Американцы бегут из городов

американские города

Хотелось бы обсудить кое-какие изменения, происходящие сейчас в американской экономике. Они связаны с тем, что можно назвать Великим американским исходом. Происходит массовая миграция из больших городов. Миллионы американцев – от западного побережья до восточного – бегут из городов в пригород или деревню.

Данное утверждение подтверждается фактами.

Допустим, вы хотите нанять грузовик U-Haul для перевозки вещей из Нью-Йорка в горы Катскилл, что не так уж далеко. Или, скажем, из Лос-Анджелеса в Седону, штат Аризона.

Обойдется это намного дороже, чем в обратном направлении. Если ехать из Седоны в Лос-Анджелес или из гор Катскилл в Нью-Йорк, цена будет примерно в четыре раза ниже. Другими словами, чтобы выехать из города, наценка составляет 400%, но за обратную поездку компания U-Haul фактически готова вам доплатить.

К тому же имеет место дефицит. Если вы переезжаете за город, попробуйте найти перевозчика. Я пробовал недавно сам и знаю других, кто тоже это делал. Заказать грузовик очень сложно.

Так что массовый исход из городов – это реальное явление, подтверждаемое фактами.

Таких изменений мы не видели, пожалуй, с 1930-х, когда люди бежали из Пыльного котла в Калифорнию в поисках работы в сельском хозяйстве. То была массовая миграция. Сейчас мы наблюдаем такую же, только в противоположном направлении.

И это большая проблема для экономики, потому что города – это центры экономической активности, делающие значительный вклад в ВВП. Бегство имеет три главных причины.

Первая – это демография. О миллениалах часто говорят так, будто это дети, только что окончившие колледж. Но старшим миллениалам через два года будет 40. Так что они уже далеко не дети. Часто это взрослые люди с работой, семьей и множеством обязательств.

Многие из них жили в городах, так как город, как правило, интересное место для жизни, предлагающее больше всего возможностей. Но среди людей данной демографической группы есть такая тенденция, что им нравится в городе, когда им 20 или 30, но после достижения определенного возраста они решают, что пора перебраться в пригород.

И сейчас как раз это и происходит. Таким образом, это первый фактор массовой миграции из городов. Другие факторы намного более серьезны…

Самый очевидный – это пандемия. Взгляните на Нью-Йорк. Он стал явным эпицентром пандемии в США. Примерно треть всех смертей от коронавируса в США произошла в Нью-Йорке или непосредственной близости от него. Здесь очень высокая плотность населения.

И люди осознают, что жить в тесных многоквартирных домах и офисах, пользоваться переполненным общественным транспортом, посещать концерты и бродвейские спектакли и т. д. – это как жить в чашке Петри.

Очевидно, что подхватить вирус в переполненном вагоне метро намного проще, чем на загородной дороге. Поэтому люди говорят: «Дайте мне больше простора – и, пожалуй, перспективы моего здоровья будут намного лучше». И это действительно так.

Третий фактор, выгоняющий американцев из городов, – это массовые беспорядки.

Не стоит недооценивать ущерб от них. Я не хочу углубляться в социальные или политические аспекты беспорядков. У каждого свое мнение. Мирный протест – это наше конституционное право, и его нужно поддерживать. Если ты мирно настроен, то у тебя есть полное право протестовать против несправедливости.

Но ни у кого нет права грабить магазины и устраивать пожары. Здесь не о чем спорить.


Однако именно это происходило в больших городах по всей Америке. В Миннеаполисе определенно было много насилия. Но такой же ущерб понесли Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия, Атланта, Сент-Луис, Денвер, Портленд в Орегоне и многие другие города.

И так как многие призывают урезать финансирование полиции, люди, которым нравится городская жизнь, видят, чем это может кончиться. Преступность уже резко растет в Нью-Йорке, например, и, вероятно, ситуация еще больше ухудшится. С начала беспорядков в нью-йоркской полиции на 400% выросло число заявлений об увольнении.

Города всегда требовали компромисса. Здесь высокие налоги, много шума, толпы людей и преступность. Но многие мирились с этими издержками и неудобствами ради очень оживленной культурной и интеллектуальной среды, более привлекательной работы, интересных людей, музеев, замечательных ресторанов, кинотеатров, концертов, Бродвея в случае Нью-Йорка и т. д.

Однако теперь далеко не все считают такой компромисс оправданным. Культурные аспекты исчезли. Музеи, рестораны, кинотеатры и т. д. закрыты. А преступность растет. Так что недостатков стало больше, но преимуществ нет. Именно поэтому люди уезжают.

Таким образом, если объединить демографию, пандемию, делающую городскую жизнь непривлекательной, и беспорядки, получим знаковые изменения, не наблюдавшиеся с 1930-х.

Не стоит недооценивать экономические последствия. В городах сосредоточено не менее 80% населения, экономической производительности, создания рабочих мест и научно-исследовательских работ. Кто же покидает города?

Люди, которые могут себе это позволить. Таланты. Деньги. Энергия. Позволить себе уехать могут те, кто больше всего нужен в городах.

И, конечно, теперь еще появилась модель удаленной работы. Так что многие корпорации говорят: нам не нужно 10 этажей на пересечении 53-й улицы и Парк-авеню. Нам достаточно двух этажей в конференц-центре для совместной аренды, где есть свой администратор. Поэтому рынок коммерческой недвижимости ждут значительные трудности.

Таким образом, миграция из городов существенно замедлит экономическое восстановление. Но такое важное явление получает слишком мало внимания.

И это будет продолжаться. Подобное случается лишь раз в 2-3 поколения. Наверное, чтобы найти что-то сопоставимое, надо перенестись в бэби-бум конца 1940-х – начала 1950-х.

Но один сектор экономики чувствует себя хорошо: жилая недвижимость, потому что много где найти дом становится сложно. Люди даже делают предложения по домам, не видя их.

Если вы ищете, куда бы инвестировать, возможно, стоит присмотреться к загородным домам.

аватар

Рикардс, Джим

Rickards, Jim

Писатель, экономист, юрист, главный управляющий директор по рыночной разведке в Omnis, Inc. www.omnisinc.com. Был главным правительственным переговорщиком в момент спасения хедж-гиганта Long Term Capital Management в 1998 году.

Все статьи автора       Сайт автора

Комментарии 0

Добавить комментарий

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.