Вот почему никто ничего не сделает, пока не будет слишком поздно

  финансовый апокалипсис

Хорошо, я понимаю: нам всем нравятся голливудские концовки: супергерой спасает мир, злой заговор раскрыт, злодеи получают по заслугам, а невозможный роман преодолевает все трудности. Вот почему существуют голливудские концовки: в нас заложено стремление к счастливому концу и успешному завершению путешествия героя/героини.

Мы будем терпеть трагического героя/героиню или иногда антигероя/героиню, но все же должна быть моральная победа.

Реальный мир не следует сюжетной линии, он функционирует в соответствии с требованиями систем: входные данные обрабатываются процессами, которые затем генерируют результаты. Если входные данные и процессы не меняются, то и результаты остаются неизменны.

Одно из распространенных проявлений человеческого высокомерия – идея, что если заставить кого-то согласиться с нами в том или ином вопросе - это будет своего рода победой, как будто чьё-то мнение имеет значение. Нет, если это не меняет входные данные или процессы существенным образом. Некоторые изменения входных данных или политики могут заставить нас почувствовать удовлетворение («Я - часть решения!»), но они слишком скромны, чтобы менять входные данные и процессы системы. В итоге результаты остаются прежними.

Другими словами, навешивание ярлыка мистификации или экзистенциальной угрозы ничего не меняет в порождающих последствия системах. Все происходит независимо от того, какой ярлык навесят на это люди, или что они думают по этому поводу («Эль-Ниньо действительно отстой!»).

Существующие процессы ограничивают наш выбор. Вот почему трудно быть экологически устойчивым святым. Допустим, мы обеспокоены изменением климата и разрушением биосферы планеты. Допустим, мы хотим снизить выбросы углерода, «делать правильные вещи», чтобы снизить негативное влияние нашего потребления и образа жизни.

Именно здесь мы подменяем реальность голливудской концовкой. Нам нравится думать, что переработка отходов имеет значение. К сожалению, в действительности это не меняет входные данные или процессы настолько, чтобы существенно изменить результаты. Например, процент литиевых батарей и электронных отходов, перерабатываемых в настоящее время, близок к нулю, т.к. батареи и электроника не производятся для рентабельной переработки, и никто не платит за дорогостоящую переработку. Таким образом, действительно важная переработка отходов не производится.

Я по-прежнему перерабатываю картон, потому что это лучше, чем выбрасывать его на свалку, но с точки зрения общих затрат жизненного цикла и потребления ресурсов при переработке у меня нет никаких данных, чтобы провести сравнение со свалкой. Система не настроена на измерение общих затрат жизненного цикла и потребления ресурсов товаров, услуг и процессов, и т.к. мы управляем только тем, что измеряем, мы действуем вслепую: система настроена для измерения «роста» (ВВП) и прибыли, а не общих затрат на жизненный цикл и потребление ресурсов. 

Извините, но голливудской концовки не будет, пока мы не изменим входные данные (не прекратим производство литиевых батарей) и/или процессы (потребуем 99% переработки всей электроники, батарей, автомобилей и т.д). Для этого надо полностью изменить всю систему производства и цепочки поставок ресурсов. Если мы этого не сделаем, результат существенно не изменится.

Голливудская концовка - электромобили «спасут планету». Жаль, что это Голливудский сценарий, а не реальность. Большая часть потребления ресурсов и ущерба планете приходится на добычу, выплавку и производство автомобилей, независимо от вида топлива. Из-за огромного потребления минералов электромобили потребляют гораздо больше ресурсов планеты, чем автомобили с ДВС (двигателем внутреннего сгорания).

В производстве всех транспортных средств (добыча, выплавка, транспортировка, сборка и т.д.) применяются углеводороды. Нет никакой разницы между транспортными средствами, за исключением того, что электромобили используют еще больше углеводородов при производстве.

Кроме того, есть еще источник топлива. Электромобиль, изготовленный путём сжигания угля и заряжаемый электроэнергией, вырабатываемой при сжигании угля, в действительности ни что иное как транспортное средство, работающее на угле. Называя его «электрическим» мы верим в счастливую историю, но в действительности всё не так: автомобиль, работающий на угле, - это экологическая катастрофа, независимо от этикеток, нашего мнения или пиара с хэппи-эндом

В реальном мире наименее разрушительный выбор транспортного средства - это небольшой, легкий, старый автомобиль с ДВС, хорошо обслуживаемый для экономии топлива и редко эксплуатируемый. Эй, посмотрите на меня, я проехал на своем старом Civic с 40-мильным расходом топлива всего 3 тыс. миль в прошлом году - я святой!

К сожалению, реальный мир - это не голливудский (или болливудский) фильм, и поэтому я не стану святым, если мы посмотрим на мир как на систему, а не как на фильм. Удобрения, которые я использую для выращивания продуктов на своем участке, привозятся издалека. И даже органические удобрения потребляют огромное количество углеводородов при переработке, упаковке и транспортировке. «Органический» фрукт или овощ, доставленный издалека, - это экологическая катастрофа по сравнению с органическим фруктом или овощем с вашего собственного участка. Но даже такие фрукты и овощи требуют затрат. Это часть системы.

ний год я несколько раз летал на самолёте, один дальний и два коротких рейса. Нет ничего экологически святого в том, чтобы потреблять огромные ресурсы, летая по всему миру.

