Алмазная отрасль готовится к ужесточению контроля

алмазная отрасль ужесточение

Алмазная отрасль готовится к значительным переменам в 2024 году. Новые санкции против России ускорят внедрение программ отслеживания по всей цепочке поставок. Если компании захотят продать алмазную продукцию в страны «Большой семерки» (G7), им придется доказать нероссийское происхождение драгоценных камней.

6 декабря «Большая семерка», в которую входят Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания и США, объявила о своих последних санкциях, направленных на «ограничение способности России финансировать ее незаконные военные действия», говорится в совместном заявлении.

Алмазная продукция заняла видное место в этом наборе мер, возможно, потому, что группа отложила политическое решение о том, как обращаться с поставками российских алмазов, - прошло почти два года после начала военных действий на Украине 24 февраля 2022 года.

Первоначальные санкции были направлены против российской нефтегазовой отрасли, а также ограничили ее банковскую систему и перевод средств, при этом отчасти - половинчатым образом - затронув алмазы.

Тем не менее, алмазы и бриллианты вносят свой вклад в государственные доходы России и, следовательно, в ведение военных действий, в результате чего этот сектор оказывается втянутым в дискуссию о санкциях.

Российской Федерации принадлежит 33% акций алмазодобывающей компании АЛРОСА, крупнейшего в мире производителя алмазного сырья по объему. В 2021 году объем продаж алмазного сырья компанией составил $4 млрд за 45,5 млн каратов, это были последние данные о доходах, опубликованные ею до начала военных действий.

«Целью этих усилий по-прежнему является сокращение доходов, получаемых Россией от алмазной продукции, которые подпитывают военную машину Москвы, направленную против Украины», - подчеркнула Европейская комиссия (ЕК) в отдельном заявлении, в котором предоставлены дополнительные подробности о санкциях.

Санкции введены в действие 

Санкции заменят существующие меры, введенные некоторыми странами ранее.

США запретили импорт алмазной продукции из России в марте 2022 года, но оставили лазейку для поступления бриллиантов, полученных из российского алмазного сырья, в третьи страны. Европейский Союз (ЕС) отложил введение каких-либо ограничений из-за опасений, что такие меры поставят Бельгию в невыгодное положение в ее конкуренции с Дубаем, а также с Мумбаи и Тель-Авивом, за долю рынка в качестве ведущего центра торговли алмазным сырьем. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Индия и Израиль не ввели никаких ограничений на алмазы российского происхождения, хотя экспортируют товары в те страны, где действует запрет.

Запрет на импорт только в страны ЕС не был бы эффективным, добавила Еврокомиссия в своей пояснительной записке. «Это означало бы гибель Антверпена, - сказал чиновник, пожелавший остаться неназванным. - Речь идет о выживании Антверпена».

Следовательно, ЕС стал движущей силой для полностью скоординированного подхода к ограничениям и графика их введения в рамках «Большой семерки», подчеркнула Европейская комиссия.

Эти усилия представляют собой этап действий группы на разных уровнях санкций в отношении алмазной продукции.

Первый этап, вступивший в силу 1 января, касается запрета прямого импорта алмазной продукции из России. С 1 марта санкции будут распространены на бриллианты весом свыше 1 карата, которые получены из российского алмазного сырья, но прошли огранку в третьей стране, что связано с лазейкой, существовавшей в первоначальных санкциях, введенных США. Наконец, начиная с 1 сентября, ограничения будут распространяться на синтетическую алмазную продукцию, ювелирные изделия и часы, содержащие бриллианты весом более 0,50 карата.

Элемент отслеживания 

Большую проблему представляют способы проверки нероссийского происхождения алмаза или бриллианта. С этой целью группа создаст «надежный механизм проверки и сертификации алмазов, основанный на отслеживании», который станет обязательным с 1 сентября, говорится в заявлении Еврокомиссии. В компании добавили, что пилотная программа системы будет запущена с 1 марта.

