Воскресенье с Александром Лежавой: «Жидкое золото»
- дата: 10 ноября 2013 (источник)
(См. об этом дополнительно на Goldenfront здесь).
Поскольку этот журнал посвящен деньгам, одной из важных тем является настойчивое стремление властей различных стран добиться полного исключения из жизни людей наличного денежного обращения. Вряд ли этого удастся когда-нибудь добиться, так как в случае полного запрета наличного денежного обращения люди неизбежно начнут использовать для наличных расчетов либо иные товары, либо суррогаты. Исторически на протяжении столетий основой денежного обращения были драгоценные металлы – золото и серебро, поэтому в современном постиндустриальном мире именно их современные власти рассматривают в качестве основных противников ныне существующей и используемой схемы с необеспеченной бумажной валютой. В периоды серьезных потрясений или отсутствия возможностей для использования классических денег общество использовало в их качестве такие товары как сигареты, водку, консервы, патроны и тому подобное. Сейчас, по официальным заявлениям, кризиса то ли совсем нет, то ли он вроде как и есть, но он и не кризис вовсе, а так… что-то непонятное, вот только предприятия по всему миру закрываются, и безработица растет, а так все нормально. Поэтому американская полиция оказалась в тупике, когда по стране прокатилась волна краж, причем воровали не что-нибудь, а хорошо известное средство для стирки «Tide».
Когда количество таких случаев и арестованных по фактам краж «Тайда» стало превышать разумные пределы, полиция задумалась над тем, зачем ворам нужно такое количество «Тайда»? Такая бутылка «Тайда» в американских магазинах обычно стоит более 20 американских дензнаков, поэтому волна воровства была вначале совершенно непонятной. Оказалось, что моющее средство использовалось не для приготовления какой-то новой разновидности очередной наркотической дряни, а, в частности, непосредственно для расчетов за них. Бутылки «Тайда» стали де-факто уличными деньгами. За 150-унцовую бутылку «Тайда» можно было получить либо 5 американских дензнаков, либо «крэка» на 10 американских дензнаков. В определенных местах «Тайд» стали открыто называть «жидким золотом».
Благодаря своим свойствам, узнаваемости и спросу со стороны значительной части участников рынка именно моющее средство «Тайд», а не сигареты или спиртное, стал частично выполнять роль наличных денег в ведущей стране западного мира, чья валюта является также по совместительству и мировой резервной валютой.
Маловероятно, что маркетологи фирмы Procter&Gamble, производящей «Тайд», используют словосочетание «Жидкое золото» в рекламе «Тайда», однако этот пример показателен по нескольким причинам. По мере сокращения использования наличности в повседневном обращении люди начинают восполнять потребность в ней за счет других товаров. В отличие от бумажной ничем необеспеченной валюты это не некие эфемерные обязательства, а реальный товар, обладающий определенными потребительскими свойствами. Его использование в обычной жизни полностью законно, но если он будет вдруг по тем или иным причинам запрещен, то вместо него начнут использовать что-то иное, но вполне соответствующее требуемым характеристикам. Поэтому сама идея запретить наличные расчеты и полностью поставить под контроль расчеты безналичные при всей своей привлекательности в условиях рыночной экономики обречена на провал. Практически реализовать такую идею можно лишь в одном случае: когда в принципе не будет товаров. Никаких. Такое в принципе возможно, но хочется надеяться, что маловероятно.
В завершение же этой заметки хочется отметить, что война между обеспеченными деньгами и необеспеченными валютами продолжается, и окончательная победа будет именно за деньгами. А что именно будет использоваться в этом качестве – золото, серебро, бутылка водки или «Тайда» - в конечном итоге не так уж и важно. Просто вероятность того, что это будут драгоценные металлы, выше по сравнению со всеми иными товарами в силу их качеств и исторических традиций.
Комментарии 2
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.