Электрические самолеты также не «спасут мир». Им нужно много ресурсов.Они малы и медлительны. Дальность их полета мала, а их батареи также плохо пригодны для вторичной переработки, как и все автомобильные батареи, идущие на свалку. А альтернативные виды топлива для реактивных самолетов не могут производиться в масштабах, необходимых для замены авиационного топлива. Извините, голливудского финала не будет


Чтобы действительно сократить потребление ресурсов планеты, мы должны выращивать собственную пищу, передвигаться на собственных ногах или на транспорте с нулевым расходом топлива (велосипед без мотора, скейтборд или лодка). Также мы не должны покупать и использовать крупные ресурсопотребляющие устройства, такие как автомобили, самолеты и т.д. 

Система в сегодняшнем виде делает это практически невозможным. Даже для выращивания большей части собственной пищи необходима доставка удобрений (органических или химических, они все равно много весят). Очень мало мест, где можно ездить на велосипеде и скейтборде. Мир создан для больших, массово производимых транспортных средств, работающих на топливе. В абсолютном большинстве городов общественный транспорт не способен доставить людей туда, куда им нужно, с минимальными затратами времени. 

Рассмотрим основу нашего образа жизни - финансовую систему. История гласит: «Долг не имеет значения», т.к. мы можем всегда перерасти растущий долг. Наш арсенал приемов финансовой инженерии не имеет дна, и всегда найдется еще один финансовый кролик, которого мы сможем вытащить из шляпы.

Это, конечно, фантазия. Долг в конечном итоге съедает систему заживо. Как и постоянные расходы, пособия, демографическая ситуация и снижение производительности. Входные данные и процессы не могут существенно измениться, потому что они должны оставаться в своем нынешнем масштабе и конфигурации, иначе финансовая система рухнет под собственным весо

Это стимулирует нас сохранять исходные данные и процессы в том виде, в котором они есть, с небольшими изменениями в целях PR. Система устроена так, что элиты имеют большую часть богатства и политической власти, и если хоть малейшая часть их доходов уменьшится, они тут же направят все свои ресурсы на то, чтобы вернуть их. Потому что все они знают, как работает власть: если другим удастся отрезать 1% от ваших доходов, они почувствуют слабость и вернутся за 10%.

Единственный стимул, имеющий значение в нашем мире добычи полезных ископаемых, - это максимизация прибыли и личной выгоды укоренившихся влиятельных лиц. Чтобы скрыть эту реальность, люди, имеющие власть, продвигают пропаганду, показывающую их грабежи, мародерство, мошенничество и разрушение как голливудскую историю, которую мы все можем потреблять и любить, так же как мы любим наше рабство, когда оно правильно упаковано в путешествие героя/героини или историю любви

Вот почему никто ничего не будет делать, пока не станет слишком поздно. Только когда у нас закончатся необходимые ресурсы и/или основные процессы придут в упадок, мы осознаем факт того, что после сильного изменения входных данных и процессов глобальной системы, все результаты, которые нам нужны и которые мы любим, исчезли.

К тому времени, когда ресурсы и процессы существенно изменятся, уже будет слишком поздно что-то менять и возвращаться в прошлое. Как только процесс добычи ресурсов нарушается, ресурсы перестают поступать в необходимом количестве, чтобы обеспечивать все процессы глобального индустриализированного производства и транспорта. Т.к. все эти процессы – тесно связанные между собой системы, разрушение одной цепи поставок или одного процесса быстро разрушит всю систему

Помимо того, что люди путают счастливые истории с системами, их высокомерие проявляется и в другом: нам нравится думать, что незначительные изменения, не причиняющие нам неудобств, волшебным образом изменят негативные результаты (истощение ресурсов, разрушение окружающей среды и т.д.). Именно поэтому нам нравятся голливудские истории об электрических самолетах (наш собственный электрический вертолет - вау!), электромобилях, переработке картонных коробок от FedExUPS и Amazon и так далее: мы получаем все удобства и комфорт, к которым привыкли, и при этом становимся экологически устойчивыми святыми: все устойчиво, экологично, тепло и пушисто.

Только всё на самом деле не так. Это сказка, а не система.

Если вы ставите под сомнение голливудский финал, вас считают обречённо мрачным, недовольным человеком,ворчащим о счастливых концовках и техно-чудесах.

Я считаю, что это путает историю с системой. У историй свои правила: есть препятствия и могущественные злодеи, Герой и Героиня, проигрывающие и находящиеся под давлением, но затем, вопреки всему, злодеи теряют свою хватку, наступает справедливость, и любовь побеждает

Системы работают по своим собственным неумолимым правилам. Существуют входные данные и процессы, генерирующие результаты. Единственный способ существенно изменить результаты – существенно изменить входные данные и/или процессы. Небольшие пиар-акции для сохранения лица слишком малы по масштабу, чтобы произошли существенные изменения, и поэтому результаты остаются неизменными. Они не могут измениться, ведь именно так работают системы

Поэтому, во что бы то ни стало, игнорируйте все предупреждения и проведите корабль на полной скорости через ледяное поле. Корабль предсказуемо столкнётся с айсбергом, и только после этого кто-то реагирует: Хорошо, а где же голливудская история о храбрых инженерах, спасающих корабль, и благородных пассажирах, помогающих друг другу сесть в спасательные шлюпки? Что значит, корабль утонет независимо от проделанной работы?

Разве наша история со счастливым концом не соответствует реальности? К сожалению, нет. Нынешняя система идёт ко дну, и никто не будет что-то делать, кроме повторения того, что потерпело неудачу, пока не станет слишком поздно.

Я люблю захватывающие истории, как и все остальные, но системы - это не истории, и связывание этих двух понятий не поможет исправить неустойчивость текущей конфигурации системы.

аватар

Смит, Чарльз Хью

Smith, Charles Hugh

Финансовый, экономический блогер.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.