Идея состоит в том, чтобы создать цифровой двойник подлинного драгоценного камня в его необработанном состоянии и выдать сертификат происхождения алмазного продукта, пояснили в комиссии. Неясно, будет ли этот сертификат выдаваться в виде физической распечатки, как привыкли таможенники, или только в цифровом формате, отметил другой европейский чиновник.

Идентифицирующая информация и сертификат будут введены в автономный реестр на основе блокчейна, который будет взаимодействовать с несколькими существующими решениями, обеспечивающими механизм отслеживания, пояснил представитель Eврокомиссии в электронном письме.

Другими словами, будет централизованный блокчейн, в который будет поступать информация от поставщиков услуг по отслеживанию.

«Это позволяет отслеживать весь процесс производства алмазного продукта, и он может быть представлен во время импорта готового бриллианта», - сказал представитель.

На момент публикации комиссия не уточнила, каким критериям должны будут соответствовать поставщики услуг для того, чтобы вносить свой вклад в систему «Большой семерки», или какая информация будет загружаться в централизованный реестр. В число компаний, реализующих программы отслеживания алмазной продукции, входят Tracr, принадлежащая De Beers, Everledger, iTraceiT, Геммологический институт Америки (Gemological Institute of America, GIA) и Sarine Technologies.

Проблемы отрасли 

Чиновник отметил, что сертификация товаров, зарегистрированных в реестре, будет осуществляться в Бельгии, за некоторыми исключениями.

Чиновник заявил, что Канаде, единственной стране-производителю алмазов среди стран «Большой семерки», может быть предоставлена возможность сертифицировать алмазную продукцию собственного производства. Также предполагается, что алмазы, предназначенные для бенефикации (огранки в стране происхождения), будут освобождены от транзита через Бельгию для сертификации в странах «Большой семерки».

De Beers ждет разъяснений по нескольким вопросам, в первую очередь скажется ли это на ее практике смешивания алмазов, поставленных с ее рудников, находящихся в Ботсване, Канаде, Намибии и Южной Африке, известной как агрегация.

«Мы ожидаем ясности в отношении того, как новые требования в отношении импорта будут выполняться на практике, и будем настаивать на разумном и практичном подходе к реализации этих мер, при котором признается фундаментальная важность агрегации в обеспечении выгоды для алмазных компаний и стран-производителей алмазов, а также значение бенефикации», - заявил представитель компании.

Ассортимент De Beers по-прежнему придется сертифицировать в Бельгии, но это будет исключением, поскольку эти товары будут единственными разрешенными товарами «смешанного происхождения», отметил чиновник.

Йорам Дваш (Yoram Dvash), президент Всемирной федерации алмазных бирж (World Federation of Diamond Bourses, WFDB), призвал страны «Большой семерки» включить другие центры алмазной торговли в процесс регистрации.

Можно создать «более эффективный и действенный механизм», разрешив другим крупным центрам, работающим с алмазным сырьем, таким как Дубай, Мумбаи и Тель-Авив, а также странам-производителям алмазов проводить проверку и регистрацию товаров, подчеркнул Дваш в своем заявлении сразу после объявления, сделанного «Большой семеркой».

Готовность к росту объемов 

Среди высказанных опасений был вопрос о том, сможет ли Антверпен справиться с большими объемами, которые, как ожидается, будут сопровождать этот новый механизм. По оценкам одного представителя, эта система не приведет к увеличению объемов по сравнению с теми, с которыми Антверпенский алмазный офис (Antwerp Diamond Office) имел дело в прошлом. В качестве сравнительной базы этот чиновник назвал 2021 год, когда Бельгия импортировала 68,1 млн каратов алмазного сырья на сумму 6,49 млрд евро ($7,1 млрд), а объем ее экспорта достиг 90,7 млн каратов на сумму 7,48 млрд евро ($8,18 млрд), согласно данным, опубликованным Национальным банком Бельгии (National Bank of Belgium).

