касается знания русского языка нашими школьниками, а по ним можно сделать вполне логичный вывод об уровне его преподавания в школах, то это - даже не беда… Это - настоящая катастрофа. Из 37 человек, сдававших этот тест, у 21 был результат, превысивший нулевую отметку. Лишь два человека из этого списка набрали 14 баллов, тогда как наихудший результат составил -26 баллов. Да, да. За каждую допущенную ошибку списывался 1 балл, что означает, что на 2/3 страницы русского текста было допущено 46 ошибок. Возможно, кто-то скажет, что это исключение из правил, но как быть с остальными 15 поступающими, продемонстрировавшими либо нулевой, либо отрицательный результат? Для оценки их подготовки в советской школе отметок просто не было.

Конечно, преподавание русского языка в российской школе еще не дошло уровня, когда в слове «ещё» делают четыре ошибки, но исходя из того, как обстоят и развиваются дела, совершенству нет предела, и такие результаты – это всего лишь дело ближайшего будущего.

Итог этого прост и откровенно печален. Знания русского языка у более чем 40% российских школьников (по результатам проведенного тестирования) находятся не то что на нулевом, а на глубоко отрицательном уровне. В результате у всей рассмотренной группы средний уровень знаний русского языка составляет 2,1 балла этого теста или «1 с минусом» по старой советской шкале.

Результаты этого тестирования дают обильную пищу для размышлений. О том, что за прошедшие годы российское образование резко деградировало, не говорит, пожалуй, только ленивый. Однако, если разговоры на эту тему зачастую носят эмоциональный (качественный) характер, то количественные (на цифрах) результаты лично автору данной заметки не попадались ни разу. Их видят преподаватели высших учебных заведений, но на глаза широкой публики они обычно не попадают.

Какие можно сделать выводы из этих количественных результатов помимо темы полной деградации системы среднего образования? В первую очередь, это вывод о том, что английский язык российские школьники знают лучше, чем родной. Возможно, результаты были бы несколько иными, если бы все сдававшие русский сдавали бы одновременно и английский, но имеем то, что имеем. Английский будущие абитуриенты с грехом пополам знают «на троечку», русский не знают совсем. Это еще более важный вывод, который можно сделать из проведенного теста. И это представляется не просто печальным явлением, это – настоящая трагедия.


Родной язык и его знание являются важнейшими элементами, определяющими народ и нацию. И когда даже лучшие представители подрастающего поколения (вряд ли в МГУ будет пытаться поступать кто-то другой) его не знают, то что тогда говорить обо всех остальных?

За прошедшие годы система среднего образования была «реформирована» так, чтобы оторвать подрастающую молодежь нашей страны от своих корней и традиций, чтобы она забыла, в какой стране она живет, и неотрывной частью чего она является.

Бывший министр образования, внесший свой гигантский вклад в развал системы образования, действовавшей в Советском Союзе, а ныне советник президента по этим вопросам, не скрывал, что главной задачей, стоявшей перед ним, было реформировать систему образования так, чтобы она воспитывала потребителя - раба покупок. О том, чтобы она давала какие-то знания, речи не было. Знания для рабов не только не нужны, они – откровенно вредны. Главное, чтобы рабы были здоровыми и сильными, поэтому основной упор в школах стали делать на физкультуру.

Другим не менее важным направлением, о котором бывший министр не распространялся, являлось и, судя по всему, остается до сих пор воспитание в подрастающем поколении не столько патриотизма и любви к своей стране, сколько слоя тех, кого обычно называют «гражданином мира». Это обманчивое название, вводящее в заблуждение широкие слои публики, не заинтересованной вдаваться в детали. Эти люди считают, что свобода и возможность передвижения по всему миру делает их «гражданами мира». Однако это всего лишь их мнение.

Для властей предержащих, а это прежде всего представители международного финансового капитала, «гражданин мира» - это человек без рода и племени, не помнящий своих родных, своей родины, своего языка и прошлого. Он - единица рабочей силы (рабочий, ученый или террорист с хорошей оплатой), которую можно в любой момент перебросить из одной страны в другую, подрывая национальные традиции местного общества и государственный суверенитет каждой отдельно взятой страны. Им пользуются, пока он нужен, а за ненадобностью он в любой момент может быть отброшен прочь. Он полностью управляем, поскольку абсолютно зависим от своего работодателя и находится в отрыве от своей родины, родного ему общества и культуры.

Именно такого человека, как видно из результатов этого тестирования, сейчас воспитывает российская система среднего образования. Он посредственно знает английский, что дает ему некоторую возможность объясниться за границей и в какой-то степени понимать, что будут хотеть от него иностранные хозяева, и практически не знает родной язык, что эффективно отрывает его от своей родины и делает «гражданином мира».

Нынешнее российское правительство совершенно не заинтересовано в том, чтобы население страны было грамотным и обладало хоть какими-то реальными знаниями. Для того, чтобы быть сырьевым придатком и качать за границу нефть и газ, достаточно иметь немного квалифицированных рабочих (инженеров и специалистов ведь можно и из-за рубежа пригласить). Остальным же предоставлена прекрасная возможность искать себе какую-нибудь работу рабочего или продавца в супермаркете, официанта в харчевне, таксиста или развозящего еду посыльного. Невежественной толпой, не знающей ни своего родного языка, ни своей истории, управлять гораздо проще, чем умными и образованными людьми. Именно поэтому современное российское образование и находится в столь бедственном положении.


Развал и деградация российского образования – это активное мероприятие по разложению нашего общества и вполне конкретное действие, направленное на дальнейший развал нашей страны. И если подходы к образованию, как и ко многому другому, не будут кардинально пересмотрены в самое ближайшее время (что маловероятно, учитывая состав этого правительства), то вероятность столь трагичного для нашей страны события с каждым годом будет лишь расти. Не допустить этого, а также воспитать умных, действительно образованных будущих граждан нашей великой страны, является важнейшими задачами всех здоровых сил российского общества.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.