Воскресенье с Александром Лежавой: «Знамение»

крушение дирижабля Гинденбург

Вряд ли кто-то мог ожидать столь явного и наглядного повторения истории. Если на прошлой неделе говорилось лишь о присущих биржевому рынку сигналах, способных предсказать грядущий биржевой крах, таких как «проклятие Гинденбурга» и «синдром Титаника», то выходные преподнесли куда более наглядный для всех сюрприз.

Для начала имеет смысл напомнить, что термин «проклятие Гинденбурга» получил свое название после катастрофы в мае 1937 года самого большого в мире на тот момент немецкого дирижабля «Гинденбург». При посадке в США после очередного трансатлантического рейса на летательном аппарате вспыхнул пожар, в результате которого погибли 35 из 97 человек, находившихся на борту, а сам дирижабль полностью сгорел. Эта катастрофа фактически положила конец эпохе коммерческого использования дирижаблей. Этим дело не ограничилось. Произошедшее стало предвестником примерно 50%-ного падения фондовых рынков, а имевший тогда место биржевой сигнал получил название «проклятия Гинденбурга».

В наши дни последовательность событий оказалась чуть иной. Вначале на бирже были зафиксированы негативные сигналы, а в выходные произошло крушение самого большого на настоящий момент в мире уже современного дирижабля «Airlander 10». На этот раз, к счастью, никто не погиб, хотя одна женщина и пострадала при его аварии, но отделалась порезами и ушибами. Кто-то может и не согласиться, но совпадение подобных событий сейчас с тем, что было восемьдесят лет назад, более чем удивительное. Знамение, однако.

Нельзя исключать, что оно вновь может воплотиться в жизнь. Уже вторую неделю подряд индекс Dow Jones снижается (23358 пунктов), тогда как золото продолжает свой постепенный рост (1294 ам.дензнака за унцию). Следствие этого чрезвычайно простое. Стоимость индекса Dow Jones, выраженная в золоте, продолжила свое снижение с уровня локального максимума, немного превышавшего тот, что был в преддверии кризиса 1929 года. На выходные цена индекса снизилась до 18,05 унций, что уже на 2% ниже локального максимума конца текущего октября. На начало прошлой недели она была ниже всего на 1%, и для этого снижения ей понадобилась пара недель, тогда как снижение еще на 1% произошло уже всего за одну неделю.

Судя по всему, процесс постепенно начинает ускоряться, хотя две-три недели – это сравнительно короткий срок, чтобы делать какие-то окончательные выводы. Однако исторический опыт свидетельствует, что, когда такой процесс начинался, он уже не останавливался на полпути, а приводил к тому, что выраженная в золоте стоимость индекса падала в несколько раз. Во сколько раз она может рухнуть на этот раз, покажет время, но ясно одно, что падение бумажных рынков будет сопровождаться массовым бегством в качество, а лучшего и более надежного защитного актива, чем физические драгоценные металлы, люди пока не придумали. Крах бумажных рынков может привести к столь значительному росту притока средств в золото и серебро, что его цена может возрасти не просто многократно, но на порядки, особенно с учетом возможной волны инфляции, с помощью которой центральные банки будут пытаться спасти ту безнадежную ситуацию, в которую они своими действиями загнали общество.

Если это действительно произойдет, то что-то подсказывает, что на всем дирижаблестроении могут поставить окончательный крест. Не потому, что это плохо для перевозки людей и грузов, а потому, что финансисты и банкиры будут бояться, как бы новая крупная авария с очередным реальным дирижаблем не стала очередным предвестником новой биржевой катастрофы. При условии, конечно, что после этого краха мир останется таким же, каким он был до сих пор.

аватар

Лежава, Александр

Член редколлегии, специальный корреспондент газеты "Современная школа России". Автор книги "Крах "денег" или как защитить свои сбережения в условиях кризиса" (вышла в издательстве "Книжный мир" в 2009 году) и "Занимательная экономика".

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.