90-летний юбилей: как Рузвельт украл золото и объявил дефолт в 1933 году
- дата: 18 апреля 2023 (источник от 5 апреля 2023)
Автор: Элгин Гросеклоз (Elgin Groseclose)
[5 апреля будет ровно 90 лет со дня издания указа Франклина Рузвельта (Franklin Roosevelt) о запрете частной собственности на золото. В этой подборке из третьей части книги Денежная машина Америки: История Федеральной резервной системы, экономист Элгин Гросеклоз (Elgin Groseclose) описывает, как указ Рузвельта стал частью более масштабных усилий по намеренному обесцениванию доллара, росту цен, национализации рынков золота и дефолту по облигациям, обеспеченным золотом. При этом он утверждал, что доллар «спустя поколение» будет иметь «такую же покупательную способность».]
Общественное мнение касательно средств борьбы с инфляцией и прямого денежно-кредитного регулирования продолжало опережать мнение администрации, и во времена 73-го Конгресса было внесено множество законопроектов. Среди них был законопроект представителя Т. Алана Голдсборо (T. Alan Goldsborough), предусматривавший создание независимого финансового органа. Рузвельту удалось похоронить эту инициативу, сославшись на необходимость дальнейшего изучения. Несколько законопроектов Сената также предусматривали упразднение Совета директоров Федерального резерва и создание нового финансового органа.
Тем временем Рузвельт согласился с мнением Джорджа Уоррена (George Warren) о том, что самый быстрый способ восстановить цены - это повысить цену на золото, что вызовет повышение цен на все остальные товары. Уоррен рассчитал и пообещал, что повышение стоимости унции золота с $20,67 до $36,17 (на 75%) позволит восстановить цены до уровня 1926 года. Его поддержал влиятельный Национальный Комитет (Committee for the Nation), настаивавший на повышении стоимости унции золота в 2 раза (до $41,34).
Интересна хронология развития золотой политики. 10 марта, на следующий день после подписания Закона о чрезвычайной банковской деятельности, Рузвельт издал указ, запрещающий экспорт золота при отсутствии лицензии. За этим последовало распоряжение от 5 апреля, запретившее частное хранение золота и позволяющее министру финансов с помощью лицензий регулировать все внутренние и внешние операции с золотом. 20 апреля еще один Указ прекратил экспорт золота и отменил золотой стандарт в США. После Распоряжения от 20 апреля доллар начал обесцениваться за рубежом, т.е. цена на золото начала расти, и к 10 июня размер премий достиг 23,2%. В то же время цены на основные товары начали расти, и это было воспринято как подтверждение теории Уоррена о ценах на золото.
12 мая была принята поправка Томаса, дающая право президенту девальвировать доллар на 50%, с соответствующими полномочиями по переоценке серебра.
5 июня постановлением правительства все «золотые пункты» в деловых контрактах, за исключением валюты, были объявлены противоречащими государственной политике; и такие обязательства, независимо от того, содержали они «золотой пункт» или нет, были объявлены погашенными при оплате, доллар за доллар, любой монетой или валютой, являющейся законным платежным средством на момент оплаты. Резолюция также объявила все монеты и валюту США законным платежным средством.
Отмена золотых пунктов была принята в Палате представителей за три дня (29 мая) и немного дольше она принималась в Сенате. Это стало глубоким переломом в банковской практике США. Со времен обесценивания валюты во время Гражданской войны в договорах по облигациям было принято оговаривать выплату основной суммы долга и процентов в золотых монетах «настоящего веса и чистоты». Это стало федеральной практикой после принятия Закона от 4 февраля 1910 года, предусматривавшего, что «любые облигации и долговые сертификаты США, выпускаемые в дальнейшем, включая основную сумму и проценты, подлежат выплате в золотых монетах США по текущему стандарту стоимости».
