Воскресенье с Александром Лежавой: «Смена состава»

Цена золота во всех ведущих мировых валютах с начала года и по текущий момент, когда была написана данная заметка, демонстрировала уверенный рост. Меньше всего она выросла в японских иенах – чуть более 4%, а сильнее всего в американской валюте – без малого 12%. Цена желтого металла в евро и фунтах стерлингов продемонстрировала примерно одинаковый рост, превысивший 10%. На это влияет множество факторов, но главный из них в современных условиях – это страх. Значительная часть участников рынка полна опасений относительно ближайшего будущего.

Рисков, которых и раньше было немало, стало еще больше, а уже существовавшие ранее лишь выросли в размерах. Это и геополитические риски, и ухудшающееся положение в мировой экономике, и риск нарастающей на Западе инфляции, и перспективы ослабления американской валюты. Министерство финансов США, а, значит, и ведущие американские банки и прежде всего Goldman Sachs, выходцы из которого занимают массу ведущих постов в нынешней администрации, следом за президентом США считает, что американская валюта слишком переоценена относительно ее конкурентов.

В своей совокупности все эти факторы оказывают положительное влияние на мировую цену золота, поскольку все большее число крупных участников рынка обращают внимание на этот исторически традиционный защитный актив. Настроение серьезных инвесторов в отношении золота чрезвычайно сильное, а средний прогноз мировой цены желтого металла на конец этого года находится у отметки в 1500 американских дензнаков за унцию.

Довольно интересно в этой связи то, что взгляды крупных инвесторов и розничных покупателей драгоценного металла на Западе в текущей обстановке коренным образом отличаются друг от друга. Если раньше, в гораздо более спокойных условиях спрос на физическое золото и серебро со стороны розничных покупателей был значительным, то в современной гораздо более напряженной экономической и политической обстановке он резко сократился.

В то же время все большее число крупных инвесторов, включая живущих в различных странах миллиардеров, предпочитают перекладывать имеющиеся у них ресурсы в физический драгоценный металл и акции золотодобывающих компаний. В качестве подобных примеров можно было бы назвать бразильского миллиардера Марио Гарнеро или богатейшего китайского миллиардера Ли Ка Шина, чье состояние оценивается в 35 миллиардов американских дензнаков. Если раньше богатейший китаец совершенно не интересовался золотом, предпочитая ему энергетику и энергетические активы, то теперь именно желтый металл и все, что связано непосредственно с ним, стало одним из его главных приоритетов.

Подходы богатых людей и их взгляды на золото довольно просты и вполне понятны. Их не столько волнует текущая цена драгоценного металла, сколько возможность того, чтобы он был под их реальным контролем. Они рассматривают его как традиционный защитный актив, как страховку от нарастающих рисков, готовых практически в любой момент вылиться в конкретные негативные события и проявления.

Если раньше задача защитить свои сбережения была приоритетной для обычных людей, розничных покупателей физического золота и серебра, то теперь та же самая проблема начинает беспокоить все большее число людей не просто состоятельных, но чрезвычайно богатых. С учетом того, что количество доступного на рынке физического драгоценного металла довольно ограничено в отличие от объемов обращающейся бумажной валюты, это может означать лишь одно: чем больше богатых участников рынка будут конкурировать между собой за обладание одной и той же унцией золота или серебра, тем выше будет их цена в бумажной валюте.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.