Александр Лежава отвечает на вопрос читателя Goldenfront: «Почему все крупные игроки ориентированы на покупку золота, а не серебра?»
- дата: 4 декабря 2021 (источник от 28 февраля 2017)
Один из читателей задал этот вопрос в ответ на мою заметку, появившуюся на прошлой неделе. Поскольку в размещенном им комментарии есть и еще несколько моментов, которым стоит уделить внимание, представляется целесообразным сначала полностью привести его текст, а затем попробовать ответить на имеющиеся там вопросы.
«Здравствуйте! Меня уже давно не беспокоит один вопрос, который хотел бы задать автору статьи, т.к. он компетентен в нём. Итак, если серебро недооценено и более волатильно, а в следствии в процентном выражении принесёт больше профита, тогда почему государства и частные инвесторы закупают только или больше золота нежели серебра? Да, золото мера стоимости, от которого отталкивается даже цена серебра и это "металл богатых", серебро, соответственно "металл бедняков", но даже в таком случае в независимости от своих сбережений, будь-то 1000$ или 1млрд.$, я бы закупал "презренного" в соотношении 20/80 (20% - золота и 80% - серебра), а может даже и 10/90. Это логично было бы, т.к. конечный результат сих манипуляций получение прибыли, разумеется инвесторы и государства, также больше должны закупать серебра. Из всего вышесказанного следует предположить несколько выводов: 1. Серебро в % выражении не будет стоит дороже золота (маловероятно, хотя и можно допустить). 2. В мире есть определённые ограничения на закупку серебра и злата, естественно эти ограничения оформленные в виде устных неформальных правил среди элиты. 3. Иной вариант мне неизвестный. Собственно вопрос автору: почему все крупные игроки ориентированы на покупку золота, а не серебра. Заранее благодарен за ответ. Пы Сы. Всех, кто имеет интересные и обоснованные гипотезы, буду рад услышать!»
Прежде всего, вероятно, вряд ли стоит так обобщать. Существуют мнения вполне уважаемых на рынке драгоценных металлов специалистов, небезосновательно полагающих, что некоторые крупные игроки (тот же банк JPMorgan) отдают предпочтение именно физическому серебру из-за его гораздо большего потенциала роста. Поэтому было бы правильнее говорить все-таки о большинстве крупных игроков.
Что же касается вопроса, почему крупные участники рынка покупают золото, а не серебро, то стоит вспомнить, что в XIX веке произошел отказ от биметаллизма, когда золото и серебро одновременно являлись деньгами, в пользу золота. Демонетизацию серебра раньше всех осуществила Великобритания в 1816 году, а, начиная с 1870-ых и по конец XIX века, также затем поступили и остальные ведущие державы - Германия, США и прочие. В 1895 – 97 годах в результате реформы Витте этим же путем последовала и Россия. Золото осталось единственными деньгами и единым стандартом, относительно которого определялась стоимость любых товаров и услуг.
Под конец Второй мировой войны на Бреттон-Вудской конференции было принято решение о том, что обеспеченный золотом американский доллар будет играть роль мировой резервной валюты в международных расчетах. Другие страны могли обменять по фиксированному курсу накапливающиеся у них бумажные доллары или долларовые остатки на банковских счетах на физическое золото, хранившееся у американцев. Доллар в этот период был хорош как золото. Так продолжалось до середины августа 1971 года, когда президент США Никсон объявил о прекращении такого обмена. Причина была проста: американцы напечатали слишком много бумажных долларов. Когда французы выставили им счет и попросили расплатиться, американцы погасили свой долг перед ними, но стало ясно, что для погашения всех обязательств в виде бумажных долларов им просто не хватит золота. Обмен американских бумажек на физическое золото был прекращен. С этого момента американская и по совместительству мировая резервная валюта стала необеспеченной бумажной валютой, а следом точно такими же фантиками стали и все остальные. Иными словами, золото стало слишком дорого, чтобы обмениваться на бумажные фантики по установленному на конференции курсу.
Потом американцы и их подельники потратили массу сил, играя на понижение его мировой цены и стараясь убедить всех, что их валюта лучше золота. Схема работала до 2000 года, а потом спрос начал превышать предложение, и цена пошла вверх. В 2011-ом, когда ситуация стала откровенно критической, и золото грозило пробить рубеж в 2000 американских дензнаков за унцию, западный банковский картель нанес удар по золоту, притормозив на пять лет его рост. В 2016-ом началась новая фаза роста золота. Самым важным является не только и не столько мировая цена самого драгоценного металла, которая фактически отражает доверие или недоверие мирового рынка к мировой резервной валюте, сколько вопрос о том, как долго необеспеченная бумажная валюта продолжит оставаться мировой резервной валютой, и когда на смену ей вернутся твердые обеспеченные деньги – золото.
Формально летом 1971 года золото было демонетизировано, фактически же оно так и осталось деньгами со всеми присущими им функциями. Особенно ярко эти качества проявляются, когда оцениваешь стоимость различных товаров не в тех или иных бумажных валютах, а в реальных деньгах – унциях или граммах золота. Тогда хорошо видно, что их цены либо остаются стабильными относительно желтого металла, либо, что чаще, дешевеют относительно золота. Это наглядное проявление дефляции, когда денежная масса (количество золота) растет медленнее, чем количество предлагаемых товаров и услуг. На унцию золота, например, сейчас можно купить примерно 23 барреля нефти, тогда как среднее соотношение цены - это 16 баррелей за унцию.