Т.к. государственные и частные обязательства, содержащие золотой пункт, оценивались в $100 млрд., утверждалось, что эта оговорка бессмысленна, т.к. в мире не хватит золота, чтобы всё выплатить. Тот факт, что данный аргумент в равной степени относится ко всем непогашенным денежным обязательствам, не имеет большого значения. Впоследствии конституционность Постановления была оспорена в судах, и в ряде известных дел по «золотом пункте» отмена была поддержана.
22 июля Рузвельт направил послание Лондонской экономической конференции. Он практически предвещал конкурентное обесценивание валют, заявив, что «США стремятся к такому доллару, который через много лет будет иметь такую же платёжную и покупательную способность, как и доллар, которого мы надеемся достичь в ближайшем будущем».
22 октября в радиообращении к стране Рузвельт официально начал свой знаменитый эксперимент по поднятию уровня цен путем покупки золота в соответствии с теорией Уоррена. В своем обращении он повторил, что цель политики правительства: «восстановить уровень цен на товары». Он заявил, что после восстановления уровня цен, «мы будем стремиться поддерживать доллар с неизменной платёжной и покупательской способностью в течение последующего поколения». Также он говорил, что «крайне важно разрабатывать и применять дальнейшие меры, необходимые для контроля стоимости золота, обеспечивающего наш собственный доллар», и что «США должны жёстко контролировать его стоимость».
Президент объявил о создании государственного рынка золота в США. Он заявил, что уполномочивает Корпорацию финансирования реконструкции покупать недавно добытое золото по ценам, определяемым после консультаций с министром финансов и президентом. «В случае необходимости мы также будем покупать или продавать золото на мировом рынке» - добавил президент. Он продолжил: «Государственный кредит сохранится, а стабильная валюта будет сопровождаться повышением уровня цен на американские сырьевые товары».
Действия программы были оформлены указом от 25 октября и осуществлялись специальным комитетом в составе Джесси Х. Джонса (Jesse H. Jones), председателя Корпорации финансирования реконструкции, Дина Ачесона (Dean Acheson), заместителя министра финансов, и Генри Моргентау-младшего (Henry Morgenthau), возглавлявшего в то время Управление фермерских кредитов. Однако Рузвельт взял программу под личный контроль и, похоже, делал это с энтузиазмом фаната спортивного автомобиля новой модели.
Первое предложение было установлено на уровне $31,36, что эквивалентно доллару в $0,66. Идея состояла в постепенном повышении предложения. Комитет ежедневно собирался в Белом доме и устанавливал цены на день. Размер повышения, похоже, был делом каприза. В своих мемуарах Моргентау писал, что однажды утром Рузвельт предложил повысить цены на $0,21, аргументируя это тем, что «трижды семь будет 21».
17 января 1934 года цена на золото была повышена до $34,45 (плюс комиссия). Рузвельт пришел к выводу, что ему нужен более сильный законодательный мандат для предложенной им реформы валютной системы. В послании Конгрессу 15 января он подробно изложил цели новой финансовой политики. Повторив формулировку, использованную на Лондонской экономической конференции, он объявил, что его цель – «добиться менее изменчивой покупательной способности доллара». Несмотря на то, что Комитет Палаты представителей по чеканке монет, мерам и весам запланировал обширные слушания, руководство провело законопроект через Палату 360 голосами против 40. Дебаты длились всего один день.
Программа Рузвельта по скупке золота во многом обозначила разрыв между его прежней политикой фискального консерватизма и открытым принятием управляемых денег, фискальных манипуляций и государственного вмешательства. В результате произошла первая серьезная перестановка в его штате советников. Дин Ачесон подал в отставку с поста заместителя министра финансов. 17 ноября его заменил Генри Моргентау-младший. Уильям Х. Вудин (William H. Woodin), сославшись на болезнь, подал в отставку с поста министра финансов. 1 января его сменил Моргентау. Джеймс П. Варбург (James P. Warburg) и О. М. В. Спрэг (O. M. W. Sprague) также покинули сцену.
Комментарии 1
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.