До начала военных действий на Украине Бельгия была крупнейшим покупателем российского алмазного сырья: в 2021 году она импортировала 27,1 млн каратов на сумму 1,57 млрд евро ($1,72 млрд), что составляет 24% от ее общего объема импорта алмазного сырья по стоимости и 40% по объему. Чиновник отметил, что исключение российских товаров из оборота будет означать, что в Антверпене не произойдет значительного роста по сравнению с 2021 годом. Как свидетельствуют данные Национального банка Бельгии, объем импорта алмазного сырья в Бельгию из России сократился в 2022 году на 19% и упал на 76% в годовом выражении до всего лишь 285,1 млн евро ($311,7 млн) за первые девять месяцев 2023 года.

Более серьезный вопрос заключается в том, смогут ли программы отслеживания справиться с такими объемами алмазной продукции. На сегодняшний день торговля приняла это в минимальной степени, и в основном это сделали розничные ювелирные бренды, которым необходима тщательная проверка источников.

«Мы продолжаем ускорять разработку и развитие блокчейн-платформы Tracr и взаимодействовать с более широкими кругами в отрасли, ожидая дальнейших подробностей, чтобы Tracr могла как можно лучше удовлетворить потребности отрасли, - сказал представитель De Beers. - Однако мы также признаем, что даже Tracr, самая передовая в мире платформа для отслеживания алмазной продукции, еще не имеет той широты охвата, которая потребовалась бы для достижения целей стран «Большой семерки» в заявленные сроки».

Компания Sarine недавно представила свою систему Autoscan Plus, которая, по ее утверждению, может сканировать 1000 камней в час для ее программы отслеживания Diamond Journey. Autoscan Plus была создана для масштабирования и разработана как меньшее по размеру и более дешевое решение, сказал Дэвид Блок (David Block), генеральный директор Sarine.


Дополнительные затраты 

Антверпенский всемирный алмазный центр (Antwerp World Diamond Centre, AWDC), торговая организация, в которую входят как правительственные, так и отраслевые участники и которая курирует деятельность Алмазного офиса, как сообщается, расширяет свои возможности по обработке дополнительного объема продукции.

Тем не менее, многие представители отрасли скептически относятся к тому, готова ли отрасль внедрить решение для цифрового отслеживания в таких масштабах. «Правительство поверило в ложные обещания относительно того, как работать и внедрять систему, - сказал один дилер. - Даже если это возможно, это будет дорого».

Первые критики системы выражали обеспокоенность по поводу дополнительных затрат на сертификацию и возможную двойную отгрузку в Бельгию.

«Наличие только одного пункта для регистрации и проверки приведет к дополнительным затратам времени и денег для алмазной торговли», - заявили в WFDB. Это увеличит длительность цикла торговли и доставки товаров на рынок, добавил другой дилер.

Випул Шах (Vipul Shah), председатель Совета по содействию экспорту драгоценных камней и ювелирных изделий (Gem & Jewellery Export Promotion Council, GJEPC) Индии, ожидает, что этот шаг окажет влияние на стоимость сырья для местных производителей бриллиантов. «Мы координируем свои действия со Всемирным алмазным советом (World Diamond Council, WDC) с целью смягчения последствий таких сбоев и воздействия на расходы», - сказал он в электронном письме.

Участники торговли предупредили, что стоимость сертификации может сделать российские товары даже более привлекательными, в то время как рынок разделяется на двухуровневую систему.

De Beers заявила, что хочет понять, как будет осуществляться управление такими рисками, как образование потенциального «узкого места» в поставках и дополнительные расходы, если «Большая семерка» намерена ограничить точки поступления алмазного сырья в страны G7. «Мы выступаем за решение, которое облегчит торговлю нашей алмазной продукцией со странами «Большой семерки», а не ограничит ее», - подчеркнул представитель De Beers.

В ответ Еврокомиссия заявила, что стоимость сертификации, как ожидается, будет незначительной, «особенно учитывая цены на алмазную продукцию», по словам ее представителя. «Плата будет покрывать все затраты, а не будет предназначена для получения прибыли», - сказал он.

Что касается двойной отгрузки, чиновники ожидают, что товары просто пройдут через Бельгию как через «основные ворота», а не через другие центры, прежде чем отправиться на производство бриллиантов. Дополнительная стоимость доставки, скорее всего, будет применяться к алмазам, предназначенным для продажи на тендерах в других центрах торговли, таких как Дубай и Тель-Авив.