Золото традиционно в силу своей большей редкости было гораздо ценнее для людей, чем серебро (исключение представляет собой Древний Египет, где серебро ценилось выше золота), поэтому его накапливали раньше и продолжают накапливать и сейчас. Практически все добытое человечеством за весь исторический период золото существует и по сей день. Что же касается серебра, то в отличие от золота оно более дешево, и его активно расходуют в промышленности. Если накопленные человечеством запасы золота оцениваются в 5 – 5,5 миллиардов унций, то аналогичные запасы серебра оценивают всего в 1 миллиард. С этой, как и с других точек зрения, серебро имеет гораздо больший потенциал роста, но если стоит задача сохранить, а не спекулировать (купить дешевле, чтобы продать дороже), то предпочтение все-таки стоит отдать золоту. Именно так и поступают крупные участники рынка. Кроме того оно значительно компактнее серебра при более высокой ценности, что также немаловажно, когда возникает необходимость хранить драгоценный металл.
Что касается серебра, то оно представляет собой больший интерес для розничных сберегателей и инвесторов по ряду причин. Если вспомнить недавнее прошлое, то до первой волны кризиса в 2007 – 2008 годах инвестиционный спрос на серебро был сравнительно невысок. Этот металл активно использовался в промышленности, тогда как основным инструментом для формирования сбережений было золото.
Представляется, что интерес к серебру вновь начал расти после того, как для некоторых участников рынка золото стало слишком дорого, и они начали искать альтернативный вариант для формирования своих сбережений. Серебро подходило для этого идеально. При тех же, как и у золота, монетарных свойствах оно было существенно дешевле желтого металла, что делало его и значительно более доступным для более широкого круга потенциальных покупателей. Совокупность этих факторов скорее всего и стала основной движущей силой, которая привлекла розничных клиентов к покупкам серебра.
К тому же, будучи на протяжении столетий традиционными деньгами, именно серебро было основными деньгами при осуществлении повседневных расчетов. Золото слишком дорого, чтобы покупать на него пучок зелени, бутылку молока или килограмм картошки. Для этого всегда служило серебро и вполне возможно выступит в этой же роли и в не столь далеком будущем.
Поэтому для сберегателя соотношение накапливаемого золота и серебра стоит рассматривать с позиций того, что золото могло бы использоваться прежде всего для долгосрочных сбережений и потенциальных крупных расходов, тогда как с помощью серебра могут осуществляться текущие повседневные платежи.
Если же рассматривать соотношение покупок золота и серебра с позиций спекулянта (купил дешевле, продал дороже, получил бумажную прибыль), то это в корне отличный подход от того, на что ориентируется сберегатель. Сберегатель ориентирован на защиту своих сбережений от различных финансово-экономических и прочих потрясений, тогда как спекулянт ориентирован на получение прибыли. Поэтому соотношение покупок металлов 80/20, 50/50, 20/80, 10/90 или 0/100 определяется исключительно готовностью спекулянта в той или иной степени нести риски. Чем выше склонность к риску, тем больше он будет отдавать предпочтение вложениям в серебро перед золотом. Однако в этом случае – для спекуляций - ему нет необходимости покупать физический металл. Для этого существует биржа, фьючерсный рынок, обезличенные металлические счета и прочие тому подобные инструменты.
Стоит учитывать, что рынок серебра на порядок меньше по своим размерам, чем рынок золота. Поэтому для крупных игроков достаточно просто дестабилизировать его своими действиями. И это регулярно происходит, когда большие мальчики выбрасывают на продажу массу фьючерсов, чтобы сбить цену драгоценных металлов. Но… рынок серебра напрямую связан с рынком золота. Если на рынке серебра кто-то начнет действительно серьезно скупать металл (как братья Хант в конце 1970-ых годов, когда им практически удалось монополизировать рынок серебра, если бы американские власти не сменили правила игры), и цена на серебро начнет расти, в ту же сторону может начать двигаться и цена на золото. Вот это власть предержащим нужно меньше всего, ибо это подрывает веру в мировую резервную валюту и тезис о том, что американская валюта лучше золота. Ведь в случае возврата к золоту рушится вся существующая схема с базирующимися на долге необеспеченными бумажными валютами, построенная Западом.
Именно это является основной причиной начавшегося в 2007 – 2008 годах мирового финансового кризиса, который окончательно пока так и не был разрешен, но лишь продолжил накапливать за период после своей первой острой фазы свой разрушительный для мировой экономики потенциал. Когда он будет разрешен, скорее всего вопрос будет стоять не о том, какую прибыль можно получить от покупки, а затем продажи того или иного количества золота или серебра, а о том, сколько унций, граммов или миллиграммов того или иного драгоценного металла будут стоить те или иные товары и услуги.
Бумажные необеспеченные декретные деньги всегда в истории человечества приводили к широкомасштабному финансово-экономическому кризису, выход из которого также всегда осуществлялся путем перехода на твердые обеспеченные деньги, в роли которых исторически выступали физическое золото и серебро. Маловероятно, что на этот раз что-то будет иначе.
Мне хотелось бы надеяться, что в этой заметке мне удалось максимально полно, хотя и бегло ответить на Ваши вопросы.
Комментарии 5
Добавить комментарийПожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.