Старательская добыча и кустарный промысел 

Хотя регистрация алмазов будет контролироваться Алмазным офисом AWDC, это является механизмом, который возглавляет правительство, насколько понимает Rapaport. Это означает, что в пункте экспорта потребуется проводить регистрацию, что важно при работе со старательским алмазодобывающим сектором.

Так, если старатель продает свой товар покупателю в месте горной добычи, то в обязанности покупателя будет входить отправка товара в Бельгию для регистрации, пояснил чиновник.

Торговые организации вместе с De Beers повторяли мантру WDC о том, что «никто не должен быть забыт», выражая обеспокоенность тем, что старатели окажутся в невыгодном положении в рамках новой системы.

«Если такое решение будет основано полностью на достижениях технологии, это нанесет ущерб африканским производителям алмазов, старательским алмазодобывающим компаниям и всей отрасли, создав значительный риск непредвиденных последствий», - добавил представитель De Beers.

Старатели и мелкие алмазодобывающие компании, которые обычно не имеют доступа к технологиям, должны иметь возможность отправлять свое алмазное сырье в любой гранильный центр для регистрации и сертификации, написали участники торговли в проекте письма, которое готовится для предъявления странам «Большой семерки» и к которому Rapaport удалось получить доступ.

Аналогичным образом, индийская отрасль призывает страны «Большой семерки» принять во внимание интересы малых и средних предприятий, для которых внедрение технологий отслеживания бриллиантов может оказаться недостижимым на данном этапе. Эти небольшие алмазные ограночные предприятия обеспечивают средства к существованию для миллионов людей, подчеркнул Шах из GJEPC.

Чиновники ЕС ожидают, что программа может даже помочь формализовать старательский алмазодобывающий сектор и стимулировать инвестиции в этот сегмент, например, среди правительственных органов стран «Большой семерки», заинтересованных в том, чтобы заработал механизм отслеживания.

Время взаимодействовать 

Но для того, чтобы система заработала, в ближайшие несколько месяцев потребуется активное взаимодействие с торговлей. Как показали сообщения, поступающие от WFDB, GJEPC, De Beers и других участников, у отрасли есть много вопросов и опасений. Некоторым вопросам необходимо срочно уделить внимание, например, вопросу о том, что делать с имеющимися на рынке складскими запасами.

«Я призываю страны «Большой семерки» взаимодействовать с отраслевыми организациями с целью достижения более справедливого и сбалансированного механизма», - подчеркнул Дваш.

«Большая семерка» обязалась продолжать консультации между своими членами и другими партнерами, включая страны-производители алмазов, а также страны-производители бриллиантов, по вопросам «комплексного контроля за алмазами, добываемыми и обрабатываемыми в третьих странах, что касается мер их отслеживания».

Было бы удивительно, если бы такие обсуждения привели к полному пересмотру запланированной системы, как того хотелось бы отрасли. Как признался один из трейдеров, «Большая семерка» намерена его реализовать, в то время как США и страны ЕС будут использовать банки для обеспечения соблюдения санкций, блокируя платежи в рамках алмазопровода в случае несоблюдения санкций.

Правительства, которым поручено разработать и внедрить систему, похоже, уверены, что нашли оптимальное решение.

«Такой усиленный подход даст нашим гражданам и потребителям уверенность в том, что они не покупают российские бриллианты, - подчеркнул представитель Еврокомиссии. - Это также обеспечит бόльшую прозрачность для производителей алмазов, в том числе в странах, где ведется старательская добыча. Это окажет положительное влияние как на доходы, получаемые от алмазной продукции, так и на историю и бренд производителей алмазов по всей цепочке поставок».

Участникам торговли придется приложить немало усилий, чтобы убедить полностью принять такое мнение, прежде чем пилотная программа отслеживания вступит в силу с 1 марта. Похоже, на данном этапе выбор у них будет небольшой.

 

аватар

ROUGH-POLISHED.EXPERT

Журнал об индустрии драгоценных металлов и камней.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.